В поиске источника жизненной энергии, или Ресурсная арт-терапия для замещающих родителей

- 13:24Газета "Домой!", Новости

Изобилие начинается с ресурса внутри каждого из нас. Замечали ли вы, что в состоянии ресурса любая работа осуществляется более эффективно, да и качество жизни повышается? За день вы как будто успеваете решить больше рабочих задач, а вечером — посвятить себя другим важным делам: семье, детям, творчеству, приятным встречам, планированию и приятным радостям. В состоянии ресурса, кажется, осуществимы даже самые смелые мечты, планы и проекты.

Арт-терапия помогает обратиться к той, творческой, части личности, что содержит источник жизненной энергии: открыв в себе эту энергию, появляется мотивация к повышению качества различных сфер жизни.

Что такое жизненная энергия? Никто пока не научился ее замерять, зато каждый может почувствовать ее внутри себя! Это та энергия, которая зажигает внутри нас некий огонек, дает крылья и показывает путь к изменениям. Вы чувствуете подъем, готовы свернуть горы, а утром просыпаетесь с легкостью, ведь впереди интересный и насыщенный день.

Если же мы не успеваем восстановиться после напряженного дня или длительного стресса, ощущение усталости приходит всё чаще и остается всё дольше. И фраза “выжат как лимон” уже полностью описывает наше состояние. Причем дело часто даже не в физической усталости (она отлично лечится 8 часами сна). Потухшие глаза, медлительность, безынициативность, опущенные плечи, постоянная зевота являются отличным сигналом для любого помогающего специалиста. В таком состоянии замещающий родитель может находиться годами, пока не окажется на самой нижней ступеньке синдрома эмоционального выгорания. Снижается работоспособность. Члены семьи начинают раздражать. К детям всё чаще применяются физические наказания. Чувство вины начинает цвести буйным цветом. Силы остаются только на то, чтобы дойти до кровати вечером. Это состояние формируется достаточно долго, поэтому замещающий родитель может даже не осознавать каких-либо изменений и, как правило, к специалисту обращается уже достаточно в плачевном состоянии.

Типичными запросами от замещающих родителей к специалистам центра являются следующие: “Как восстановить энергию?”, “Я не успела проснуться, а уже устала, что делать?”, “Как реализовать намеченные планы?”.

Арт-терапия в этом плане обладает большим арсеналом средств, как диагностики, так и поиска и закрепления источников энергии. Попробуем рассмотреть на практике, как помочь замещающему родителю?

I этап. Диагностика состояния (проведение диагностики, снятие напряжения, настройка на дальнейшую работу). На данном этапе отлично подойдет арт-терапевтическая техника “Мое имя.

Задачами техники являются: знакомство специалиста с клиентом и клиента с методом арт-терапии, снятие напряжения у клиента, так называемое снятие страха белого листа, возможность сделать срез эмоционального состояния клиента.

Необходимые материалы: листы белой бумаги формата А4, цветные карандаши/художественный акрил/сухая или масляная пастель (на выбор).

По времени достаточно будет 10—15 минут.

При подготовке к арт-терапевтической технике необходимо использовать следующие приемы (будут относиться к каждой из представленных техник):

  • выберите спокойное и тихое место, где вас никто не потревожит;
  • займите комфортное положение (не обязательно находиться за столом);
  • подложите под лист бумаги что-то твердое;
  • если в голове постоянно вертятся отвлекающие мысли, попробуйте закрыть глаза на пару минут и прислушаться к окружающим звукам или посчитать предметы в комнате определенного цвета, например, желтого.

Инструкция. Возьмите необходимые материалы. Напишите свое имя на листе бумаги. Могут возникнуть вопросы: “Что писать?”, “Где?”, “Как?”. Представьте, что именно сейчас время для творчества и что только вы знаете, как именно должно быть написано ваше имя. Определите место. Подберите материал. Определите стиль надписи. Приступайте к работе. И помните, имя человека — самое приятное и ценное слово для него.

После того как завершили процесс, взгляните на ваш продукт творческой деятельности. Если есть желание что-то доработать, можете смело это сделать.

Подсказки для диагностики:

  • Что именно написано на бумаге: только имя, имя и фамилия, сокращенная форма имени?
  • Какое место на листе занимает ваше имя: вверху, по центру, внизу?
  • Какой объем листа занимает ваше имя?
  • Какие цвета использовались для написания имени?
  • Есть ли изменения шрифта, стиля, нажима в буквах?
  • Было ли желание дополнить изображение какими-либо фигурами/объектами?

