Как формировать и развивать финансовый интеллект у ребенка

- 16:31Газета "Домой!", Новости

В современном мире деньги играют важную роль. Это особенный, универсальный товар, который можно обменять на что угодно. Финансы влияют на становление личности, образ жизни человека, взаимоотношения. Деньги также помогают в самореализации и самовыражении.

По мнению психологов, разговоры с детьми о деньгах — это неотъемлемый элемент финансового воспитания. Повышение уровня финансовой грамотности позволяет человеку справляться с денежными вызовами, а также эффективно распоряжаться финансами, улучшая уровень жизни.

Основы этих знаний закладываются еще в детском возрасте родителями в семье (10%), учителями в школе (20%), на улице (30%), посредством СМИ (40%). Но средства массовой информации и улица не всегда предоставляют информацию, которая нравится родителям. Эта информация часто провоцирует одностороннюю оценку, а порой просто извращает понятие детей о деньгах. Школа дает обширный материал, но часто не тот, который пригодится ребенку в реальной жизни.

Часть родителей считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы. При этом важно помнить, что именно родители начинают процесс формирования у ребенка отношения к деньгам.

Финансовое образование детей — это важный процесс для успешного будущего ребенка. Если родители забывают об этом, могут возникнуть негативные следствия — патологическая жадность, неумение удерживать деньги вообще, инфантилизм, склонность к паразитической жизни.

Дети, которых с детства учили правильно распоряжаться деньгами, во взрослой жизни проявляют себя успешными. Это связано с системностью подхода, снижающего риски, которые могут возникнуть от непредвиденного распоряжения деньгами. Умение распоряжаться деньгами является залогом стабильной жизни, оно позволяет становиться независимым, улучшая свое материальное благополучие. У человека, уверенного в своих финансах, формируется гибкое мышление, повышается самооценка, он становится дисциплинированным, не подверженным спонтанным покупкам и ненужным тратам.

Зная, что такое финансовая грамотность для детей, родители прививают им правильную модель экономического поведения. Для этого необходим личный пример старших родственников.

Развитие навыков грамотного отношения к деньгам может быть непростым, но во многом поможет изменить жизненную позицию и обрести уверенность в своих силах.

Что такое деньги?

Ребенка можно ознакомить с историей развития денег и рассказать, что в современном обществе деньги бывают наличные (монеты и банкноты) и безналичные (их нельзя трогать и носить в кошельке). Безналичными деньгами удобно пользоваться, не нужно считать сдачу, с ними не приходится беспокоиться о наличии нужных купюр, их невозможно потерять. Кроме того, безналичные деньги гигиеничнее.

Важно ознакомить ребенка с базовыми финансовыми понятиями:

  • доход (откуда берутся деньги, каким образом человек их получает);
  • сбережения (как правильно откладывать часть дохода на будущие цели);
  • расходы (почему и каким образом деньги можно обменять на нужные вещи);
  • кредит (что такое долг, когда его можно брать и когда нужно отдавать. И вообще зачем отдавать?)

Начинать знакомить ребенка с деньгами можно уже начиная с дошкольного возраста. Для начала расскажите, зачем вы ходите на работу: “Я хожу на работу для того, чтобы получать деньги, а потом покупаю на эти деньги для семьи продукты, одежду, книги, игрушки, оплачиваю коммунальные услуги и т.п.”

Важно, чтобы ребенок умел обращаться с деньгами. Самая подходящая форма для первого знакомства с деньгами — игра. Покажите ребенку разные монеты и купюры и объясните их значение — что больше, а что меньше.

Так как монетки имеют разный диаметр, можно предложить ребенку раскладывать монетки по кучкам по размерам, при этом обращать внимание ребенка на различие монеток.

Можно предложить ребенку взвешивать их на ладошке, выкладывать такие узоры, для которых требуется учитывать размеры монеток, например, выложить цветок так, чтобы середина была больше или меньше, попытаться выложить рожицу.

Для детей постарше можно предложить построить из монеток лесенку. Монетка, которую ребенок кладет сверху, должна быть смещена, чтобы образовать ступеньку.

