Преждевременный распад замещающей семьи, или так называемое вторичное сиротство, — это социальный феномен, вызванный отказом опекунов, приемных родителей или усыновителей от принятых в семью детей. Вторичное сиротство глубоко травмирует ребенка и может полностью изменить траекторию его развития. Будучи брошенным повторно, ребенок теряет оставшиеся крохи доверия ко взрослым. После разрыва с биологической семьей с помощью значимого взрослого он может понять объективные причины утраты, но после повторного отказа от него в замещающей семье ребенок погружается в глубокое чувство вины, и, как правило, его реабилитация практически невозможна.
Что выступает причиной отказа от детей? На первое место выходит недостаток знаний об особенностях детей с особой жизненной историей. Идеализированный образ ребенка и завышенные ожидания также могут выступать причиной преждевременного распада семьи. Психиатрический диагноз, который проявляется в более старшем возрасте, тоже может помешать продуктивному взаимодействию родителя с ребенком. И нижнюю строчку пьедестала отдадим такому феномену, как эмоциональное выгорание и особенности подросткового возраста, а также возникающие проблемы, связанные с этим периодом. Выделенные причины лежат в основе нарушения детско-родительских отношений в замещающей семье. А различного рода нарушения детско-родительских отношений, в свою очередь, ведут к отказу от ребенка.
Нахождение семьи в затяжном кризисе может быть достаточно травматичным как для ребенка, так и для родителей. При психической травме (а отказ от ребенка это и есть психическая травма!) нарушается естественная связь между событиями прошлого, настоящего и будущего. И основная задача специалиста — выстраивание временной перспективы, то есть восстановление непрерывной связи между событиями прошлого, настоящего и будущего. Как ребенок, так и родитель сталкиваются с такими чувствами, как беспомощность, одиночество, страх, потеря смысла. И в коррекционной работе на этапе кризиса семьи важно оставаться в нейтральной позиции как по отношению к ребенку, так и по отношению к членам замещающей семьи.
Своевременная коррекция детско-родительских отношений может помочь семье осознать и разобраться в следующих вопросах: семейном взаимодействии и ролях членов семьи, особенностях общения, влиянии истории приемного ребенка и членов семьи на текущие проблемы, и в то же время осуществить поиск ресурсов семьи.
В работе с замещающими семьями наиболее эффективно используются программы, основанные на применении арт-терапевтических средств. На базе нашего центра хорошо зарекомендовало себя такое направление, как глинотерапия. Это эффективный способ коррекции детско-родительских отношений на этапе кризиса в семье. В основе лежит работа с глиной. Не подойдет замена глины пластилином или тестом, так как важен процесс, а не конечный продукт творческой деятельности. Глина и специальные техники позволяют относительно экологично прикоснуться к глубинному психологическому материалу и стимулируют проработку бессознательных переживаний. Это обеспечивает дополнительную защищенность и снижает сопротивление изменениям.
Глинотерапия использует язык визуальной и пластической экспрессии. Это актуально при работе с семьями, так как дети не всегда могут выразить словами эмоциональное состояние, да и родители не всегда готовы делать это как в присутствии ребенка, так и специалиста.
Глина тайны свои выдавать начала:
“Не топчи меня! — глина ему говорила.
— Я сама человеком была лишь вчера”.
Омар Хайям.
Глина — это универсальный материал, который имеет колоссальный потенциал для использования в психологической практике с замещающими семьями. В чем ее преимущества для психологической практики? Глина в работе ценится как естественный, неструктурированный, пластичный, трехмерный материал. Ключевым моментов является то, что ее использование предполагает работу непосредственно руками, без подручных инструментов, требует определенных физических усилий и затрат времени.
Преимущества работы с глиной
- Способствует уменьшению и устранению нервно-психического расстройства, восстановлению и развитию нарушенных функций.
- Способствует развитию моторики.
- Снижает эмоциональное напряжение, гармонизирует эмоциональное состояние.