Это наводящие вопросы, которые необходимо обсуждать с клиентом, а не использовать как четкий диагностический инструмент. Если объяснение клиента отличается от видения специалиста, необходимо принять обратную связь клиента, а не свои собственные впечатления, ощущения и интерпретации.

Основное правило: идти за клиентом! Данная техника позволит снизить чувство напряжения, а также настроиться на дальнейшую работу.

II этап. Поиск источника энергии (оказание помощи с целью открытия источника энергии внутри себя и/или в социуме). Арт-терапевтическая техника Дерево” (позволит выявить возможные аспекты для будущей работы).

Необходимые материалы: листы белой бумаги формата А4 или А5 (на выбор), цветные карандаши, сухая или масляная пастель, гуашь/художественный акрил.

Время проведения: 15—20 минут (если требуется больше времени, то необходимо клиенту дать время для завершения).

Инструкция. Положите перед собой материалы. Подумайте о своем состоянии в данный момент. Как вы себя чувствуете? Насколько довольны своим состоянием? Достаточно ли вам жизненной энергии?

Представьте дерево. Это может быть любое дерево, которое вам нравится, — реальное или существующее только в ваших фантазиях. Теперь попробуйте изобразить его на листе бумаги. Что это за дерево? Каким способом вы его нарисуете: прорисуете четко все детали или сделаете набросок?

 Подсказки для специалиста: символ дерева с древнейших времен является символом жизни, роста, развития, внутренних опор человека и его состояния. Для анализа можно использовать следующие наводящие вопросы клиенту:

  • Какое время года сейчас на вашем рисунке? Какая температура? Какое время суток?
  • Какие эмоции вызывает у вас ваша работа?
  • Какие корни у вашего дерева? Есть ли они? Видны ли?
  • Как выглядит ствол дерева? Толстый или тонкий? Устойчивый (прочный) ли он?
  • Какие у него ветви?
  • Есть ли у дерева повреждения или трещины, дупло?
  • Есть ли на дереве дополнительные элементы (плоды, гнездо, дупло, шишки, цветы)?

Подсказки для интерпретации:

  • универсальная символика: лето — это чаще всего про ресурс, про контакт с собой, про жизненную энергию; весна символизирует начало чего-то нового. Это про наполнение, пробуждение, рост и движение вперед; осень — это про грусть, кризисы, апатию; зима — про кризисное состояние пониженный фон настроения;
  • корневая система отвечает за связь с родом. Корни всегда про опору, стабильность, устойчивость (в какой-то степени про внутреннюю безопасность);
  • толстый ствол дерева, с одной стороны, говорит про внутреннюю опору, а с другой стороны, может говорить про отсутствие гибкости. Тонкое или поврежденное дерево свидетельствует об отсутствии внутренней опоры. Кора — это некая защита дерева. Необходимо обратить внимание, насколько гармонично кора соотносится с деревом. Если она слишком толстая, это может говорить о повышенной защите; если слишком тонкая, можно посмотреть через призму чрезмерной открытости или уязвимости клиента;
  • ветви дерева могут ассоциироваться с активностью и эмоциональностью человека, с возможностью отдавать или принимать что-то в этом мире. Показателем наличия травматического опыта будут являться обломанные или отпиленные ветви дерева. Над направленностью веток тоже можно порассуждать вместе с клиентом: опущенные ветви, например, могут говорить об усталости и недостатке (отсутствии) ресурса;
  • достаточно часто в рисунках замещающих родителей можно встретить различные повреждения у деревьев. Это может быть связано с травмой, сложными эмоциональными состояниями. Также можно проанализировать объем повреждения в соответствии с размером самого дерева;
  • при анализе дополнительных элементов необходимо ориентироваться на эмоциональный отклик самого клиента. Плоды чаще всего говорят о ценности, о возможности/желании чем-то делиться. Стоит обратить внимание: зрелые плоды или еще нет, может быть, переспелые или гниющие. Это также может быть связано с сексуальностью и/или материнством. Наличие таких элементов, как цепи, веревки, капканы, свидетельствуют о наличии ограничивающих моментов в жизни.

Подведение итога техники: обратить внимание на элементы, которые вызвали беспокойство у клиента или отторжение. Обратить внимание на элементы, которые были связаны с ресурсом, опорой и поддержкой.

Зафиксируйте текущее состояние. Оно понадобится при выполнении следующей техники.

III этап. Фиксация состояния (зафиксировать результат, научить замещающего родителя черпать оттуда энергию). Арт-терапевтическая техника Пейзаж”.

