Чем отличаются коллективные договоры учреждений образования от заключаемых в других сферах? Как меняется с ходом времени их содержание? На что из опыта коллег стоит обратить внимание? Об этом корреспонденту “Настаўніцкай газеты” рассказала заведующая отделом социально-экономической работы Белорусского профессионального союза работников образования и науки Елена Вербило.
По данным на начало года, в организациях, первичные профсоюзные организации которых входят в состав нашего профсоюза, действует более 6,8 тысячи коллективных договоров (в их числе 87 — по линии науки, остальные — по линии образования). Нашу сферу в этом плане можно назвать образцовой. Не имеют таких договоров всего менее 1% организаций. Из них 61 с численностью работающих — членов профсоюза менее 5 человек, а в такой ситуации допускается не заключать коллективный договор. И есть еще две организации частной формы собственности с численностью работающих свыше 5 человек. Соответствующая работа с ними проводится, но положительного результата пока нет.
Коллективные договоры, заключаемые в нашей сфере, имеют определенные отличительные особенности. В их числе я бы назвала, к примеру, достаточно сильные позиции по гарантиям занятости. Норма о продлении контрактов с не имеющими дисциплинарных взысканий работниками до 5-летнего срока появилась в соглашениях учреждений образования раньше, чем в Трудовом кодексе. Более ощутимые гарантии предусмотрены в отношении работников предпенсионного возраста. Если на законодательном уровне установлена обязанность нанимателя продлевать или заключать новый контракт с добросовестно работающими людьми, которым до пенсии остается 2 года, то у нас — 5 лет. Еще одна важная норма — прописана обязанность нанимателя в случае непродления работнику контракта письменно информировать его о причинах такого решения. Это помогает в случае, если вопрос доходит до суда. Также в числе особенностей можно назвать имеющуюся практику как морального, так и материального поощрения профсоюзных активистов. Такое практикуется далеко не во всех отраслях.
Основой для коллективных договоров учреждений образования служит соглашение между Министерством образования и профсоюзом, а также соглашения на областном, городском, районном уровнях. Так что минимальный уровень гарантий заложен во всех без исключения документах. Вместе с тем каждое учреждение добавляет и какие-то свои дополнительные бонусы. Понятно, что у школы или детского сада имеющихся возможностей меньше, чем, скажем, на крупном промышленном предприятии, работающем с большой прибылью. И все же для людей делается немало.
Что предлагают в колдоговорах молодым специалистам
Помимо того, что для молодых специалистов предусмотрен ряд выплат и гарантий на законодательном уровне, об их интересах дополнительно заботятся и при составлении коллективных договоров. Это способствует закреплению молодежи на рабочих местах.
Согласно законодательству, прибывшие по распределению выпускники получают материальную помощь в размере своей последней стипендии. Вдобавок к этому в ряде коллективных договоров учреждений образования предусматривается также оказание матпомощи на обустройство от 1 до 5 базовых величин.
В течение срока обязательной работы для молодых специалистов по законодательству предусмотрена надбавка: для педагогических работников — 30% оклада, для специалистов — 20%. Если же начинающий педагог включен в банки данных одаренной и талантливой молодежи, речь идет уже о 45%. Также им, как и другим работникам, при заключении контракта с их согласия положена надбавка по контракту. В отдельных регионах в колдоговорах устанавливается минимальный размер такой надбавки для молодых специалистов, что в их интересах. Например, в учреждениях образования Брестской области она составляет не менее 20% оклада, а еще предоставляется не менее 3 календарных дней дополнительно к отпуску. Также молодые специалисты могут рассчитывать на надбавки за высокие достижения в труде и другие бонусы.
Острый вопрос для встающей на ноги молодежи — жилье. Наниматели как могут стараются помогать. В колдоговоры включаются нормы по содействию в выделении мест в общежитиях, построенного в агрогородках жилья, а также по частичной компенсации затрат на найм жилых помещений. Где-то выплаты производятся ежемесячно, где-то — раз в год.
Пример. В Бресте, Пинске, Барановичах молодым специалистам ежемесячно компенсируют часть затрат за найм жилого помещения в размере 3 базовых величин, в других населенных пунктах Брестской области — 2 базовых величин.
