Выбрал путь в педагоги вопреки воле родителей, в 17 лет выполнил КМС по спортивной ходьбе и в том же виде спорта представлял страну на первенстве СССР, а сегодня с большой уверенностью и азартом он ведет к спортивным наградам своих учеников.
Все это — про педагога гимназии № 1 имени Е. Ф. Карского Гродно Ивана Бодака. Его профессиональный «марафон» давно перешагнул рубеж в 40 лет. Третий год педагогический стаж идет параллельно пенсионному. А об отдыхе опытный наставник пока всерьез не задумывается лишь по одной причине: с нынешними 10-классниками спортивный путь начал, когда те были еще в 5-м классе, и не может оставить своих перспективных и одаренных ребят.
Шестой год Иван Владимирович ведет гимназистов к олимпиадным вершинам. Только в этом году в копилке достижений его воспитанников 3 победных старта на заключительном этапе Республиканской олимпиады по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». Причем одна из наград — авторства Вадима Семашко: абсолютный результат среди всех учащихся страны.
Следуя своим убеждениям
— С будущей профессией определился еще в 6-м классе, — начинает увлекательный диалог с самого начала Иван Владимирович.
Он окончил Спушанскую восьмилетнюю школу в Щучинском районе и своим желанием стать учителем физической культуры не сразу поделился с близкими. Родители видели активного и подвижного сына в аграрной профессии, но будущий педагог следовал своему желанию целенаправленно и решительно. Вспоминает, как сам для себя составлял план тренировок накануне сдачи вступительных экзаменов в Гродненский техникум физической культуры. Не жалея времени и сил, бегал по лесным тропинкам, отжимался и подтягивался на школьном стадионе… Итог стараний не заставил себя долго ждать. После окончания родной восьмилетки успешно стал учащимся техникума и уже здесь начал свой путь к большим спортивным наградам.
В конце 1976-го на чемпионате страны по спортивной ходьбе Ивану не хватило 3 секунд до выполнения норматива мастера спорта. Так, в 17 лет стал КМС и благодаря спортивным увлечениям простой деревенский парень значительно расширил свои географические представления. Он участвовал в соревнованиях под руководством заслуженного тренера БССР Бориса Дроздова и побывал во многих уголках СССР.
Первые шаги профессионала
В 1977 году уже как дипломированный педагог Иван Бодак впервые переступил порог Костеневской восьмилетней школы на щучинской земле. И так получилось, что стал здесь единственным преподавателем физической культуры. Фактически в режиме «один на один» постигал азы профессии уже в деле.
— Не припомню, чтобы испытывал волнение накануне своего первого урока. Уже в стартовый год работы выставлял школьную команду на различные соревнования, помог почувствовать ребятам, каково это — становится лучшими в районе, — не без гордости отмечает Иван Владимирович.
После в биографии собеседника были годы службы в Вооруженных силах в Новгородской области России. А демобилизовавшись, Иван Владимирович предпочел вернуться на свое первое место работы.
— Помню, сознательно отказался переходить в среднюю школу из-за волнений по поводу недостаточно богатого опыта. Но так случилось, что посреди учебного года моя трудовая биография все же сменила «прописку». На уроки к юным спортсменам спешил уже в Скрибовскую среднюю школу, где повстречал будущую супругу.
С Аллой Ивановной он и сегодня, к слову, член одной команды педагогов уже в Гродно, но так было не всегда.
— После переезда в город над Неманом в моей трудовой биографии случился вынужденный пробел для педагогики: 3 года связаны с опытом силового труда — у станка на заводе автоагрегатов. Но даже здесь я нашел возможность оправдать свои спортивные рвения: при профкоме был методистом по физической культуре. Выставлял команду предприятия для участия в республиканских соревнованиях и организовал занятия по футболу для детей членов профсоюза. И все же всегда посматривал в сторону школы.
В приоритете — педагогика
Начиная с 1993 года Иван Бодак безоговорочно расставил профессиональные приоритеты в пользу педагогики. Осознавая, что именно здесь он чувствует себя на своем месте, в 37 лет Иван Владимирович снова стал студентом: заочно окончил ГрГУ имени Я. Купалы. А в день вручения диплома о высшем образовании был особо отмечен деканом факультета физической культуры как самый добросовестный и ответственный студент. Совмещая работу по специальности с учебой, Иван Владимирович не пропустил ни одной пары.
Об отношении к профессии лучше всяких слов говорят факты. Есть такие и в биографии нашего героя. На 2-м курсе он был решительно настроен бросить учебу в университете, и не потому, что не справлялся с двойной учебно-трудовой нагрузкой. Выражаясь словами собеседника, чувствовал что-то сродни предательству по отношению к детям, когда на целый месяц сессии оставлял их.
— В деканате тогда просто порвали мое заявление. И во многом благодаря такому небезразличию педагогов сегодня я представляюсь как учитель высшей квалификационной категории. Сначала для присвоения, а позже для подтверждения этой категории дважды писал основательные работы, которые защищал на республиканском и областном уровнях. В мою бытность такого понятия, как «автоматическое» присвоение категории с учетом заслуг учащихся, не было.
