Чем уникальна Республиканская гимназия­-колледж при Белорусской государственной академии музыки?

- 13:08АРТ-квартал, Новости
Наталия Коротина

Недаром это учебное заведение изначально называли отделением юных дарований при Белгосконсерватории. Среди ее выпускников — Игорь Лученок, Василий Раинчик, Ядвига Поплавская, Екатерина Дулова, Игорь Оловников и другие известные люди, в том числе и нынешний директор Наталия Коротина. Подробности в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”.

Родные стены

— Сегодня у нас занимается свыше 400 учащихся, начиная со 2 класса и заканчивая 3 курсом колледжа, — рассказывает Наталия Аркадьевна. — Я тоже здесь училась с 2002 по 2006 год, до поступления в академию музыки. Безусловно, многое изменилось за это время, но главное осталось неизменным: сохранились все подходы, направления работы с талантливой молодежью. На первом месте, конечно, развитие способностей ребенка.

При этом общеобразовательные предметы обязательны наравне с музыкальными и преподаются достаточно серьезно. Мы гордимся своим замечательным педагогическим коллективом, в котором работают представители разных поколений. Так, много лет преподает заслуженный дея­тель культуры Беларуси Ариадна Николаевна Гужаловская. Ей уже за 80, но она, пианистка высокого уровня, по-прежнему увлеченно и продуктивно работает с детьми. Это человек-легенда, человек-­история. На смену опытным педагогам приходит по распределению молодое поколение. Наши преподаватели — представители абсолютно разных исполнительских школ, и это очень важно.

В гимназии-колледже трудится около 130 педагогов, и среди них большое количество музыкантов-практиков — тех, кто работает в Президентском оркестре, в оркестре Большого театра, Государственном академическом симфоническом оркестре Белорусской государственной филармонии.

В прошлом году в учебном заведении отпраздновали 55-летие замечательного образцового коллектива “Хор мальчиков и юношей имени Игоря Андреевича Журавленко”. Ребята отметили его большим количеством выступлений, концертов, гастрольных поездок. Руководят хором Семен Михайлович Климанов, заведующий кафедрой хорового дирижирования Белорусской государственной академии музыки, и Ольга Владимировна Ижик, председатель предметно-цикловой комиссии в гимназии-колледже.

— Юные дарования окружены высочайшими профессионалами с самого раннего детства, — подчеркивает руководитель учреждения образования. — Причем максимальное количество педагогов — те, кто здесь учился, вернулись в альма-матер и в хорошем смысле слова отдают ей свой долг. Я, собственно говоря, тоже. Многие известные белорусские исполнители, дирижеры, композиторы вышли из стен колледжа. На сегодняшний день среди преподавательского состава есть члены Союза композиторов Беларуси. Его руководитель Елена Атрашкевич, к слову, тоже наша выпускница. Учащиеся имеют уникальную возможность делать первые шаги в увлекательной, но в то же время сложной сфере под руководством профессионалов такого уровня. Очень многие из нынешнего профессорско-преподавательского состава академии музыки тоже здесь учились. Школа, как мы ее привыкли называть, — наше все.

Наталия Коротина — замечательная пианистка, лауреат многочисленных международных конкурсов и в недавнем прошлом декан фортепианного и композиторско-музыковедческого факультета Белорусской государственной академии музыки Наталия Коротина.

Старинные фрески и рояли из Японии

Официальная дата основания уникального учебного заведения — 15 октября 1935 года, когда постановлением Совнаркома БССР было открыто отделение юных дарований при Белорусской государственной консерватории. Оно заняло достойное место среди специальных музыкальных школ, созданных при консерваториях во всех респуб­ликах Советского Союза.

В довоенные годы в классах учились 25—30 человек на двух отделениях — фортепианном и струнном (скрипка, виолончель). В программу обучения были включены только специальные музыкальные дисциплины, их вели прославленные профессоры и педагоги Белгосконсерватории. Учащиеся детских классов много концертировали.

Война поставила на паузу все возможности обучения. А после ее окончания, в конце 1940-х годов, отделение присоединилось к системе школ-десятилеток, открытых по всему бывшему Союзу. В скором времени оно обрело более весомый статус: в 1947 году была создана Республиканская музыкальная школа-десятилетка при Белорусской государственной консерватории имени А.В.Луначарского. Целью учреждения стала подготовка музыкантов-исполнителей для поступления в творческие вузы. Школе было выделено отдельное здание в уютном уголке Верхнего города, имеющее, к слову, давнюю историю: в прошлом оно являлось частью коллегиума монастыря иезуитов, а в 1820-м было перестроено под дом губернатора.

Республиканская музыкальная школа-десятилетка стала не только образовательным, но и творческим, духовным центром музыкально одаренной молодежи Минска, а затем и всей республики. Здесь появились новые отделения: духовое и народное, позднее теоретическое и дирижерско-хоровое, для работы были приглашены лучшие педагогические силы. Учащиеся стали получать комплексное образование и по специальным, и по общеобразовательным предметам.

В дальнейшем учебное заведение несколько раз переименовывалось и в 2007 году получило сегодняшнее название — Респуб­ликанская гимназия-колледж при Белорусской государственной академии музыки.  2 августа 2020 года она торжественно открылась после реконструкции здания, длившейся год. Это знаковый для города объект, имеющий 300-летнюю историю.

В обновленном здании учебного заведения появились современная студия звукозаписи и большой концертный зал, хоровой кабинет, спортзал, закуплены 22 профессиональных рояля, привезенных специально из Японии, другие высококачественные инструменты. 