Задача: поиск ресурса, опоры и закрепление этого состояния.

Необходимые материалы: лист бумаги А3 или А4 (если в предыдущей технике вы использовали лист бумаги формата А5, то возьмите лист А4, если использовали лист формата А4, то в данной технике берите лист формата А3), рисунок дерева из предыдущей практики, цветные карандаши, сухая или масляная пастель, художественный акрил (на выбор).

Время проведения: 15—20 минут.

Инструкция. Возьмите лист белой бумаги и положите его перед собой, затем возьмите лист с рисунком дерева и положите его на лист белой бумаги. Посмотрите на него еще раз. Вы уже понимаете, куда утекает ваша энергия и какие у дерева есть слабые места. Подумайте, какой ландшафт можно дорисовать дереву, чтобы оно наполнилось ресурсом? Представьте себе в подробностях наполняющее окружение для вашего дерева. Нарисуйте то, что вам приходит в голову. Если хочется, можете поправить или добавить что-то на само дерево. Не бойтесь корректировать прямо на рисунке. Если есть желание, можете дополнить ландшафт или дерево природными материалами (это могут быть листья, палочки, ветки, шишки, плоды, глина, земля, песок и др.).

Подсказки для специалиста: рассмотрите свою работу вблизи. Затем удалите ее на расстояние вытянутой руки. Присмотритесь к деталям. Попробуйте проанализировать работу по следующим вопросам:

  • Какие у вас ощущения от вашей работы?
  • Каково вашему дереву?
  • Есть ли желание что-нибудь добавить в природный ландшафт или само дерево?
  • Какие части хочется усилить, а какие ослабить?
  • Насколько устойчиво дерево? Ощущается (видна) ли опора? С чем опора может ассоциироваться в реальной жизни?
  • Как выглядит ландшафт вокруг дерева? Назовите три ассоциации. Стоит дерево на холме или находится в лесу? Что это для вас значит? Какие чувства вызывает?
  • Какими элементами вы заполнили ландшафт?
  • Были добавлены исправления, например, повреждений? Как думаете, что это значит?

Подсказки для интерпретации:

  • ощущение от устойчивости дерева в конкретном ландшафте говорит о его возможности черпать ресурс, чувствовать опору и стабильность. Если корни изначально были устойчивые, то клиент хорошо соединен со своим внутренним “Я”, со своим родом; если корни изначально были слабыми и в ходе второй практики были усилены, необходимо уточнить, что именно способствовало этому; если корни были и остались тонкими, целесообразно подумать на тему того, чего не хватило дереву, чтобы корни появились;
  • анализ ландшафта или пейзажа, который был создан, описывает окружающую реальность. Например, если дерево стоит особняком, это может говорить об отделении себя от социума или желании уединиться. Если дерево оплетено каким-либо другим растением, это может свидетельствовать о склонности к зависимым отношениям. Положение дерева относительно других объектов на рисунке можно соотнести с внутренним ощущение самого клиента по отношению к другим людям, событиям в его жизни;
  • наполненность ландшафта какими-либо объектами (другие деревья, дом, растения, водоёмы, реки, мельница, птицы, животные и др.) необходимо проанализировать с точки зрения значимости для клиента. Например: “С чем связан в вашей реальной жизни изображенный дом на рисунке?” Любые элементы вокруг — это про социум и окружающую действительность. Это может быть как способ восполнения ресурса, так и источник истощения, напряжения;
  • если рисунок подвергся исправлению, например, были тонкие корни, а клиент дорисовал и укрепил их, важно обратить на это внимание: “Что произошло с повреждением?”, “Что произошло с рисунком в целом?”, “Как клиент к этому относится?”

В данной технике необходимо добиться максимально визуального комфорта от самого продукта творческой деятельности.

По завершении техники задайте клиенту следующие вопросы:

  • Как клиент себя чувствует сейчас?
  • Какие мысли, чувства у него возникли в процессе?
  • Какие выводы можно сделать по полученному опыту?

В результате выполнения техник специалист установит контакт с замещающим родителем, сможет оценить его текущее эмоциональное состояние, а сам родитель ощутит понимание, принятие и повышение внутреннего ресурса (что именно его питает, а что, возможно, забирает энергию).

Анастасия ЗАХОЖАЯ,
заведующий отделом поддержки семей,
принявших на воспитание детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей
ГУО Гомельский городской социально-педагогический центр
Фото автора, фото на превью — pixabay.com