Вишневое спагетти, клубничная икра: минские школьники осваивают молекулярную кухню

- 10:51Репортаж

Приготовить вишневое спагетти, клубничную икру или слоеный фруктовый коктейль предложили детям на весенних каникулах в Республиканском центре экологии и краеведения. В мир молекулярной гастрономии вместе со столичными школьниками окунулась и корреспондент «Настаўніцай газеты».

Уверенности пятиклашкам из средней школы № 69 придавала Вероника Зыск, заведующая лабораторией отдела научно-исследовательской и проектной деятельности РЦЭиК. А вкус блюдам придавал сок. По словам главного молекулярного шеф-повара, за основу можно брать любые ингредиенты, но из практики собеседницы в тренде у ребят именно «сочные» блюда. Да и весна – лучшее время пополнить запас витаминов.

Для макарошек ребята выбрали смородиновый и вишневый соки. Доведя их до кипения, они добавили агар-агар (4 г на 200 мл сока), перемешали.

Этой жидкостью с помощью шприца школьники наполняли трубочки и тут же опускали их в сосуды с холодной водой, чтобы спагетти быстрее охладились и затвердели. Кончики трубочек оставляли над поверхностью воды. Готовые макароны выдувались специальными миниатюрным насосами.

Поняв принцип формовки, юные повара стремительно наполняли тарелки порциями яркого гарнира.

Если спагетти были нарядными и в корне отличались от вида привычного нам блюда, то икру от натуральной лососевой было не отличить.

Можно было бы и вкус приблизить к оригиналу, приготовив икру из рыбного бульона. Вероника Зыск на своих мастер-классах практиковала такой и другие варианты, но и здесь детям больше нравится фруктовый вкус.

Для классического варианта употребления – на ломтике батона – подошел бы томатный сок, однако школьники выбрали клубничный. По желанию можно было добавить сахар, но без него полезнее.

Соотношение ингредиентов – как и в предыдущем рецепте. Чтобы сделать икру, надо было пипеткой капать горячую приготовленную смесь в холодное растительное масло – так в нем формировались ровные шарики-икринки.

После этого икра промывалась под холодной водой, чтобы удалить остатки масла. Готово!

Дегустация показала: ягодная икра – это насколько необычно, настолько и вкусно.

На третье ребята приготовили коктейль. Но не обычный, а слоеный. Меняя плотность ингредиентов, которые включались в напиток, ребята создавали слои в специальных пробирках.

Вероника Зыск предложила взять за основу два сока – мультифруктовый и малиново-вишневый. Чтобы повысить плотность одного из них и он опустился на дно, она добавила в него сахар. Верхний слой – без сахара.

Подводя итоги создания кулинарных шедевров, завлабораторией отметила:

Это самые простые блюда, приготовить которые могут даже новички, чтобы потом повторить их дома и тем самым удивить родителей. Для более сложных требуется особое оборудование. Но мы на занятиях в центре продолжаем экспериментировать. Например, во время «молекулярной Масленицы» готовим с ребятами разноцветные блины, а к ним – молекулярные соусы.

В свою очередь Екатерина Макеева, учитель математики и классный руководитель юных поварят, сказала:

Как только я узнала про этот мастер-класс, сразу предложила ребятам поучаствовать. Правда, занятия проходят для групп до 12 человек, потому класс пришлось разделить – остальных привезу в другой раз. В этом возрасте детям интересно всё, что можно сделать своими руками и особенно попробовать на вкус. Плюс это знакомство с химией и физикой – в таком формате оно очень увлекательно.

Действительно, на мастер-классе в РЦЭиК ты сам меняешь плотность жидкостей, их вес, скорость молекул жидких составов, разогревая их в микроволновке, наблюдаешь в пробирке процесс диффузии… Это гораздо интереснее, чем читать учебник. Не зря английский физик-ядерщик Николас Курти, который считается прародителем молекулярной кухни, когда-то говорил: «Беда нашей цивилизации в том, что мы в состоянии измерить температуру атмосферы Венеры, но не представляем, что творится внутри суфле на нашем столе».

Светлана НИКИФОРОВА
Фото автора