Олимпиадные высоты
А таких заслуг, к слову, в копилке педагога немало, даже если сосредоточить основное внимание лишь на участии в Республиканской олимпиаде по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». Учащиеся Ивана Владимировича отстаивают честь гимназии с начала организации такого рода соревнований самых спортивных умниц и умников. И уже в первый год участия копилка олимпиадников гимназии пополнилась призовым местом на заключительном этапе.
За 6 лет — 16 победителей и призеров областного и 6 — заключительного этапов Республиканской олимпиады по физической культуре. За этим несложным математическим подсчетом стоит большой труд педагога и такая же самоотдача ребят.
— Признаться честно, больше всего волновался, что не оправдаю доверие Ивана Владимировича во время финальных стартов олимпиады. Когда ты чувствуешь искреннюю поддержку и какую-то невероятную заинтересованность в твоем высоком результате, предельно выкладываешься не только ради себя. Это еще один важный стимул для победы, — поделился абсолютный победитель Республиканской олимпиады по физкультуре текущего года 10-классник Вадим Семашко.
Помимо учебных часов, в еженедельном планировании Ивана Владимировича отведено место занятиям с одаренными учащимися. В такой группе олимпиадной подготовки сегодня у него 18 человек с 8-го по 11-й класс. И, по словам собеседника, каждый из этих ребят — талант, которому лишь нужно помочь раскрыться и научить его работать на результат.
Например, одна из выпускниц-олимпиадниц педагога Оксана Миронцова сегодня не только не теряет связь со своим наставником, но и активно наблюдает за его работой с позиции заимствования богатого профессионального опыта. Будучи 3-курсницей факультета физической культуры ГрГУ имени Я. Купалы, выпускница гимназии уже начала работать в родном учреждении образования.
К детям — на вы
Повышенная требовательность к себе, дисциплина и порядок во всем на протяжении жизни идут рука об руку с Иваном Владимировичем. И от своих учеников он всегда ждет такого же отношения к предмету.
— Детей обычно веду с 5-го по 11-й класс и уже в день торжественной линейки поясняю родителям 5-классников основные требования, которые касаются конкретно моего предмета.
Поделился опытный педагог и полезным лайфхаком: работа в режиме «не покладая рук» в 5-м, 6-м и 7-м классах — залог гораздо более размеренного темпа труда с 8-го по 11-й класс. Не потому, что дети взрослее, а потому, что последовательность работы на уроке для них становится предсказуемой и очевидной, равно как и то, что попустительского отношения к предмету Иван Владимирович не допускает.
— Что касается оценки трудов и стараний учащихся, здесь роль играет множество факторов. И это не только результат буквально — количество подтягиваний или скорость преодоления стометровки. Важно учитывать такие моменты, как «мог, но не старался» и «не мог, но приложил максимум своих усилий».
К детям педагог, между прочим, обращается только на «вы» и уверен, что взять на заметку такой опыт полезно как начинающим, так и уже сказавшим свое слово в профессии педагогам.
— Просто обращение в такой форме подчеркивает значимость и важность личности ученика для наставника. И уже только это подразумевает соответствующее отношение как к предмету, так и к преподавателю.
Увидеть эффективность, в том числе такого подхода к детям, можно на любом уроке Ивана Бодака. Ученики 10 «М» класса в день встречи с корреспондентом выстроились в ровную шеренгу на стадионе гимназии задолго до появления учителя. А начался их урок в этот раз с представления ребят педагогом. О каждом из них Иван Владимирович рассказал как о лучшем: в математике, физике, химии, географии и, конечно, физической культуре.
— Все эти мальчишки — будущее нашей страны. И урок я обычно начинаю с разговора о том, что, помимо ученических побед и успехов, их главная жизненная заслуга — быть хорошими людьми и достойными гражданами. Пусть далеко не каждый из ребят станет большой спортивной надеждой страны. На уроке физкультуры они учатся работать над собой, идти к результату через усилие, а этот навык обязательно пригодится каждому.
Больше чем просто игра
Педагог отмечает, что если на старте обучения в среднем звене шестерки и семерки по его предмету не редкость, то к концу обучения в гимназии он строит взаимодействие исключительно с отличниками по физкультуре. И тут же делает ремарку, что очень не любит слово «отличник».
Одним из главных этапов в построении любого урока Иван Бодак считает наличие игрового момента. Отмечает, что его старшеклассники давно усвоили: чем быстрее они справятся с занятиями по общей физической подготовке, тем больше времени и удовольствия получат от игры с мячом.
— И даже это гораздо больше, чем просто футбол, волейбол или баскетбол. Ребята через игру учатся с пользой для здоровья строить взаимодействие со сверстниками на игровой площадке, а не в увеселительном заведении. Это способствует формированию очень важного момента — культуры полезного досуга. И очень хочется верить, что азарт на первый взгляд маленьких, но таких значимых побед на спортивной площадке они пронесут и в свою взрослую жизнь.
Екатерина МОТЕВИЧ
Фото автора