Умение любить: советы, направленные на принятие ребенка

- 11:20Газета "Домой!", Новости

Умение любить ребенка — одно из самых сложных умений. Сложных, потому что это ежедневный труд. Но этот труд дает замечательные результаты, потому что нет большего удовольствия, чем видеть ребенка счастливым.

На мой взгляд, умение любить состоит из нескольких компонентов: безусловное принятие, поддержка и создание полной безопасности ребенку.

О принятии. Любой родитель мечтает видеть своего ребенка умным, красивым, успешным и счастливым. Мы мечтаем, чтобы ребенок лучше всех танцевал или пел, играл в футбол или на флейте, был отличником. И, если эти мечты не осуществляются, испытываем негативные эмоции в отношении ребенка. Это и раздражение, и гнев, и обида, которые зачастую нами даже не осознаются. А все потому, что ребенок не оправдывает наших ожиданий. Здесь речь идет как об особенном ребенке, так и об абсолютно нормативном. Если мы как родители недовольны успехами ребенка в школе, его поведением, предъявляем к нему претензии “Ты опять…”, “Ты постоянно…”, “Ты как всегда…”, “Я от тебя другого не ожидала (и дальше порицание либо укор)…”, сравниваем его в негативном ключе со сверстниками и другими людьми (“У Саши так получается, а у тебя…”, “Почему-то Ваня слышит, что я ему говорю, а ты…”, “И в кого ты такой уродился, видимо в…”), то это точно про непринятие. Возможно, завуалированное, неявное или абсолютно открытое.

Принятие ребенка — это понимание, что именно ваш ребенок, да, да, именно этот ребенок уникален и неповторим! Он имеет свой набор качеств, которых нет больше ни у кого. Уже за это нужно любить его и принимать все его особенности. В этом заключается безусловное принятие. Ю.Б.Гиппенрейтер утверждала: “Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть”. И с этим нельзя не согласиться.

Как принять ребенка? Учитывайте его индивидуальные особенности. Подумайте, может ли он так быстро выучить стихотворение наизусть или освоить туалет, как мы этого ждем. Может, ему нужны пошаговые инструкции для освоения туалета и многократное прочитывание стихотворения для запоминания. И если сегодня выучен всего один столбец, то это уже достижение.

Говорите с ребенком на понятном ему языке. Ребенок чего-то не понимает, потому что ему недоступно объясняют. Одному ребенку достаточно намека, а с другим необходимо все детально многократно выполнить вместе, чтобы он понял, что мы от него хотим.

Наблюдайте за эмоциональным состоянием ребенка. Детям трудно скрыть свои эмоции, и при наблюдении становится очевидным, что нравится ребенку, что вызывает у него негатив, а что откровенно ранит. И об этом всегда можно поговорить, даже извиниться, если вдруг вы были резки и неправы.

Откажитесь от нереальных задач. Нужно ли мучить ребенка музыкальными занятиями, если у него нет слуха? Нужно ли учить ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями читать, если это чтение всегда будет механическим, а не осознанным? Ответ очевиден. Это правило должно соблюдаться во всех сферах деятельности. Откажитесь от неоправданных идей и ожиданий. Важно сосредоточиться на том, чего может достичь ваш ребенок.

Устанавливайте для ребенка правила. Безусловное принятие не означает вседозволенности. Не отказывайтесь от требований к детям. Ребенок должен понимать, что есть правила, которые нужно соблюдать. Они касаются всех детей в семье, независимо от имеющихся у них особенностей в развитии (уход за телом, уборка личного пространства, самообслуживание и т.д.)

Вот несколько упражнений, направленных на принятие ребенка.

Упражнение Презентация моего ребенка

На чистом листе бумаги запишите как можно больше положительных характеристик ребенка. Представьте его, стараясь, чтобы описание было как можно лучше, используя характеристики из разных сторон его жизни (школьной, семейной, досуговой, взаимоотношений с друзьями…). Думайте о том, что эту презентацию как образец лучшей презентации будут читать другие родители. По окончании подумайте, было ли сложно писать о ребенке в позитивном ключе, искренние ли ваши ответы или вы включили в список характеристики, которые скорее хотели бы видеть в ребенке.

Упражнение Мой ребенок самый-самый…

Продолжите фразу “Мой ребенок самый-самый…”, стараясь говорить о ребенке как можно больше, записывая свою речь на диктофон. Далее прослушайте речь и подумайте, что бы вы хотели добавить и что чувствовали, когда слушали свою речь о ребенке.

Упражнение Следующий шаг

У каждого родителя есть желание оградить своего ребенка от трудностей, помочь ему. Это очень важно, если речь идет о ребенке с особенностями в развитии. А ваш ребенок уже многое умеет, либо ко многому готов. Напишите три фразы, с чем ваш ребенок уже прекрасно справляется. Похвалите себя за эти достижения. Затем сформулируйте три фразы, в чем вы никак не хотите его отпустить, а он уже функционально готов делать это сам. Перефразируйте их в форму, как будто он уже это умеет делать. Например: “Ваня мог бы обуваться сам”, “Ваня сам умеет обуваться!” Подумайте, что нужно сделать, чтобы последняя фраза стала реальностью. Ведь принимать — это не ограждать, а двигаться вперед.