Место для репетиций юных музыкантов приобрело современный вид, но остались и исторические элементы. Строители сохранили кирпичную кладку — на ее кусочек, не покрытый штукатуркой, можно посмотреть с внутреннего дворика гимназии. Были законсервированы и найденные в ходе работ старинные фрески. Сегодня все общеобразовательные и специальные предметы преподаются юным музыкантам практически в одном здании, иногородние учащиеся живут в общежитии академии музыки на улице Киселева, где для них отведен целый этаж.

Поющие музыканты

Образовательный процесс в учебном заведении, где концертная жизнь считается одной из важнейших составляющих, во многом ориентирован на подготовку к конкурсам и выступле­ниям. Воспитанники колледжа — частые гости на сцене столичной филармонии. Проводятся открытые уроки для коллег из других музыкальных школ, мастер-классы в разных городах. Поддерживают своих детей и музыкально подкованные родители: приобретают хорошие инструменты, контролируют выполнение домашних заданий, создают условия, чтобы ребенок каждый день слушал классику, водят на концерты и спектакли.

Все это приносит впечатляющие результаты. За время существования колледжа его воспитанники завоевали свыше 1000 званий лауреатов и дипломантов различных исполнительских конкурсов и фестивалей, включая такие престижные, как международные конкурсы имени П.И.Чайковского (Россия), Молодежные Дельфийские игры стран — участниц СНГ и ряд других. Более 300 учащихся стали обладателями гранд-премий, стипендий, других поощрений специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи.

Девятиклассник Георгий Поливода в гимназию-­колледж поступил с 7 класса, а до этого учился в обычной музыкальной школе в Кобрине, пел и играл на саксофоне. Сюда же пришел как вокалист, заняв 2-е место в традиционном республиканском конкурсе “Спявайце, хлопчыкі”. 

— В первую очередь меня привлекла уникальность этого учебного заведения, — признается он. — Здесь работают талантливые педагоги, умело раскрывающие потенциал учащихся в любой сфере искусств. Я пою в хоре мальчиков баритоном, но больше настроен все-таки дирижировать. Почему? Ты управляешь действиями большого количества людей — и это завораживает.

Широкую известность и признание получили творческие коллективы учебного заведения — концертный оркестр, камерный духовой оркестр, оркестр народных инструментов, образцовый детский хор “Поющие музыканты”, хор мальчиков и юношей имени И.А.Журавленко  и др.

— Даже самые маленькие детки, со 2 по 4 класс, поют в хоре “Звоночки”, — улыбается Наталия Коротина. — Очень трогательно наблюдать, как они стараются. Есть у нас несколько инструментальных ансамблей, немало коллективов создаются спонтанно, по инициативе самих ребят. В любых государственных мероприятиях участвуют наши дети.    

Что касается лауреатов всевозможных, в том числе международных, конкурсов, то их действительно очень много, не стану называть имена, чтобы никого не обидеть. С вашего позволения просто упомяну несколько значимых форумов, в которых мы участвуем. Это, к примеру, те же Дельфийские игры, которые в этом году проходили в Бишкеке с 6 по 10 октября. Обладателями золотых медалей стали первокурсники — скрипач Владислав Баевич и пианист Даниил Лазаренко. Можно вспомнить и другие престижные состязания, например, “Щелкунчик” в Москве, а недавно наш хор мальчиков ездил в Красноярск, выступал на фестивале мужских хоров. Только в прошлом году свыше 200 ребят стали лауреатами разных форумов. Понятно, что все они были разного уровня. Тем не менее для каждого ребенка даже небольшой и скромный конкурс очень важен: это новый опыт, общение с публикой, членами жюри, умение собраться, настроиться на нешуточную войну нервов. Главное, наши ребята постоянно находятся на сцене, участвуют в важных мероприятиях, в том числе республиканского значения.

Светлана Кунцевич, преподаватель специального цикла предметно-цик­ловой комиссии “Вокально-хоровые дисциплины и оркестровое дирижирование”:

— Дирижер — профессия, у нас ей со времен Игоря Журавленко обучаются только мальчики. Причем они должны еще и уметь играть на фортепиано, петь, управлять коллективом и к 3 курсу успешно все это осваивают. Есть дети очень яркие, с харизмой, имеющие так называемую дирижерскую руку, что очень ценится. И потом они успешно работают.

Слух, ритм и… дирижерская рука

Прием в гимназию-колледж проходит вполне традиционно. Сначала, в сентябре, проводится набор в платные подготовительные группы, объявление о котором обязательно размещается на сайте учреждения. Детей прослушивают опытные педагоги и отбирают тех, у кого обнаруживают очевидные музыкальные способности. Далее самые талантливые, настойчивые и трудолюбивые продолжают обучение во 2—4 классах начальной школы, потом — в 5—9-х классах гимназии и на 1—3 курсах колледжа. Здесь они совершенствуются в игре на струнных смычковых, духовых, ударных, народных инструментах, во владении дирижерской палочкой, навыках вокалиста. А получив спустя три года заветный диплом о среднем специальном образовании, большинство поступает в вузы.

— Наша школа и создавалась для того, чтобы готовить кадры для той же академии, — отмечает директор. — Из прошлогоднего выпуска, например, большинство поступили в БГАМ, некоторые пошли учиться в другие творческие вузы. Бывает, человек принимает решение не связывать в дальнейшем жизнь с музыкой. Но очень многие из тех, кто выбрал другую профессию, приходят к нам и признаются, мол, в душе все равно остались музыкантами. Да, нагрузки у нас большие, но дети с ними справляются, если умеют распределить свое время, составить расписание и жить четко по графику. Моя мама по профессии тоже музыкант, папа — физик, и когда мы на семейном совете решили, что я выбираю этот путь, это означало, что мне самой пред­стояло нести ответственность. В 15 лет, конечно, еще не знаешь всех трудностей, но главное я понимала: ты должен уметь отделять главное от второстепенного.

Владимир ПИСАРЕВ