- Содействует отреагированию сильных эмоций, помогает справиться с психологической травмой.
- Допускает высокую спонтанность действий и возможность трансформации формы объекта.
- Дети в возрасте до 2 лет получают возможность при взаимодействии с глиной удовлетворить потребности, которые были не реализованы на довербальном этапе развития (прим.: достаточно часто дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получают травмирующий опыт в раннем возрасте — до трех лет).
Взаимодействие с глиной поддерживает фокусировку родителя и ребенка на контексте здесь и сейчас и телесных аспектов опыта, что при соответствующей инструкции и сопровождении педагогом-психологом процесса работы дает эффект развития осознанности, чего так не хватает на этапе кризиса членам замещающей семьи. Способность осознавать внешнюю и внутреннюю реальность рассматривается как эффективное средство совладания с различными формами психологического стресса на этапе распада семьи.
Работа с глиной включает в себя интенсивный опыт прикосновения и тактильной вовлеченности, примитивный способ выражения и общения, погружая в особое медитативное состояние. Однако эффекты работы с глиной определяются не только общими физическими свойствами материала, но и тем, какой способ взаимодействия используется участниками.
Может ли быть опасной работа с глиной?
Натуральная глина — один из самых чистых материалов. Ее используют даже в медицине, так как она обладает бактерицидными свойствами. Как правило, глина не вызывает аллергических реакций, а по разнообразию минерального состава ее можно сравнить с составом фруктов и овощей.
В процессе взаимодействия с глиной участвуют две руки, что способствует включению сразу двух полушарий. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач — рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, тактильными, слуховыми восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.
Работа с глиной особенно важна для людей, которым трудно выговориться, кому трудно рассказать о своих чувствах и переживаниях, в ситуациях неопределенности.
Сложности при работе с глиной
В процессе работы с глиной участники встреч могут испытывать определенный дискомфорт, который связан с тем, что не всегда удается создать нужную форму. Фрустрация (состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей) может быть связана с тем, что глина оставляет следы на руках, вызывая ощущение загрязнения. Относительная хрупкость объектов также может являться дополнительным источником фрустрации.
Многие эксперты подчеркивают, что нежелание (страх, брезгливость) прикасаться к глине может свидетельствовать о небезопасном типе привязанности.
В рамках работы с семьями было установлено, что и детям, и родителям достаточно сложно начать взаимодействие с глиной. Для снятия первоначального напряжения нередко работа сопровождается музыкой. Она снимает контроль и стимулирует творческое воображение.
В рамках реализации программы “Через тернии к звездам” для снятия напряжения и включения в процесс участникам предлагается положить руки на глину, закрыть глаза и почувствовать ее, сделав несколько более глубоких вдохов и выдохов. Далее с закрытыми глазами участникам в течение нескольких минут предлагается сделать что-то из глины, совершая простые манипуляции, давая возможность пальцам свободно двигаться. После завершения предлагается открыть глаза и посмотреть на произведение, рассмотреть его со всех сторон, высказать свои ассоциации. Если есть желание что-то изменить или добавить, то это с легкостью можно сделать, продолжая работу с открытыми глазами.
Предложенное упражнение используется в начале занятия, если специалист видит у участников (или у кого-то одного из семьи) напряжение. На его реализацию достаточно 10 минут, после чего можно приступать к основной теме встречи.