О поддержке. Поддержка — волшебный прием взрослого, который помогает ребенку поверить в себя и свои способности, который укрепляет его самооценку, помогает либо избежать ошибок, либо относиться к ним адекватно. Поддержать ребенка — значит верить в него. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо. Взрослый, стремящийся поддержать ребенка, не только рассматривает события (поступок) в целом, но и старается выделить отдельные, позитивные для ребенка стороны. Поддержка основана на принятии, только принятие — это внутреннее позитивное отношение к ребенку, а поддержка — это демонстрация принятия родителем ребенка самому ребенку.

Как можно поддержать ребенка? Демонстрация поддержки через прикосновения. Малыша нужно обнять, показав тем самым, что вы его поддерживаете, что вы рядом. К ребенку постарше можно прикоснуться (к плечу, руке), как бы говоря, что все хорошо. Демонстрация через эмоции и мимику. Улыбнитесь ребенку, если видите, что он не уверен в правильности своих действий, кивните головой, прикройте утвердительно глаза, показывая, что все отлично.

Демонстрация поддержки через проявление интереса к делам и переживаниям ребенка, соучастие в его жизни: беседа, выслушивание, совместная игра, дело, в котором ребенок имеет возможность быть авторитетным ведущим, а родитель — принимающий ведомый.

Демонстрация поддержки через утвердительные позитивные фразы: “Я знала, что ты справишься”, “Сегодня у тебя не получилось, но ты молодец, что попробовал”, “Хочу заметить, что это написанное предложение у тебя получилось особенно хорошо”, через отдельные короткие слова “Молодец”, “Хорошо”, “Продолжай”.

О создании безопасности. Огромное количество времени ребенок проводит вне семьи. Окружающие значимые люди (педагоги, одноклассники, близкие семьи) также могут демонстрировать как полное принятие, так и непринятие вашего ребенка, особенно если речь идет о ребенке с особенностями. Это происходит зачастую потому, что другие не знают вашего ребенка, его интеллектуальные или поведенческие особенности. Им попросту кажется, что это избалованность, вседозволенность или невоспитанность, нежелание или отсутствие возможности выучить или усидеть, написать красиво или решить правильно. И, конечно, родителям не стоит игнорировать непринятие вашего ребенка другими значимыми для него взрослыми.

Как быть? Попробуйте взять на себя роль проводника, который готов объяснить суть поведенческих или интеллектуальных особенностей вашего ребенка, рассказать, что с ним происходит, и показать, что работает в позитивном русле, а что, наоборот, является раздражителем и мотиватором “плохого” поведения или недостаточного усвоения материала.

В моей практике был такой случай. Мальчик с особенностями в развитии никак не хотел укладываться спать во время тихого часа. Воспитатели использовали все возможные приемы. Безуспешно. И тогда обратились к маме, чтобы она подсказала, что предпринять. Мама посоветовала давать ему небольшой детский журнал или книгу, который он немного полистает и уснет. Такой ритуал дома работает всегда, потому что мама ему читает, а затем он еще немного листает прочитанное. Воспитатели попробовали, сработало. Так просто!

Предложите себя в качестве партнера как в разрешении сложных ситуаций, так и готового поучаствовать в мероприятиях и занятиях класса (группы). Например, вместе с ребенком вы можете предварительно подготовить какой-либо материал и презентовать его или помочь учителю (воспитателю) подготовить и провести полностью мероприятие для всего детского коллектива с учетом сильных сторон и возможностей вашего ребенка. И помните, что все эти начинания должны носить конструктивный характер, поскольку мы будем услышаны только тогда, когда наши эмоции уравновешены, а предложения рациональны.

Воспользуйтесь ресурсами узких специалистов, учителя-дефектолога и педагога-психолога, которые подскажут пути налаживания эффективного взаимодействия вашего ребенка со значимыми взрослыми. Учитель-дефектолог владеет приемами работы с детьми, имеющими трудности в усвоении учебного материала. Педагог-психолог поможет справиться с коммуникативными и поведенческими особенностями. Будет здорово, если это будут специалисты, которые ранее работали с вашим ребенком и знают его также хорошо, как и вы. Они могут составить рекомендации для учители или воспитателя.

И последнее. Так же как и ребенку, родителю нужна поддержка. Не бойтесь совершать ошибки в родительстве, ведь это сложный процесс, но обязательно хвалите себя за каждый позитивный момент отношений с вашим ребёнком, говоря себе: “Я классный родитель!”, “Я замечательная мама”, “Как здорово у меня получилось…”.

Инна ТЕЛЯК,
воспитатель
ГУО Сморгонский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
Фото с сайта pixabay.com