С ребенком нужно говорить о деньгах, объяснять ему важность планирования обязательных расходов, ведение бюджета. Для младших школьников полезным опытом правильного обращения с деньгами будут самостоятельные походы в магазин за покупками. Это будет хорошим стимулом для развития таких навыков, как самостоятельность, самоконтроль, внимательность, навыки счета, навыки общения.

Карманные деньги

Детям необходимо дать возможность самостоятельно учиться распоряжаться деньгами, копить на желаемое. Получить такой опыт ребенок может благодаря карманным деньгам. Это фиксированная сумма, выдаваемая регулярно с определенными условиями, которые вы оговорили заранее. Получать такой доход — это хорошая возможность для ребенка научиться управлять своими средствами. Практикуясь в управлении своими деньгами, дети узнают об экономии и накоплении, о правильном выборе и о необходимости делиться с другими людьми.

Карманные деньги — важный фактор, который:

  • позволяет детям делать ошибки и таким образом получать опыт, когда стоимость товара еще не велика;
  • помогает задуматься о стоимости вещей и определить, что именно они хотят иметь. Если ваш десятилетний сын не может пойти в кино с лучшим другом, потому что спустил все деньги на игровые автоматы, то он задумается.

Количество карманных денег должно соответствовать потребностям. Здесь нужно учесть три момента:

  1. Возраст ребенка: чем старше, тем больше нужно карманных денег.
  2. Семейный доход. Будьте реалистом и прикиньте, сколько ваша семья может позволить выделить ребенку карманных денег.
  3. На что должны пойти карманные деньги. Если ребенку придется платить за обед в школе, то денег следует выдавать побольше. Если на обед уже предусмотрена нужная сумма, то карманных денег может быть меньше.

Сколько выдавать на карманные расходы, зависит от того, на что тратить. Вместе с ребенком составьте список потребностей. Всё сложите и выдавайте полученную сумму. Это поможет устранить конфликты в магазинах игрушек и при походе в кино. Также при определении суммы карманных денег стоит учитывать окружение ребенка. Это значит, что в идеале она должна быть приближена к сумме его приятелей: если дать меньше, то ребенок будет чувствовать себя ущемленным, если дать намного больше, может привести к развитию эгоизма и меркантильности.

Прежде чем ребенок потратит карманные деньги на игрушки и конфеты, проясните у него, что он собирается купить. Это поможет ему учиться планировать расходы. Дети намного лучше относятся к вещам, которые приобрели на собственные деньги.

Не следует настаивать на том, что ребенку покупать, но объясните, что расходы стоит планировать. Одна из схем планирования бюджета — правило 50—30—20. Родитель может ознакомить ребенка с этой схемой на примере, как распределить 1 рубль:

  • 50 копеек — на повседневные и необходимые расходы: еда, напитки, перекус.
  • 30 копеек — на нерегулярные и необязательные: электроника и фирменные одежда, кеды.
  • 20 копеек — сбережения, пожертвования и инвестиции (на благотворительность и подарки ко дню рождения членов семьи и друзей).

Для наглядности помогите ребенку сделать копилки для карманных денег.

  1. Возьмите три пустых контейнера с крышками.
  2. Наклейте на каждую из них простую и внятную этикетку: копи, расходуй и жертвуй.
  3. Сделайте отверстие для монет в крышках каждого контейнера, но небольшое, чтобы они не высыпались.

Важный момент, карманные деньги не должны напрямую зависеть от ведения домашнего хозяйства. Если карманные деньги связать с работой по дому, а ребенок ее не сделает, то не будет и карманных денег. Но без регулярного дохода невозможно научиться управлять деньгами. Это нарушит планы по обучению трем важнейшим вещам: накоплению, трате и пожертвованию.

Если домашние обязанности не выполнены, будет разумнее лишить ребенка каких-то других привилегий. Дети должны понимать, что наложение этих обязанностей делает их членами семьи. Обязанности — следствие любви и необходимости, а не материальной заинтересованности. Мама и папа не получают деньги за ведение домашнего хозяйства, почему же у детей должно быть иначе?

Ребенок должен понимать, почему он получает карманные деньги и на что следует их потратить. Если вы решили выдавать детям деньги, потому что они члены семьи, скажите им об этом.