Тематический план коррекционно-развивающей программы
“Через тернии к звездам”
№ |
Тема |
Цель |
Участники / время |
Сбор анамнеза. Предварительное консультирование. |
Совершеннолетние члены семьи/ 45 минут индивидуально с каждым |
||
Диагностическое обследование:
|
Индивидуально с каждым членом семьи (методики варьируются в зависимости от ситуации в семье) |
||
1 |
“Живая глина” |
Ознакомление с техникой безопасности. Установление контакта. Знакомство с глиной (принципы взаимодействия, правила работы) |
Члены семьи / 45 мин |
2 |
“Глиняное поле” |
Снижение психоэмоционального напряжения, тревоги и страхов |
Члены семьи / 50 мин |
3 |
“Скульптура тела” (создание объекта путем работы вслепую) |
Развитие эмоционально-волевой сферы (знакомство с чувствами, способами их выражения) |
Члены семьи / 55 мин |
4 |
“Волшебный лес” |
Обучение способам саморегуляции в конфликтных ситуациях |
Члены семьи / 55 мин |
5 |
“Странствие героя” |
Выработка конструктивных способов поведения в конфликтных семейных ситуациях |
Члены семьи / 55 мин |
6 |
“Окно моей души” |
Повышение самооценки, развитие эмпатии и навыков взаимодействия в диаде “ребенок — родитель” |
Члены семьи / 55 мин |
7 |
“Птичка” |
Формирование сплоченности внутри семьи и доверительных отношений |
Члены семьи / 55 мин |
8 |
“Семейный тотем” |
Исследование личных, социальных и семейных ценностей |
Члены семьи / 55 мин |
9 |
“Птичье гнездо” |
Гармонизация детско-родительских отношений |
Члены семьи / 55 мин |
1 |
“Дом с маяком” |
Формирование благоприятного психологического климата в семье |
Члены семьи / 55 мин |
Психокоррекция в условиях реализации программы “Через тернии к звездам” основана на следующих факторах:
на осознании дисфункциональных вариантов семейного взаимодействия;
на отреагировании и принятии чувств;
на получении нового опыта совместной деятельности и сопереживания;
на освоении и реализации новых позиций и способов взаимодействия;
на обучении адекватным и конструктивным способам выражения чувств и решения конфликтов (через поиск компромиссов, согласования действий, выражения ожиданий).
Пример практической работы по программе
Мальчику Л. 11 лет. Он воспитывается в замещающей семье уже 6 лет. Мама обратилась по рекомендации органов опеки в связи с нарушением детско-родительских отношений и желанием отказаться от ребенка. Замещающий родитель объяснила решение тем, что ребенок не слушается, имеет психиатрический диагноз, систематически уходит из дома.
Во время первичной встречи мальчик был достаточно раскрепощен, проявлял сильные эмоции, которые сопровождались слезами. Отвечал на вопросы легко и развернуто. Однако было отмечено напряжение в теле ребенка (сидел за столом с прямой спиной), не устанавливал длительного зрительного контакта.
Во время диагностического обследования все задания выполнял с интересом и вовлеченностью. Часто интересовался, не ушла ли мама и не оставила ли его.
Последующие занятия вызвали у всех членов замещающей семьи (мать и 2 несовершеннолетних ребенка) интерес и вовлеченность. Однако на первые 3 занятия замещающий родитель систематически опаздывала более чем на 20 минут.
Первые 2 занятия носили ознакомительный характер. Участники знакомились с пространством игровой комнаты и материалом — глиной. Мальчик испытывал тревогу в связи с тем, что может испачкаться. К пятому занятию чувство тревоги снизилось: мальчик с легкостью выбирал сухую глину и с удовольствием смешивал ее с водой, не испытывая неприятных ощущений при взаимодействии с материалом.
Замещающий родитель первые три занятия стремилась произвести положительное впечатление, после стали проявляться негативные реакции по отношению к одному из детей. Она критиковала полученный творческий объект, выбирала для совместной работы глину не того цвета, который выбирал ребенок, старалась занимать доминирующую роль в создании общего продукта творческой деятельности. В период проведения коррекционно-развивающей программы было принято решение не анализировать (совместно) поведение матери, чтобы исключить у нее ощущение критики в ее адрес и не вызвать дополнительного сопротивления с ее стороны.
