На «Образовательной аллее» XXIX Международного форума по информационно-коммуникационным технологиям «ТИБО-2023» можно не только ознакомиться с инновациями, цифровыми сервисами и помощниками, системами электронного обучения, но и попробовать себя в роли сварщика, оператора лесных машин, разведчика, переводчика, картографа, конструктора… Возможности отечественного образования изучила корреспондент «Настаўніцкай газеты».
Гости «ТИБО» считают площадки форума идеальным местом для демонстрации инновационных решений, встреч с партнерами и потенциальными клиентами, общения с компетентными специалистами и обмена передовым опытом. В этом году более 260 участников представляют свои последние разработки в области телекоммуникаций, связи, программного обеспечения, банковских технологий, офисной техники и потребительской электроники.
Ключевое место на «ТИБО-2023» занимает центральная экспозиция Министерства связи и информатизации и госорганов «Города будущего — умные города». Она воспроизводит визуально городскую среду и представляет собой интереснейшую выставку с многочисленными локациями.
Слева от нее расположилась «Образовательная аллея», на которой представлено более 20 учебных заведений Беларуси и России. Каждый из них основательно подготовился к выставке, и вниманию посетителей предстали выдающиеся студенческие разработки и труды молодых ученых. Кроме того, здесь презентуются услуги по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в сфере информационных технологий.
Реклама будущих профессионалов
Одним из первых открывает аллею стенд БНТУ. Студенты и преподаватели машиностроительного факультета и факультета информационных технологий и робототехники, а также сотрудники научно-технологического парка «Политехник» демонстрируют свои последние разработки и дипломные проекты, а также консультируют юных посетителей и их родителей по вопросам поступления в БНТУ.
— Ежегодно мы показываем новые разработки наших студентов, занимающихся в лаборатории «Робототехника». Сегодня демонстрируем мини-роботов и автоматизированную руку-манипулятор, которая может быть использована в народном хозяйстве. У нас есть специальность «Промышленные роботы и робототехнические комплексы», завершая обучение на ней ребята должны уметь делать такого рода манипуляторы. «ТИБО» — это яркий пример рекламы ребят как будущих профессионалов. Ведь на полях форума представители крупных предприятий регулярно рассматривают наших студентов в качестве потенциальных сотрудников, — подчеркнул старший преподаватель кафедры «Робототехнические системы» Сергей Прохорович.
На одной площадке с БНТУ представлен стенд его филиала — Минского государственного политехнического колледжа. Здесь посетителям предлагают освоить сварку металлов на виртуальном сварочном аппарате.
— На нашем тренажере можно отработать все сварочные соединения: стыковое, угловое, тавровое, нахлесточное, торцовое, крестообразное. Плюс тренажера в том, что он безопасен для учащихся и не расходуются материалы: электроды, проволока, газ. И хотя он не заменяет настоящую сварку, но позволяет отточить практические навыки виртуально, так сказать, набить руку, ведь ребята сразу видят дефекты шва. В колледже такой аппарат используется второй год, он был закуплен для специальности «Оборудование и технология сварочного производства», которую открыли в прошлом году. В марте этого года уже даже состоялся первый выпуск, — пояснил заведующий лабораторией «Техническое творчество» Олег Шахрай.
Кстати, на стенде Белорусско-Российского университета тоже есть такой же аппарат-тренажер, поэтому если вдруг, гуляя по «ТИБО», вы захотите разобраться в сварочных работах, но тренажер политехнического колледжа будет занят, пройдите чуть дальше к стенду БРУ.
Нейросети и симуляторы рулят
На стенде БГУ впервые университет представляет нейросети, разработанные студентами. Одна из них — Medic, предназначенная для анализа сокращения мышц лица человека с целью профилактики и лечения невралгии. Эта коллективная разработка может использоваться также при реабилитации больных, перенесших инсульт. Вторая нейросеть — AdWise (Pasify) — ориентирована на применение в бизнес-процессах.
Среди экспонатов БГУ есть и макет университетского наноспутника BSUSat-2, предназначенный для исследований радиационных полей околоземного пространства, радиационной стойкости электронных элементов и дистанционного зондирования Земли. Кроме того, посетителям предлагают ознакомиться с мобильным приложением BYGuide — своеобразной навигацией по экологическим маршрутам с учетом возможностей и физиологических особенностей путешественников.
Рядом БГТУ приглашает попробовать свои силы в управлении лесными машинами для рубки и вывоза леса посредством симулятора, на котором обучаются студенты и даже осуществляются научные исследования.
— В нашем университете есть еще стационарный симулятор, на котором происходит более углубленное обучение. За каждую операцию отвечает компьютер, а наши студенты-механики с его помощью обучаются искать поломки в машинах. Затем это всё анализируется и в дальнейшем модифицируется в технологию работы на лесополосе. Любой гость выставки может попробовать себя в роли оператора лесных машин и узнать, как они работают. Кроме того, университет обучает управлению беспилотными летающими аппаратами. БГТУ — единственный вуз в стране, который выдает сертификаты государственного образца о таком обучении, — проинформировал инженер кафедры лесных машин, машин и технологии лесопромышленного производства, преподаватель-стажер Алексей Беляков.
На стенде ГрГУ имени Янки Купалы предлагают ознакомиться с цифровыми сервисами и проектами, которые уже внедрены в управление университетом и образовательный процесс. Среди них — платформа «Университет образовательных инноваций», цифровой помощник для слабовидящих и незрячих «Прометей» и международный сетевой педагогический проект «Купаловские проекты: инновационные сетевые образовательные технологии».
