“Книга жизни” — сборник материалов-архивов ребенка о его прошлом, в том числе о фактах его рождения, раннего детства, родителях, о его настоящем (планах, мечтах, интересах) и будущем (перспективах, стремлениях, целях).
Вопрос № 1. Надо ли оформлять “Книгу жизни?” Стоит ли будоражить прошлое ребенка?
Каждый, кто хотя бы однажды проделал успешно эту работу, смог оценить ее значение. Дети, утратившие семью, переживают социальную и личностную дезориентацию. Упорядочивание событий прошлого, поиск позитива, восстановление утраченных сведений — целый пласт реабилитационной работы по преодолению внутреннего хаоса у таких детей. И его возможно осуществить посредством составления “Книги жизни”.
Каждый раз, читая “Книгу жизни”, ребенку свойственно воспринимать информацию немного иначе, в соответствии с уровнем интеллектуального развития и психологических потребностей на данный момент времени.
Вопрос № 2. Как создавать “Книгу жизни”?
При составлении “Книги жизни” важным является не только сама книга, но и процесс ее создания. Приемные родители могут непринужденно беседовать с ребенком о его переживаниях и воспоминаниях, обсуждать важные события биографии ребенка, тем самым помогая ему ответить на трудные вопросы.
Сопереживая и принимая чувства ребенка, выслушивая и записывая его истории, приемные родители прокладывают мост между прошлым и настоящим в жизни ребенка, помогают задуматься о будущем и в целом способствуют укреплению взаимной привязанности.
Необходимо учитывать, что “Книга жизни” принадлежит ребенку. Именно он должен давать согласие на включение в нее любой информации. Взрослый только направляет и поддерживает процесс, планируя и предоставляя материалы, помогая ребенку принимать решения о содержании книги.
При этом ребенок может сам записывать некоторые истории, иллюстрировать их рисунками, подбирать фотографии. Красота и правильность не должны стать целью процесса.
Большая сложность состоит в том, что до попадания в приемную семью о прошлом ребенка обычно мало что известно. Получается, у ребенка нет своей истории. От этого тоже закрепляется ощущение, что “меня как бы нет”. Поэтому очень важно использовать даже самые маленькие крупицы информации, чтобы помочь проявиться их жизни, стать ощутимой.
Вопрос № 3. Как оформить “Книгу жизни” технически?
“Книгу жизни” можно делать как угодно. Это может быть блочная тетрадь с файлами, которая дает возможность переставлять листы в нужном порядке и добавлять новые, блокноты или альбом для фотографий с пустыми листами, куда фотографии приклеиваются в любые места маленькими стикерами.
Полезными являются задания: “Нарисуй, как ты себя тогда чувствовал”, “Нарисуй свою обиду”, “Нарисуй, что бы тебе хотелось подарить этому человеку” и т.д.
Можно приклеивать копии документов: свидетельства о рождении, постановления о назначении приемным родителем и другие, которые важны для ребенка, в которых отмечены главные произошедшие с ним события.
Можно приклеивать конверты и вкладывать в них письма, написанные кем-то для ребенка, билеты, рисунки, календари с отмеченными важными датами.
Для сбора информации используются воспоминания ребенка, материалы из личного дела, беседы с членами кровной семьи, людьми, знавшими ребенка и его семью раньше.
Вопрос № 4. Какая информация может входить в содержание “Книги жизни”?
В “Книгу жизни” могут быть включены: дата и место рождения ребенка; характеристики при рождении и взрослении (вес, рост, первые шаги, первые слова и т.п.); сведения о родителях, братьях и сестрах; описание причин, по которым ребенок остался без попечения родителей; интересные и забавные истории из его жизни; любимые занятия, друзья, еда; интересные и значимые события (поездки, праздники и др.) и т.п.
Рубриками “настоящего” могут быть: “Моя школа”, “Мои одноклассники”, “Мои любимые предметы”, “Предметы, которые мне не нравятся”, “Мои школьные победы и достижения, которыми я особенно горжусь”, “Забавные ситуации в школе”, “Пожелания моих друзей”, “Так я выгляжу сейчас” и др.
Рубриками “будущего” могут быть: “Мои планы”, “Так я буду выглядеть”, “Мое будущее”, “Мои мечты” и др.
Значимой информацией для ребенка является дата его рождения. Ведь до этой даты его просто не существовало, а после нее начался полный побед и поражений путь под названием жизнь. Дате рождения должна быть посвящена целая страница книги. Возможно дополнение символическими реквизитами (отпечатками пальчиков рук, символами удачи, счастья, триумфа и пр.).
Если известен номер роддома, где ребенок родился, можно съездить и сфотографировать его, тем самым материализовав этот период в жизни ребенка.
Многие ранние события могут быть известны из документов.
Важно, чтобы ребенок формулировал и делал надписи сам. Суть не в том, чтобы просто подписать, нужно выразить свое отношение к произошедшему событию, сформулировать его, проговорить.
Образы отца, матери иногда воспринимаются категорично, критически. Между тем родители — люди, которые дали ребенку жизнь. Очевидно, у них проблемы. Это не значит, что необходимо полюбить или обелить кровных родственников ребенка. Но не стоит путать оценку конкретных поступков и личности человека в целом. Важно найти и то хорошее, что в семье было или что родители пытались сделать для детей и не смогли.
Из прошлого важно выбрать весь позитив, включив фотографии, рисунки, страницы дневников, тетрадей.
Факт перемещения ребенка в приемную семью очень важен, и, поскольку у ребенка происходят ломка стереотипов, адаптация к новым условиям, важно снизить интенсивность негативных переживаний. Не следует скупиться на символы — атрибуты надежды, любви, хорошего настроения (радуга, сердечки, улыбки и пр.).