На девятой встрече членам семьи было предложено создать птичье гнездо и рассказать историю от первого лица. На середине занятия замещающий родитель поделилась инсайдом о том, что только сейчас она “смогла почувствовать принадлежность ребенка к своей семье”. Данное открытие сопровождалось сильными эмоциями как со стороны матери, так и со стороны обоих детей.
При совместном анализе занятий выявлено следующее:
- наблюдается положительная динамика во взаимоотношениях родителя и ребенка;
- замещающий родитель отмечает улучшение эмоционального состояния своего и детей как в ходе занятий, так и вне пространства игровой комнаты;
- повысилась мотивация родителя к совместной деятельности (предприняты попытки внедрения полученного опыта в повседневную жизнь семьи).
При обратной связи мать проговорила, что участие в коррекционно-развивающей программе позволило ей получить психологический ресурс, что благоприятно сказалось на эмоциональном и физическом состоянии.
После завершения работы с семьей была рекомендована регулярная совместная деятельность родителя и ребенка, ежемесячная консультативная помощь со стороны специалистов центра и в случае необходимости продолжение коррекционных занятий с применением глинотерапии.
Таким образом, реализация коррекционно-развивающей программы не разрешила в одночасье все трудности в семье, но позволила в совместной деятельности всем членам семьи взглянуть на ситуацию под другим углом, с позиции другого члена семьи. Замещающим родителем было принято решение продолжить воспитание в отношении мальчика.
Ниже представлена техника создания птичьего гнезда в рамках программы “Через тернии к звездам”.
Нам важен процесс, а не результат, мы не лепим поделки,
а строим миры и переживаем ситуации.
Главное в нашей лепке — творчество,
причем его психологический, а не эстетический аспект.
А.Лельчук.
Техника “Птичье гнездо”, используемая
в рамках реализации программы
Цель: гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи: снятие мышечного тонуса и нервно-психического напряжения, проработка отрицательных переживаний, формирование чувства доверия к значимому взрослому.
Материалы и оборудование: глина (белая, синяя, терракотовая) на выбор, прямоугольный поддон, клеенка, фартук, нарукавники, большая емкость с водой, чаша для шликера, инструменты для работы с глиной, влажные салфетки / бумажное полотенце, картотека аудиозаписей.
Категория участников: дети в возрасте от 4 до 15 лет, родители или законные представители.
Время проведения: 2 часа.
Структура занятия:
вводная часть (приветствие, установление контакта с участниками, информация о глине);
основная (рабочая) часть: создание птичьего гнезда из глины;
заключительная часть: представление творческих работ, рефлексия (шеринг).
Условия проведения: арт-пространство, рабочая зона для семьи.
Форма работы: семейная арт-терапевтическая сессия.
Ход арт-терапевтической сессии
- Вводная часть (подготовка). Сегодня мы продолжим работать с глиной. Выберем глину, которую будем использовать. Подумайте, какая вам больше нравится по цвету. Определиться в выборе помогут взрослые.
Если выбрали сухую, то нам предстоит ее смешать с водой, чтобы добиться необходимого результата. Само по себе знакомство с сухой глиной — это отдельный процесс. Есть возможность погрузить в нее пальцы, кисть руки целиком, пропускать глиняный песок сквозь пальцы. Процесс вымешивания глины предоставляет возможность осмысления, дает время для выбора решения. Соединение глины и воды требует определенной чуткости, чтобы масса не получилась слишком жидкой. Если вернуться к метафоре земли и воды как телесного и эмоционального, то данный этап может быть знаком соответствия этих двух начал для человека. А само переживание этого процесса — открытием для него этого соответствия.
Понюхайте, как вкусно пахнет глина. А знаете ли вы, что некоторые люди даже лечатся глиной? Накладывают ее на больные места. Сейчас и вы, прикасаясь к глине, будете чувствовать ее силу, которая постепенно передастся и вам.
