Мама двукратного олимпийского чемпиона по прыжкам на батуте рассказала о школьном увлечении Ивана, которое подтолкнуло его получить интересную профессию, поделилась секретом, как наладить дружеские отношения с подростком, почему ей запомнилось первое участие сына в первенстве страны и кому он посвятил первое олимпийское золото.
— Татьяна Александровна, хотелось бы поговорить прежде всего о вас. Вы мастер спорта СССР по акробатике. Почему именно этот вид спорта?
— Так получилось (улыбается). У нас в Вилейке особого выбора не было: либо акробатика, либо прыжки на батуте. Заниматься начала с 6 лет с тренером Софьей Яковлевной Баевой. Позже моим тренером стал ее супруг Николай Тимофеевич. Он был мне как отец, дал путевку в жизнь. Безумно благодарна им обоим, очень хорошие люди были. После школы я поступила в Белорусский государственный институт физической культуры, окончила его и сразу пришла работать тренером. Вот уже 33 года этим занимаюсь.
— Какие физические качества нужны, чтобы успешно заниматься акробатикой?
— Их много. Сила, ловкость, ритмика — все должно сочетаться.
— Есть соревнования, которые вам особенно запомнились?
— У меня была цель выполнить норматив мастера спорта, и я ее достигла. Выйти в те годы на мировой уровень было сложно… Ой, давайте не обо мне. Не люблю о себе рассказывать. Лучше про сына.
— Хорошо. Был ли у него шанс оказаться вне спорта?
— Вряд ли (смеется). Он родился 26 июня, а в сентябре я уже была на работе вместе с коляской.
— И как проходил тренировочный процесс?
— Очень просто! Ставишь коляску, уходишь работать. Если Ваня начинал плакать, к нему подходил и кормил из бутылочки тот, кто оказывался ближе всего, и дальше продолжали работать. Мне так было даже проще: столько нянек! Когда сыну исполнилось 3 года, я отдала его в сад. Сразу на весь день. Никаких проблем не возникло. Он уже знал, что делать в коллективе. И ходить научился в зале, смотрел за всеми, как дети прыгают, бегают, пытался повторять за ними с лет 4. В 5 я записала Ваню в секцию по акробатике.
— Тренировать лично не стали?
— Нет. Сразу сказала, что сына тренировать не буду. С ним занимался Иван Демьянович Мамай. Я смотрела на Ваню, видела, что получается у него на дорожке неплохо, но понимала: ему нужна не акробатика. Расставил все по местам случай. В команду по прыжкам на батуте для соревнований не хватало одного мальчика, и тренер Петр Иванович Зайцев предложил Ване попробовать, начал активно готовить его. Сыну очень понравилось. Я же не настаивала, чтобы он оставался в акробатике.
— Почему?
— Сразу стало понятно, что он скоординированный мальчик, высоко прыгает. Ему легче всех давалось изучение новых элементов. Это было заметно.
— Первые соревнования Вани помните?
— Прекрасно помню. Это было первенство Республики Беларусь по прыжкам на батуте, которое проходило в Вилейке. Но возникла одна проблема: я не могла найти спортивное трико для Вани, так как он был маленького роста. И мне пришлось всю ночь накануне перешивать для него трико. Еще из-за роста ему было тяжело самостоятельно залезать на батут, все его подталкивали. А я сидела на своем привычном месте судьи-информатора, объявляла спортсменов. Было очень волнительно.
— Голос не дрогнул, когда объявляли выход сына?
— Нет, я вида не подавала, что мне страшно. Очень сильно переживала и переживаю за него всегда.
— Не было ли моментов, когда Ваня хотел уйти из спорта?
— Была такая ситуация в подростковом возрасте. Он говорил, что мама-тренер — это плохо. Все мальчишки гуляли, а ему — на тренировку. Много беседовала с ним, иногда приходилось тащить в зал. Зато сейчас он говорит, что мама-тренер — это хорошо, и очень мне благодарен.
— При этом у него есть и среднее специальное образование.
— Да, Ваня сначала окончил наш Вилейский колледж, а потом уже университет физической культуры.
— А какую специальность он получил в колледже?
— Очень интересную — автослесарь. А почему он туда пошел? С друзьями постоянно сидел в гараже. Ремонтировали машины, мотоциклы, что-то все время мастерили. С этого гаража мне приходилось его вытаскивать на тренировки. Он с детства любил автомобили. Помню, идем из садика, а он мне все марки машин называет. Однажды сосед подарил ему настоящий руль от автомобиля. Очень долго он хранился в нашей квартире. Думаю, если бы не спорт, сын стал бы классным автомехаником.
— Как ему удавалось совмещать тренировки и учебу?
— Это было непросто. Ваня редко бывал в колледже, приходилось экстерном сдавать экзамены. Спасибо директору учреждения образования: он всегда шел нам навстречу, с пониманием относился. Так совпало, что в этот период у Вани появились первые значимые результаты в прыжках. Он разрывался между тренировками в Витебске, сборами в Стайках и учебой в Вилейке.
— В каком возрасте упорхнул из-под вашего крыла? Волновались?
— Ване было 15 лет. Нет, не волновалась. Я доверяла на 100% тренеру Ольге Анатольевне Власовой, поэтому была спокойна. Сама часто приезжала к нему, немного контролировала.
— Как вам удавалось поддерживать сына, настраивать его на продолжение карьеры в спорте?
— Мы с ним много разговаривали. Помню, когда он стал кандидатом в мастера спорта, сказала ему: «Сыночек, надо же теперь мастера спорта выполнить». Хорошо. Приносит мне удостоверение. А я ему: «Сыночек, теперь нужно мастера спорта международного класса». Хорошо. Выполнил. Спрашивает: «Ну а дальше что?» Я ему: «Значит, бросать будем?!» «Нет, мама, ни в коем случае» (смеется). Я же видела, как ему это нравится!