После установления размера карманных денег платите их всегда вовремя. Это научит ребенка соблюдению своих обязательств. Не пропускайте день платежа. Гарантируйте карманные деньги так же, как вам гарантирована зарплата: определенная сумма в один и тот же день каждую неделю.

Когда с ребенком идете в магазин, можно оговаривать некоторые условия: “У нас определенная сумма на сегодняшний поход в магазин. У тебя есть бюджет (назовите конкретную сумму), ты можешь потратить его на какую-то игрушку или сэкономить деньги и через несколько недель или месяцев купить вещь получше”. Это учит детей важности не сиюминутного, а отложенного вознаграждения. Ребенок, который приобрел навык такого вознаграждения, становится благополучным и во взрослой жизни.

Планирование бюджета

Планирование бюджета поможет детям управлять своими деньгами — они научатся сокращать расходы, копить на игрушки, а часть отдавать на благотворительность.

Правильно и грамотно потратить деньги означает понимать разницу между потребностями и желаниями. Потребности — это вещи, без которых мы просто не можем существовать: пища, вода, жилье, транспорт. После их оплаты ребенок может оставить некоторое количество денег на то, что очень хочет иметь.

Желаемое — это вещи, которые хочется иметь, но, если не обладать ими, прожить вполне можно (фактически это просто развлечения). Например, дизайнерские джинсы, мороженое, видеоигры, последняя модель телефона.

Желаемое может быть отложено и запланировано. Существуют ситуации, когда оно становится необходимостью. Если ребенок еще слишком мал, то компьютер для игр — это желаемое. Но когда ему исполняется девять и на дом задают делать рефераты, компьютер становится необходимостью.

Обычно желаний больше, чем человек можем себе позволить. Ребенок должен уметь выбрать самое важное. Детям хорошо уметь понимать разницу между необходимыми потребностями и желаниями и сохранять баланс между сиюминутным удовольствием и долгосрочной выгодой. Ребенок может усвоить еще в самом раннем возрасте, что денег на всё никогда не хватит.

Когда у ребенка есть опыт, что его выбор одобрен родителем, он понимает, что его выбор правильный. При таких условиях в старшем возрасте ребенку будет проще принимать важные решения, так как у него уже есть положительный опыт и, как следствие, уверенность в себе.

Как копить деньги?

Важно рассказывать ребенку о накоплениях и учить копить деньги. Не стоит запугивать нищетой и необходимостью оберегать средства, чтобы не получилось так, что ребенок только копит и не в силах потратить деньги даже на нужные для себя вещи. У детей, которые чувствуют себя нелюбимыми, заброшенными, обделенными вниманием родителей, может развиваться “синдром дядюшки Скруджа”. Для таких детей деньги превращаются в средство подтверждения своей ценности. Для того чтобы чувствовать себя спокойно и оградить себя от тревог, им необходимо постоянно ощущать деньги в кармане, подходить к копилке и убеждаться в том, что она становится тяжелее. Если замечаете у детей подобное поведение, поговорите с ребенком по душам, дайте ребенку столько ласки и внимания, сколько ему необходимо.

Уметь копить — это значимое качество, которое может повлечь за собой приятные последствия. Позволяйте ребенку тратить наличность после успешного накопления, даже если это оставит их совсем без денег. Разрешать покупать — это вознаграждение за их старания. Можно просто дать ребенку денег на вещь, которую он хочет, если можете себе это позволить, но, самостоятельно накопив, он научится терпению, дисциплине и разумному обращению с деньгами.

Когда ребенок учится копить деньги, он развивает умение ставить цели, у него формируется понимание ценности денег и стоимости вещей. Когда ребенок определился, какую вещь он хочет, помогите ему составить график накоплений с каждого получения карманных денег, предложите найти картинку данной вещи и разместить на видном месте. Можно предложить ребенку завести копилку мечты и написать на ней название мечты или разместить фото желаемого.

Не забывайте одобрять ребенка, когда он копит деньги. Это означает, что ваш ребенок был в состоянии выбрать цель, копить на нее, а затем наслаждаться плодами своих трудов.

