Итоги 10-летнего функционирования педагогических классов подвели в БГПУ на расширенном заседании Координационного совета по вопросам непрерывного педагогического образования, передает корреспондент «Настаўніцкай газеты».
Напомним, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка является республиканским координатором деятельности педагогических классов. В вузе создан учебно-научно-инновационный кластер непрерывного педагогического образования, который курирует деятельность всех учреждений образования, имеющих отношение к подготовке будущих педагогов.
— Десять лет назад при посещении Президентом нашего университета было принято решение о создании педагогических классов в стране. Речь шла о том, что готовить ребят к профессии педагога надо начинать со школьной скамьи. Сегодня система подготовки уже выстроена, количество педклассов и учащихся в них выросло в разы. Приятно, что более трети выпускников педклассов выбирают педагогические специальности, причем делают это осознанно. Ведь программа двухгодичного факультативного курса «Введение в педагогическую профессию» предусматривает не только изучение основ педагогики и психологии, но и проведение практических занятий, так называемых педпроб. Во время них ребята пробуют себя в роли учителя начальных классов или воспитателя, проводят пробные уроки со школьниками, различные культурно-массовые, гражданско-патриотические мероприятия, тем самым погружаясь в будущую профессию, — рассказал ректор БГПУ Александр Жук.
Он подчеркнул, что система профильного обучения в педклассах себя оправдала, потому что позволяет отбирать и готовить мотивированных и желающих стать педагогами молодых людей:
— Такие ребята, будучи студентами, действительно показывают хорошие знания в области педагогики и психологии, они всегда учатся не хуже медалистов. Но самое главное, они социально активные и становятся нашими лидерами, возглавляют первичные организации БРСМ и профсоюза, волонтерские и педагогические отряды.
В свою очередь заместитель министра образования Александр Кадлубай также отметил, что инициатива создания педклассов действенна:
— Мы достигли достаточно высокого количественного показателя: в 2024/2025 году в учреждениях образования уже 880 педагогических классов, в которых обучаются 8475 учащихся. За период реализации профильного обучения, с 2015 по 2024 год, количество педклассов увеличилось в 8,6 раза, а количество обучающихся в них — в 6,5 раза. Но в срезе поступления процент остается приблизительно одинаковый — 30—35 %. В последние годы 33 % выпускников педклассов и групп поступают на педспециальности в УВО.
Замминистра образования также обратил внимание на проблемные вопросы, среди которых и кадровый:
— Мы проанализировали, сколько учителей информатики, математики и физики приступило к работе и сколько было подано заявок на таких специалистов. Получилось, что по последней информации запрашивали 229 педагогов по информатике, 905 молодых учителей математики и 495 физиков. Но к работе приступили далеко не все. Поэтому стоит принципиально посмотреть на вопрос подготовки педкадров. Возможно, нам помогут допрофильные классы с точки зрения понимания, кто из учащихся 8—9-х классов готов в перспективе идти в педагогический класс.
На заседании также были рассмотрены вопросы совершенствования организации работы в педклассах, взаимодействия школ, в которых они созданы, с профильными университетами и управлениями по образованию.
— Министр образования ставит перед нами задачу: увеличить количество выпускников профильных классов, поступающих на педспециальности, до 50 % и более. Вместе с областными управлениями образования мы думаем, как это сделать. Сейчас растет целевой набор, и мы хотим, чтобы целевые направления школы и гимназии, где созданы педклассы, выдавали прежде всего выпускникам педагогических классов. Ведь они уже погружены в профессию, и что важно, после окончания университета они будут распределяться на известные им уже места. Многие вернутся в свои школы, район, где учились и где их с удовольствием примут уже как молодых педагогов, помогут им и социально адаптироваться, и в профессии вырасти через систему наставничества, а также создадут соответствующие условия для успешного профессионального становления на местах, — убежден ректор БГПУ.
К слову, опыт создания и работы профильных классов активно изучается и используется при подготовке специалистов для других отраслей экономики. Так, активно создаются аграрные и инженерные классы, берущие пример с педагогических.
— Сегодня роль учителя возрастает в обучении и воспитании молодежи. Ведь какие ребята будут выходить из школы, насколько они грамотны и воспитаны гражданско-патриотически, зависит и устойчивое развитие государства. Поэтому в нашей стране очень большое внимание уделяется подготовке современных педагогов, — подытожил А. Жук.
Ольга АНТОНЕНКОВА
Фото автора