— Какие черты характера Ване помогли и помогают?
— Я бы выделила 2: трудолюбие и ответственность.
— Вы могли предположить, что сын достигнет таких успехов?
— Не стану скрывать, мне этого хотелось. И очень признательна главному тренеру национальной сборной Беларуси по прыжкам на батуте Ольге Власовой за участие в спортивной жизни сына. На мой взгляд, благодаря ей Ваня смог достичь такого уровня. Она помогла ему раскрыться, поверила в него. Знаю, что сыну было сложно, особенно первое время, потому что приходилось очень много трудиться. Но все было не зря. Он сразу стал выделяться на фоне других спортсменов.
— Первая Олимпиада в жизни сына. Помните свое состояние?
— Конечно. Очень волновалась. Я осознавала, на какие соревнования он едет, понимала, что должен быть в лидерах. Признаюсь, не смотрела выступление в прямом эфире. Даже телефон мобильный спрятала, чтобы меня никто не беспокоил и чтобы новости не читать. Считаю, что связь мамы с ребенком очень сильная, и не хочу, чтобы мои переживания и волнения передавались ему.
— В период пандемии Ваня не прекращал тренироваться?
— Конечно! Ольга Анатольевна спуску ему не давала. Тренировки, турниры в России, соревнования у нас в стране. Это счастье и большая удача, что у Вани такой тренер. Она взяла его не только в свою спортивную семью, но и в личную. Вместе с супругом они очень поддерживают Ваню.
— Вы не ревнуете?
— Нисколько. Я счастлива, что такие замечательные люди есть в его жизни.
— Ваня внимательный и заботливый по отношению к вам?
— Очень! Ни один день рождения и все значимые праздники не обходятся без подарков. Если его нет в Вилейке, то знаю: жди на работе друга Вани с цветами и подарками. Самым большим сюрпризом стал подарок сына после его первой Олимпиады. Я понимала, что подарок планируется, но что это будут ключи от новой машины… Он позвонил мне в тот день и сказал выйти на стоянку, мол, кое-что нужно передать. Пришла, а там супруг Ольги Анатольевны Власовой Вячеслав Георгиевич вручил мне ключи.
— Часто ли обращается к вам за поддержкой либо за советом?
— Всегда. Мы друзья с ним.
— Откроете секрет?
— Доверительные отношения у нас выстроились еще в школьные годы. Когда начинается подростковый период, мальчишки могут нашкодничать, нашалить. Я попросила сына не ставить меня в неловкое положение, рассказывать правду, чтобы я знала, как ему помочь. И он не утаивал от меня правду. Так и повелось. Не скажу, что Ваня был сильно шебутным, но всякое случалось.
— Он послушный сын, судя по той истории с оберегом от сглаза.
— Так получилось (улыбается). Ваня, выступая в Питере, сильно упал. Наверное, сглазили, подумала я и озвучила свою мысль сыну. И больше в шутку, чем всерьез, сказала, что нужно выступать в трусах с красной резиночкой. На Олимпийских играх в Токио он так и сделал. Но секрет победы, конечно, не в этом, а в его мастерстве, вере в себя и правильном настрое от психолога и Ольги Анатольевны.
— Звездная болезнь у Вани не проявилась после Олимпиады в Париже?
— Нет у него такого. Он целую неделю после Олимпийских игр провел у меня. Понятно, наш городок маленький, все его узнавали. Но он очень спокойно относится к собственному успеху и вниманию к своей персоне. У него много друзей здесь осталось.
— Чем угощаете сына, когда он дома?
— Сырниками и пельменями. Сама леплю. Он очень их любит. Хотя ему много есть нельзя. Весы всегда под рукой. Нужно держать форму.
— А награды храните дома?
— Нет. Все отвезла сыну в Витебск. Первая его медаль сейчас на временном хранении в Национальном олимпийском комитете. Вторую тоже планирует туда передать.
— Свою первую победу на Олимпиаде Ваня посвятил бабушке.
— Да, моей маме Брониславе Николаевне. Они очень похожи внешне и по характеру. Некоторое время мы жили у нее, а когда переехали в свою квартиру, Ваня постоянно навещал ее, помогал. Не ленился и другим бабушкам на улице сумки поднести. Мама собирала все заметки в газетах про внука. Целая папка накопилась. Они были дружны и близки. К сожалению, незадолго до Олимпиады мамы не стало. Ей Ваня и посвятил ту победу.
— А вторую?
— Сказал, что мне и Ольге Анатольевне (улыбается).
— Чего пожелаете ему как мама?
— Здоровья, конечно! А еще желаю, чтобы он встретил хорошую девушку, которая бы поддерживала его и любила.
Справочно
Иван Литвинович — первый в истории двукратный олимпийский чемпион (2020 и 2024) в прыжках на батуте, чемпион мира и Европы в командном зачете и серебряный призер чемпионата мира в личном зачете (2019). Мастер спорта международного класса. В январе 2022-го ему присвоено звание «Человек года Витебщины», является почетным гражданином Витебска. Награжден орденом Отечества II и III степеней.
Иван родился 26 июня 2001 года в Вилейке. С 5 лет занимался акробатикой, в 8 перешел в прыжки на батуте. Первым его тренером был Петр Зайцев. В 2016-м по приглашению Ольги Власовой переехал в Витебск, где начал тренироваться под ее руководством.
Марина ЖДАНОВА
Фото БЕЛТА и из архива Татьяны ЛИТВИНОВИЧ