Долг и кредит

Знакомя детей с темой денег, важно рассказывать, что такое кредит. Кредит — это сумма, которую человек берет взаймы. Выдается кредит на определенный срок, а потом его необходимо вернуть — сумму, что взял и проценты по кредиту. Если деньги не возвращать, то последуют штрафные санкции. Кредит может быть “хороший” и “плохой”. “Хороший” кредит — это когда рассчитываешь кредитную сумму из реальных будущих доходов, учитывая сумму процентов. “Плохой” кредит — это следствие неумения грамотно вести бюджет, а также следствие азартных игр и появления вредных привычек. Важно не допускать, чтобы ребенок попадал в такие ситуации, учить, если берет у кого-то деньги в долг, чтобы обязательно возвращал.

Мониторинг расходования карманных денег

Родители должны понимать: как только деньги выданы ребенку, нужно отойти в сторону и помнить, что это деньги ребенка. Но при этом стоит быть в курсе о тратах ребенка.

С одной стороны, вы можете ни во что не вмешиваться и позволить ребенку принимать собственные решения. С другой стороны, можно установить правила распределения карманных денег между разными видами расходов. Это не так просто, и когда-нибудь вам захочется всё бросить, но делать этого не стоит. Ребенок должен знать, что вы немедленно прекратите выдавать карманные деньги, если он тратит их на сигареты, алкоголь или что-то незаконное.

Условно можно выделить несколько этапов в развитии воспитательных стратегий, связанных с деньгами.

В младшем школьном возрасте, как только у ребенка появляются карманные деньги, ребенок обучается финансовым стратегиям путем не всегда осмысленного подражания. По этой причине в этом возрасте необходим постоянный контроль. Важно помнить, что младший школьник еще слишком зависит от соблазнов подражать кому-то — родителям, одноклассникам, старшим ребятам, случайным взрослым. В этом возрасте важно обучать ребенка формам учета и контроля. Ребенок должен уметь спокойно и без нервозности отчитываться о потраченных деньгах и вести учет самостоятельно. Расходы и приходы младшего школьника должны быть полностью прозрачны для родителей (предложите ребенку в отдельном блокноте ежедневно вести свой бюджет и записывать расходы: приобретенный предмет, сумма, запланировано или нет приобретение). Не стоит привлекать ребенка на семейных советах к обсуждению распределения имеющихся в семье средств: какую сумму следует отложить на отпуск, где его провести, что купить и т.д.

В возрасте 13—14 лет спокойно и рационально обсуждать финансовые стратегии большинство подростков еще не готовы. Наибольшее влияние на ребенка имеют фильмы, тексты песен, книги, эмоционально окрашенные реальные жизненные ситуации. В этом возрасте дети только учатся ценить деньги. Решения, связанные с деньгами, как правило, базируются на эмоциональных порывах подростков. В этом возрасте хорошо родителям дать возможность ребенку заработать самому хотя бы эпизодически, учитывая способности и интересы ребенка (просите помочь в создании сайта, построить графики и таблицы, соседке убрать квартиру, купить продукты, приготовить).

В возрасте 16—17 лет можно уменьшить контроль над тратами ребенка и поддерживать проявление финансовой инициативы. На этом этапе дети вполне могут осваивать практические и теоретические основы экономики, банковского дела, семейную и деловую бухгалтерию. Подростка в этом возрасте уже не так легко обмануть, принудить расстаться с деньгами, совершить невыгодный обмен, он не склонен к ситуативным, импульсивным тратам (если это не заложено в семейной культуре, если он не является зависимым от криминальной компании, азартных игр, психически здоров). На данном этапе подросток понимает суть накопления, уже умеет рассчитывать на несколько шагов вперед. Многие выпускники уже имеют опыт самостоятельного зарабатывания денег и не спешат потратить их на ерунду. На данном этапе от взрослых требуется не директивное управление, а такт, уважительное отношение к мнению ребенка по финансовым вопросам. В данном возрасте уже можно привлекать ребенка к реальному планированию семейного бюджета.

Детям важно показывать ценность приобретения новых знаний для умения зарабатывать, а для этого важно стать профессионалом и выбрать себе профессию по душе и хорошо учиться.

Лучший же способ для ребенка научиться разбираться в финансовых делах — это пример родителей.

Ольга ФЁДОРОВА,
педагог-психолог
Национального центра усыновления
Фото с сайта detkisuper.ru