Сядьте удобно, так, чтобы было комфортно вашему телу. Установите стопы на пол. Заземлитесь, даже если мы находимся не на первом этаже. Настройтесь, почувствуйте поверхность, на которой находятся ваши ноги. Какие ощущения от соприкосновения всех ваших частей тела с опорой? Почувствуйте тело, есть ли в нем напряжение? Также понаблюдайте, что находится справа и слева, соприкоснитесь взглядом с предметами рядом.
Возьмите кусочек глины, чтобы он помещался у вас в ладошку. Обратите внимание на ощущения: как тело реагирует на соприкосновение с глиной (температура, прилипает ли она к коже). Продолжайте разминать глину. Можно поднести глину к какой-либо части тела. Как тело реагирует?
После смешивания глины и воды в необходимой для работы пропорции, происходит перемешивание, формирование первоначальной, однородной массы. Происходит контакт земли с ладонями. Он способствует восстановлению внутреннего равновесия и обретению определенного уникального для человека опыта. Первичная форма массы обычно округлая, шарообразная, что ведет нас к идее шара, центра. На данном этапе необходимо поисследовать глину. Можно это сделать и закрытыми глазами под музыкальное сопровождение.
- Основная (рабочая) часть. Теперь вспомните образ птичьего гнезда. Назовите ваши ассоциации на словосочетание “гнездо птицы” (тепло, семейность, безопасность, потомство, дом). Теперь я попрошу вас представить птичье гнездо: чье оно? кто в нем находится? где оно? для чего служит?
Обсудите со взрослыми детали и начинайте создавать образ птичьего гнезда. Можете использовать материалы, которые у вас есть. Нет правил, вы можете его создать таким, каким хочется. Можно использовать цельный кусок, можно просто сделать колбаски, подобие веток, можете дополнить гнездо дарами природы (листья, ветки и др.)
В результате озвучивания идеи образа, эмоций, чувств, ассоциаций, метафор, связанных с созданием гнезда, а также осмысления переживаемого процесса, может произойти его переосмысление.
Когда образ будет создан, дайте себе паузу — это пауза принятия своего творческого продукта. Это время окончательного принятия того образного ряда, который был сформирован здесь и сейчас из глины. Важно дать завершить начатый внутренний диалог с образом и глиной в целом. Если есть необходимость, то по завершении процесса создания образа можно в объект внести изменения и дать название.
- Заключительная часть. Попробуйте исследовать гнездо, чтобы внести в него жизнь. Почувствуйте, как оно выглядит снаружи и внутри. Что важно внести снаружи, что изнутри. Попробуйте представить, где оно находится. Можете разместить гнездо в природном ландшафте. Расскажите всем историю, связанную с вашим птичьим гнездом. (Представление семьей творческой работы посредством сочинения истории от первого лица.)
Рефлексия.
Для детей. Что у вас получилось? Что птички делают? Кто эти птички друг другу? Как они относятся друг к другу? О чем птички мечтают? Чего птички боятся? Что птички делают, когда они в опасности? Кого птички ждут? Если станет холодно, кто их согреет? Нравится ли то, что получилось?
Для взрослых. Как себя чувствуете, когда держите гнездо в руках? Что хочется сделать с гнездом? Какие ощущения в теле? Насколько ощущаете себя в безопасности в нем?
Таким образом, использование глинотерапии в практике сопровождения замещающего родительства в форме занятий в детско-родительских парах влияет на психоэмоциональное благополучие ребенка в замещающей семье, способствует процессу формирования привязанности между родителем и ребенком и коррекции детско-родительских отношений, что создает условия для профилактики вторичного сиротства. В процессе взаимодействия с глиной члены семьи выражают эмоции, чувства и мысли, что позволяет наблюдать за взаимодействием в диаде “родитель — ребенок”, помогает понять их внутреннее состояние и оказать квалифицированную психологическую помощь.
Анастасия ЗАХОЖАЯ,
заведующий отделом
ГУО “Гомельский городской социально-педагогический центр”,
специалист в области арт-терапии
Фото автора