Меры стимулирования педагогов, имеющих высокие достижения в работе
Не остается без дополнительного поощрения и труд опытных, инициативных педагогов, важность которого трудно переоценить. Для работников, которые становятся наставниками молодежи на нелегком пути вхождения в профессию, предусматриваются ежемесячные надбавки, меры морального стимулирования.
Победители и призеры конкурсов профессионального мастерства, педагоги, подготовившие олимпиадников, имеющие иные успехи в работе, могут рассчитывать на особые надбавки за высокие достижения в труде. Таким же образом поощряют наниматели и тех работников, которые проявляют себя в экспериментальной и инновационной деятельности.
Пример. В Гомельском государственном дорожно-строительном колледже имени Ленинского комсомола Белоруссии работникам за участие в экспериментальной деятельности доплачивают до 60% оклада. Средняя школа № 73 Гомеля предусмотрела для руководителей методического объединения, инновационного проекта, школы молодого учителя, воспитателя, за наставничество надбавки от 10 до 30% оклада.
Бонусы для работников, которые совмещают профессиональные обязанности с родительскими
Повсеместно предоставляется материальная помощь в связи с бракосочетанием, рождением детей, по другим семейным поводам. Предусмотрена поддержка одиноких родителей. Причем если детей в одиночку воспитывает отец, то на него в полной мере распространяются все нормы, которые предусмотрены в отношении одинокой матери.
Идут навстречу и в вопросах отпусков. Если оба родителя трудятся в одном учреждении образования, они имеют право на отпуск в одно время. Согласно законодательству, право на трудовой отпуск в летнее или другое удобное время имеют матери, воспитывающие двоих и более детей до 14 лет. В сфере образования эту планку подняли до 16 лет. Плюсы этого в большей мере ощущают не педагоги, которые и так ходят в отпуск летом, а другие работники учреждений образования.
Популярность набирает норма предоставлять выходной 1 сентября мамам и папам школьников. Кто-то дает такую возможность только родителям первоклассников, кто-то распространяет ее на учащихся младших классов или вообще детей всех возрастов. Некоторые предоставляют выходной также родителям выпускников, чтобы они вместе сходили на последний школьный звонок.
Примечательно, что не забывают в коллективных договорах о семейных интересах не только родителей, но также бабушек и дедушек. В некоторых учреждениях образования им гарантируют выходные в связи с такими знаковыми событиями, как рождение внуков, их первая или последняя школьная линейка, бракосочетание.
Пример. Работнику гимназии № 2 Орши могут предоставить 3 дня социального отпуска в случае бракосочетания его самого, детей или внуков, рождения детей или внуков, а также 1 день в первый учебный день детей (1—4 классы) или внуков-первоклассников. В детском саду № 2 Речицы Столинского района дают 2—3 дня при бракосочетании работника, его детей или внуков, 2 дня при рождении детей или внуков, 1 день — в первый учебный день детей (1—11 классы) или внуков-первоклассников, в также в последний учебный день детей (11 класс) или внуков.
Для тех, кто занимается спортом и ведет здоровый образ жизни
В локальных правовых актах прописывают моральные и материальные меры стимулирования работников, которые активно участвуют в спортивных мероприятиях местного, областного, республиканского уровней.
Постепенно внедряется норма о материальном поощрении работников, которые ни разу за год не были на больничном. В период пандемии коронавируса она на какое-то время стала менее актуальной, но поскольку ситуация нормализовалась, интерес к ней снова возрастает. А вот бонусы для некурящих включать как-то не принято, хотя, к примеру, в отдельных учреждениях сферы культуры такая мера довольно популярна. Видимо, априори считается, что воздержание от пагубной привычки к курению — естественное состояние педагога.
По мере возможности прописываются пункты о частичной компенсации стоимости посещения физкультурно-оздоровительных объектов — как городской инфраструктуры, так и собственных.
Пример. Для работников Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка и их детей от 14 до 18 лет предусмотрена льгота при посещении объектов спортивного комплекса университета — бассейна, тренажерного зала, зала аэробики, стадиона и др. Стоимость платных услуг для них снижают до 50%, а если число посещений составляет не менее трех раз в неделю — до 70%.
Оксана МЫТЬКО
Фото автора и с сайта pixabay.com