Студент 2-го курса специальности «Программное обеспечение информационных технологий» факультета математики и информатики ГрГУ Александр Михалевич презентует свой чат-бот:
— Если быть точнее, то это нейронная сеть, которая по словесным запросам генерирует изображение. Ведь есть люди, которые совершенно не умеют рисовать, хотя у них в голове крутятся гениальные идеи, например, дизайнерские. Они не могут отобразить их кистью, но могут описать словами. Причем на данный момент все нейронные сети понимают лишь английский язык, а наша сеть на русском, и в этом ее большое преимущество.
Рядом преподаватель его факультета — доцент кафедры фундаментально-прикладной математики Наталья Семенчук — рассказывает о программе для изучения работы переносной станции наземной разведки ПСНР-5К:
— Мы сотрудничаем с военным факультетом. Разработанный нами виртуальный тренажер полностью симулирует работу реального прибора. Тренажер используют на лекциях, лабораторных и групповых занятиях для обучения будущих разведчиков. Разработала его группа студентов во главе со мной и старшим преподавателем общеязыковой кафедры военного факультета Андреем Моничем. Фотореалистичная 3D-визуализация и симуляция позволяет эмулировать работу реальной станции.
Цифровая трансформация
МГЛУ показывает свои разработки в сфере цифровой трансформации образования, в том числе систему электронного обучения на базе Moodle. Представители лингвистического университета демонстрируют отдельные цифровые инструменты и особенности их использования в обучении иностранным языкам.
— На выставке мы также представляем результаты научно-технического творчества студентов. Среди них и разработка интерактивной карты Беларуси map.of.by на четырех языках: русском, китайском, венгерском и арабском. Карта создается без использования сторонних сервисов на основе собственной независимой кодовой базы. Цель проекта — ознакомить иностранных граждан и туристов с богатым историко-культурным наследием нашей страны, — акцентировала внимание руководитель лаборатории цифровых технологий обучения МГЛУ Елена Зуевская.
По ее словам, подобная карта объединит в себе много уникальных мест в разных уголках Беларуси, которые стоит посетить каждому. И, к слову, можно будет выбрать готовый маршрут.
В свою очередь БрГУ имени А.С. Пушкина представляет на «ТИБО-2023» два направления, развивающиеся в университете: ГИС-образование и STEM-образование. По словам доцента кафедры географии и природопользования Олега Токарчука, ГИС-образование в вузе направлено на развитие веб-картографирования — нового и очень перспективного направления.
Кроме того, здесь рекламируют специальность «Урбанология и сити-менеджмент», открывшуюся в 2022 г. Образовательная программа курса основана на современных мировых подходах по управлению городским развитием и призвана подготовить специалистов для разработки и реализации проектов развития городов в соответствии с принципами инклюзивной, умной и цифровой «зеленой» экономики.
C развитием STEM-образования, правда, уже в северном регионе страны, знакомит и стенд Витебского областного института развития образования. В этом году здесь представлены робототехника, 3D-моделирование и другие направления.
— Наша основная задача — изучение обычных школьных предметов через инженерию. В центре создаются модели различной сельскохозяйственной техники из картона. Таким образом школьники учатся использовать вторсырье, а заодно узнают о разных профессиях аграрного сектора. И конечно же, своими разработками мы делимся с учителями на обучающих семинарах, курсах и конференциях, — отметила начальник центра педагогических инициатив в работе с интеллектуально одаренными и высокомотивированными учащимися ВОИРО Ольга Лазинская.
Молодым у нас дорога
Национальный детский технопарк знакомит школьников и их родителей со своими образовательными возможностями. Одним из самых популярных направлений по-прежнему остается робототехника, а посему один из экспонатов — станция с коллаборативным роботом, на котором есть модуль компьютерного зрения. К слову, как сообщил заведующий лабораторией робототехники учреждения Владислав Дубатовка, конкурс на робототехнику в технопарке доходит до 6 человек на место, а на ИКТ — до 15.
Среди участников «ТИБО» есть и совсем юные дарования, но с очень амбициозными планами. Один из них — Сергей Орсик, учащийся 11-го класса гродненского лицея № 1 имени академика Ю.М. Островского. Он финалист республиканского конкурса «100 идей для Беларуси» этого года. На форуме представляет EmotionIQ — систему распознавания и отслеживания эмоционального состояния человека.
— С каждым годом эмоциональное состояние все больше и больше влияет на жизнь человека. От него же зависит и работоспособность людей. Моя система позволяет отследить состояние человека, а затем передать данные о нем специалисту. Реализация проекта на практике упростит работу психолога, руководителя компании, организаторов массовых мероприятий, потому что позволит им получать определенную информацию об эмоциональном состоянии людей для принятия необходимых мер, — пояснил юноша.
Далее молодой изобретатель планирует не только усовершенствовать свою систему для более точного распознавания состояния человека, но и выйти на рынок информационных технологий, начав внедрять данную программу. Но для начала летом он нацелен на поступление в БГУИР на специальность «Программное обеспечение информационных технологий».
Кроме того, юные конструкторы и айтишники смогли продемонстрировать свои способности и разработки на Открытом турнире по робототехнике и в Национальном отборочном этапе VI Международной Scratch-олимпиады по креативному программированию среди школьников. Многие ребята поучаствовали в открытых «Уроках цифры» как оффлайн, так и онлайн.
«Образовательная аллея» — только часть огромной экспозиции. Для того чтобы полностью ознакомиться с представленными в этом году разработками на каждом из стендов, понадобится не один час. Каждый сможет найти здесь интересные для себя направления. Форум завершится 21 апреля.
Ольга АНТОНЕНКОВА
Фото автора