С кем взаимодействуют центры компетенций колледжей и как поддерживают мастеров производственного обучения, узнала корреспондент «Настаўніцкай газеты».

Всего в Беларуси функционирует 52 центра компетенций на базе колледжей и их структурных подразделений. За актуальность их образовательной среды отвечает Республиканский институт профессионального образования.
— В центрах компетенций сконцентрированы современное оборудование и технологии, лучшие мастера, которые регулярно проводят выездные занятия, делятся своими знаниями и навыками с педагогами других профильных колледжей. По сути 15 сильнейших колледжей формируют профессиональную элиту, ведь их учащиеся приобретают квалификации на порядок выше, чем в аналогичной массовой подготовке. Например, слесаря механосборочных работ выпускают многие, операторов станков — чуть меньше, но операторы-наладчики, вышедшие из Колледжа современных технологий в машиностроении и автосервисе, — профессионалы, готовые реализовывать сложные производственные задачи, — рассказал ректор РИПО Валерий Голубовский.
По словам заместителя начальника Главного управления профессионального образования — начальника управления профессионально-технического и среднего специального образования Министерства образования Александры Петровой, сегодня существует проблема с быстро устаревающей материально-технической базой как предприятий, так и колледжей.
— Эту проблему можно решить тесным взаимодействием с предприятиями в процессе реализации образовательной программы и прохождением на их базе практики. Причем здесь важно, чтобы предприятия предоставляли обучающимся реальный доступ к работе на своем оборудовании. Ведь недаром в колледжах практический компонент очень большой. На уровне среднего специального образования особенно по рабочим специальностям практика может доходить до 55 % от профкомпонента. А на уровне профтеха, если обучение идет по 2—3 смежным профессиям, практика может составлять и 70 % от профкомпонента. В последнее время работодатели, особенно базовые предприятия, начинают понимать важность практики, — отметила А. Петрова.

Ректор РИПО убежден, что сегодня именно работодатель должен сказать, специалисты с какими компетенциями ему нужны. Также необходимо создавать учебно-производственные мастерские на предприятиях, в которых учащиеся смогут приобретать практические навыки.
— Взаимодействуя с нашими наиболее крупными предприятиями, мы видим путь, который позволит повысить качество практики и в то же время поддерживать в актуальном состоянии матбазу, своевременно обновляя ее. На современном оборудовании как учащиеся, так и мастера производственного обучения будут поддерживать свои компетенции. Обсуждение таких совместных проектов уже ведется с Минским автомобильным заводом. К слову, одна из учебных мастерских для подготовки рабочих была создана на Минском механическом заводе имени С.И. Вавилова — управляющей компании холдинга «БелОМО» при возобновлении подготовки по профессии оптика. Эту практику намерены расширять и другие предприятия, — акцентировал внимание В. Голубовский.

Стоит сказать, что на уровне ПТО порядка 300 квалификаций, а на уровне ССО — около 200 специальностей. Под все эти разнообразные квалификации и специальности руководители колледжей должны подобрать соответствующие педагогические кадры. Поэтому уже начата подготовка мастеров производственного обучения на уровне ССО.
— Система профтех- и среднего специального образования уникальна тем, что руководство колледжей и их коллективы стараются бережно хранить традиции, не забывать корни и постоянно передавать их молодым коллегам, — подчеркнул ректор РИПО.
Ольга АНТОНЕНКОВА
Фото Олега ИГНАТОВИЧА