Продуктивной является идея схематизации факта перемещения. Так, от схемы жилья кровных родителей выстраиваются две стрелки к изображениям: уютной квартиры приемного родителя (окно с занавесками, цветок на подоконнике и пр.) и фасада учреждения образования (школы, сада). Дополнительно изображаются знаки — атрибуты надежды, успеха, радости.
Родитель может взять на себя роль помощника и стать опорой, ресурсом для ребенка в том опыте, который ему пришлось пережить. Научить его жить дальше, понять себя и свои чувства, увидеть положительные моменты в пережитых тяжелых ситуациях, помочь правильно определить ценности и расставить приоритеты.
Вопрос 5. Как сделать “Книгу жизни” достойной и получить от этого занятия максимально пользы?
Совет № 1. Работа с каждым событием в книге в каждом конкретном случае — помощь ребенку в выражении мыслей и чувств посредством слов, рисунков, наклеек (например, персонажей или смайликов, отображающих различные эмоциональные состояния).
Полезно предложить ребенку приклеивать наклейки, выражающие различные эмоции, рядом с фотографиями и рисунками событий. Несколько позже важно возвращаться к фотографиям и событиям, возможно, с приклеиванием новых наклеек-смайликов. Это позволяет прослеживать отношение ребенка к тем или иным событиям и в случае необходимости помочь ребенку отреагировать негативные эмоции.
Совет № 2. Обложка книги декорируется: обклеивается цветной бумагой или творчески украшается. На ней могут делаться надписи: “Книга жизни”, “История жизни Маши”, “История Вани”, вставляться фотографии ребенка.
Обложка может быть тонирована разноцветными карандашами, разрисована красками, в том числе флуоресцентными, объемными, акриловыми, витражными, украшена наклейками и аппликациями.
Совет № 3. Если ребенок еще не умеет писать, эффективным приемом является личное обращение приемного родителя к ребенку: “Сегодня такое-то число, такого-то года… тебя зовут… тебе… лет. Я твоя мама… Мы начинаем с тобой сегодня составлять “Книгу жизни”. Мы будем записывать в ней все то важное, что с тобой происходило раньше и происходит сейчас. В ней будут записаны все главные события твоей жизни: хорошие и не очень, успехи и трудности, то, что ты любишь, чему научился, твои мечты и желания. Эта книга для тебя и про тебя!”
Совет № 4. Если у ребенка совсем мало воспоминаний о раннем детстве, но приемному родителю известно о его болезненности в прошлом, можно оформить это следующим образом: “Когда ты родился, состояние твоего здоровья было не очень хорошим, но ты справился с этим, потому что у тебя был сильный характер, сильный дух”.
Совет № 5. Информация о кровных родителях, всех возможных родственниках, все, что можно извлечь из документов и воспоминаний знакомых, сотрудников интернатных учреждений, может быть размещено в форме генеалогического древа.
Совет № 6. Если ребенок еще не умеет писать, не сохранились фото его кровных родителей, можно воспользоваться оригинальным решением: “Мы не знаем точно, как выглядели твои мама и папа, но ты рисуешь их вот так”.
Если фотографии кровных родственников отсутствуют, для их замены подойдут различные творческие решения. Например, взрослые могут помочь ребенку нарисовать мужской и женский силуэты без детальной прорисовки лиц, а дорисует их уже сам ребенок.
Или ребенок оставляет пустой лист, а нарисует их потом, когда сам захочет.
Если нет фотографий родителей, можно приклеить в книгу маленькое зеркальце и подписать: “Я не знаю точно, как выглядели твои родители, но они были похожи на это отражение”.
Самое главное для ребенка — постараться принять своих родителей как источник своей жизни и верить в то, что его жизнь на этом свете нужна, имеет смысл и желанна. Ненависть к тем, кто дал жизнь, разрушительна для человека.
Совет № 7. Полезным является рисование в книге линии жизни. Линия жизни — это основные места пребывания ребенка: роддом, место, где ребенок оказался после роддома: дом биологической семьи, больница или дом ребенка; дом приемных родителей.
Совет № 8. По желанию ребенка в книгу могут включаться страницы, посвященные его болезни. Это могут быть рисунки с пояснениями, составленные с помощью взрослых; картинки из анатомических атласов; придуманные самим ребенком комиксы про его “болезнь” и то, как он с ней уживается: ссорится, мирится, общается, пробует дружить и пр. Ребенок сам может придумывать имя для своей болезни и описывать в различных историях свои отношения с этим персонажем.
Совет № 9. В книге жизни размещается позитивная информация о ребенке, пожелания, теплые слова, написанные в форме письма или открытки от взрослых, кого ребенок помнит, от детей, с кем был дружен. Публикуются фотографии мест, где ребенок проживал ранее, праздников, поездок. В рисунках, с помощью вырезок из журналов, коллажей отображаются интересы ребенка, достижения и успехи, его любимые игрушки и занятия.
Совет № 10. Если у взрослых возникают сомнения в достоверности рассказов ребенка о его прошлом, но они не хотят обидеть его недоверием, можно написать: “Ты вспоминаешь, что…”, “С твоих слов мы узнали, что…”. Таким образом, корректно указывается, что это изложение видения самого ребёнка, а не проверенная информация из документов. Ребенок имеет право на свои воспоминания, ведь и взрослые люди нередко замечают, как задним числом незаметно искажаются их воспоминания из детства.
Уважаемые приемные родители, у каждого ребенка должна быть “Книга жизни”! Никогда не рано и никогда не поздно начать делать ее вместе с ребенком. В добрый путь!
Виктория ГУЛЬЧИК,
педагог-психолог
ГУО “Мозырский районный
социально-педагогический центр”
Фото с сайта rusbatya.ru