Учитель географии Оторской базовой школы Максим Ефимович планирует издать книгу о родниках Чечерского района, изучением которых он занимается со студенческих лет. Подробнее об этом он рассказал корреспонденту “Настаўніцкай газеты”.
Выпускник средней школы № 1 Чечерска Максим Ефимович по целевому направлению отучился в Гомельском государственном университете имени Ф.Скорины и с радостью вернулся в родной район. С первых дней работы молодой специалист зарекомендовал себя как инициативный и творческий педагог.
— С профессиональным выбором определился задолго до поступления, — отмечает собеседник. — Учитель географии Ольга Владимировна Осипова увлекла меня предметом и олимпиадным движением, и захотелось тоже связать свою жизнь со сферой образования. Помню, еще в 1 классе меня интересовал вопрос, как устроена Вселенная. Благодаря творческому подходу учителя начальных классов Ирины Сильченко (ныне Ирина Валерьевна — директор Оторской базовой школы. — Примечание автора.), я научился задавать вопросы и искать на них ответы, развивать критическое мышление и уверенность в собственных силах. Мои педагоги стали настоящими наставниками и примером для подражания.
В Оторской базовой школе Максим Алексеевич преподает полтора года и за это время сумел найти подход к школьникам. Уроки географии пролетают для них незаметно. Креативный подход к проведению занятий приносит детям огромную пользу, а позитивная атмосфера способствует эффективности обучения. Так, на предметной неделе, которая была посвящена географии, учащиеся выигрывали сертификаты — “иммунитет” от двойки, а отличники боролись за десятки в дневнике. Но и это далеко не все фишки преподавания.
— Работать в сельской школе круто! — уверяет педагог. — Есть возможность на практике рассмотреть многие вопросы образовательной программы. В городе реализовать все идеи сложнее хотя бы потому, что везде асфальт, здания и автомобили. А в сельской местности с учащимися легко можно подготовить любую
научно-исследовательскую работу. Неспешный ритм жизни позволяет больше времени уделять ученикам, с каждым можно обсудить волнующий вопрос, выслушать ребенка и помочь ему.
Педагогу особенно нравится преподавать географию в 8 классе. Дети не спешат на перемену по звонку, а задерживаются в кабинете, чтобы еще больше узнать о государственном управлении, функциях Президента, поговорить о политике других стран, разобраться, что такое инфляция и девальвация. На своих уроках учитель использует огромное количество наглядного материала, который позволяет стимулировать познавательный интерес у учащихся.
— Здорово, что руководство школы поддерживает мои инициативы: недавно закупили метеорологические приборы. Вместе с учениками измеряем давление воздуха и следим за его качественными характеристиками, активно работаем на практических занятиях, — рассказывает Максим Алексеевич.
Учитель старается максимально приблизить уроки географии к практической стороне жизни: учащиеся знают, как выглядят камни, соль, минералы и даже нефть. Педагог помогает понять, как различные факторы, такие как климат, природные ресурсы, исторические события и человеческая деятельность, влияют на развитие общества и окружающую среду.
— География позволяет ребятам лучше понять, как устроен мир, — добавляет собеседник. — Изучая этот предмет, они узнают об экосистемах, климатических изменениях и их последствиях. Эти знания помогают бережно относиться к природе. Дети изучают производство, торговлю и другие аспекты экономики, их взаимодействие между собой. Кроме того, география развивает важные навыки, которые пригодятся при принятии ответственных решений.
На одном из уроков учащиеся смогли почувствовать себя бизнесменами: школьникам предстояло “построить” завод и “создать” его инфраструктуру, рассчитать количество созданных рабочих мест, продумать рынок сбыта.
— В учебнике эта информация подается сухо. Разбирая материал наглядно, дети лучше воспринимают тему, — подчеркивает молодой специалист. — “Создавая” производства, они ориентировались на опыт предприятий — флагманов Беларуси. Один учащийся защищал проект о нефтедобывающей компании, второй рассказывал, как увеличить объемы добычи янтаря.
Будучи членом Молодежного парламента при Национальном собрании Республики Беларусь, Максим Ефимович активно участвует в общественной жизни, внося свой вклад в развитие района и страны.
В этом году молодой специалист стал лауреатом специальной ежегодной премии Гомельского облисполкома в сфере научных исследований и экспериментальных разработок.
— Доцент кафедры геологии и географии ГГУ имени Ф.Скорины кандидат географических наук Татьяна Григорьевна Флерко смогла увлечь меня исследовательской деятельностью, — продолжает собеседник. — Как-то с преподавателем надели болотники и отправились изучать родники. Это было невероятно интересно! Со студенческих времен занимаюсь исследованием подземных источников, моя исследовательская работа посвящена родникам Гомельской области. За четыре года написано 13 научных работ, которые были опубликованы в научно-популярных изданиях как Беларуси, так и России. За научную деятельность в прошлом году я получил диплом Министерства образования Беларуси. Приятно, что и в этом году меня отметили среди авторов-новаторов.
На Гомельщине почти 300 родников, в Чечерском районе их 65, в Мозырском — 90. Важно знать наверняка, где чистая вода, а где нужно сообщить о проблеме, например, связанной с превышением норм нитратов. Собственно, для этого Максим Алексеевич и проводит исследования.
— В мае планирую с учащимися старших классов составить паспорта родников, — посвящает в свои планы учитель. — Изучим и качество воды в реке. Ранее выполняли замеры качества воздуха в Чечерске, искали не характерные для него химические, физические и биологические вещества. Для этого выбрали десять точек на карте и на протяжении двух недель с периодичностью раз в три дня снимали показания. В итоге ученики самостоятельно сделали выводы и предложили несколько эффективных способов снижения уровня загрязнения окружающей среды.
Максим Ефимович — человек увлеченный, делится знаниями и открытиями с подрастающим поколением. На нескромный вопрос, на что планирует потратить премию, не задумываясь, отвечает:
— Хочу собрать пробы воды из всех родников Чечерского района и передать их для исследования в районный центр гигиены и эпидемиологии, чтобы изучить ее качество. Совместно с Чечерской районной инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды собираемся благоустроить один родник, чтобы людям было комфортно и удобно им пользоваться. Актуальный фронт работ для Года благоустройства. На эти цели потрачу часть суммы выделенного гранта. А еще в планах — издание книги, посвященной родникам Чечерского района, в том числе святым источникам, возникновение которых окутано легендами.
Елена КАСЬЯН-ПАВЛЕНКОВА
Фото автора