Семинар-практикум «Исследовательская деятельность – инструмент развития функциональной грамотности»

- 15:02Журнал "Народная асвета", Образование

Целью качественного образования не может быть простое накопление знаний, потому что часть информации, которую изучают дети, стремительно устаревает: то, что сегодня является бесспорным, завтра опровергается новой научной теорией или наблюдением. Поэтому задача педагога – не передать ребенку определенную систему знаний, а научить его учиться, ведь только владение универсальными приемами учебной деятельности может стать залогом успеха в жизни.

В. Ф. ЕНИКОВА,
учитель географии высшей квалификационной категории
гимназии № 1 г. Слуцка

Предлагаем вашему вниманию семинар-практикум «Исследовательская деятельность – инструмент развития функциональной грамотности», который проводился в рамках работы районного ресурсного центра по географии.

Цель семинара-практикума: повышение уровня профессиональной компетентности учителей в вопросах формирования у учащихся функциональной грамотности.

Задачи:

  • углубить знания педагогов в рамках темы;
  • содействовать развитию у учителей коммуникативной компетенции;
  • спроектировать ученическую исследовательскую работу на основе краеведческого материала.

Эпиграф. Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи (И. Г. Песталоцци).

Ход семинара-практикума

I. Организационно-мотивационный этап

Ведущий приветствует участников и предлагает обсудить эпиграф, а затем притчу «Чайная церемония» (https://multiurok.ru/blog/pritcha-chainaia-tseremoniia.html). Формулируется тема семинара-практикума. Учителя произвольно делятся на группы по 4–5 человек.

Ведущий. Педагог учится всю жизнь – это известная истина, ведь формировать у детей гибкость мышления, умение быстро адаптироваться к новым условиям может только тот, кто сам способен меняться и развиваться в профессии. Сегодня мы все чаще слышим о таком понятии, как функциональная грамотность. Почему вопросы о способах ее формирования у учащихся стали актуальными для современной школы? (Демонстрируется ролик «Функциональная неграмотность»: https://drive.google.com/file/d/1Sd1YIsAvLU_Eq7I3U4w5AZLQ4mebzzvA/view?usp=drive_link; организуется обсуждение.)

II. Этап актуализации знаний

Педагоги заполняют в таблице столбец «Знаю»: «+» – знаю, «–» – ничего не знаю, «±» – что-то слышал. Ведущий анализирует и комментирует результаты.

 

Знаю

Узнал

Теоретические аспекты функциональной грамотности

 

 

Методы и приемы, способствующие формированию у детей функциональной грамотности

 

 

Этапы проведения учебного исследования

 

 

Методика организации исследовательской и краеведческой работы с учащимися по географии

 

 

Особенности представления работы в ходе конкурса работ исследовательского характера

 

 

Актуальная тематика работ исследовательского характера

 

 

Организуется работа в группах с понятиями «личность», «функционировать» и «грамотность».

Задание 1. На каждую букву слова «личность» подберите личностные качества человека. (Любознательность, инициативность, человечность, нестандартность, ответственность, самостоятельность, толерантность.)

Задание 2. Запишите синонимы к слову «функционировать». (Работать, действовать, внедрять, применять.)

Задание 3. Дайте определение понятия «грамотность». (Степень владения навыками письма и чтения на родном языке.)

На основе полученных результатов участники совместно формулируют, а ведущий записывает на доске определение понятия функционально грамотная личность: человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно важных задач.

III. Операционно-познавательный этап

Ведущий. Термин «функциональная грамотность» в мировой практике не является новым. Функциональная грамотность в широком смысле – это совокупность знаний и умений граждан, обеспечивающих успешное социально-экономическое развитие страны; в узком – это ключевые знания и навыки, необходимые для полноценного участия гражданина в жизни современного общества. Необходимо отметить, что содержание данного понятия не статично. К примеру, в начале XX века грамотный человек должен был уметь читать, писать и считать. Сегодня этих навыков явно недостаточно: функциональная грамотность предполагает способность личности к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации и является индикатором общественного благополучия. Поэтому перед современной школой стоит важная задача – воспитание мобильного выпускника, способного при необходимости быстро осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным, легко адаптироваться  в современном мире. Таким образом, при формировании у обучающихся функциональной грамотности учитель должен ориентироваться на ее компоненты. Рассмотрим их подробнее.

Читательская грамотность – способность ребенка использовать тексты для достижения своих целей, пополнения знаний; умение находить и извлекать необходимую информацию, интерпретировать ее, обобщать и формулировать выводы. В задания, предлагаемые ученикам, нужно включать тексты и вопросы, на которые нельзя дать однозначный ответ, например: «Что бы вы сделали, если бы оказались на месте героя истории?»

Под математической грамотностью понимается способность ученика использовать математические знания в разных контекстах; на основе математических данных описывать, объяснять, предсказывать явления, принимать взвешенные решения, формулировать объективное мнение, анализировать окружающую действительность. Задания для учащихся нужно строить на основе смоделированных проблемных ситуаций. Например, можно предложить посчитать, как скоро окупится установка парусов на корабли с двигателем, при этом будет известно количество топлива, которое корабль потребляет при наличии и при отсутствии паруса, стоимость топлива и стоимость установки паруса. Задача обязательно приводится в контексте: рассказывается о том, что 95% товаров в мире перево­зят по морю на кораблях, использующих топливо, поэтому, чтобы уменьшить влияние человека на окружающую среду, инженеры планируют создать проект корабля, использующего еще и силу ветра.

Естественно-научная грамотность подра­зумевает умение создавать мнение о проблемах, связанных с естественными науками, для чего требуются навыки интерпретации научных данных, планирования и проведения исследования, объяснения явлений природы и т.д. В данном контексте можно, например, использовать задания с географическими картами (проанализируйте карту, сделайте выводы) или различными иллюстрациями (объясните, что изображено на картинках, при помощи научных понятий).

Финансовая грамотность – это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, т.е. способность принимать решения для улучшения собственного и общественного финансового благополучия. Задания на формирование у школьников финансовой грамотности подра­зумевают моделирование ситуаций с денежными операциями, банковскими вкладами, кредитными ставками.

Глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми в ходе решения глобальных проблем (подразумевается развитие у учащихся аналитического и критического мышления, способности сотрудничать). Необходимо подчеркнуть, что способность понимать и принимать убеждения других людей – один из самых важных мягких навыков в современном мире. Поэтому детям целесообразно предлагать задания, направленные на поиск причинно-следственных связей между какими-либо действиями и их последствиями, например: проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы, дополняющие исходный сюжет (вопросы обычно касаются прав и обязанностей человека, образования как ценности, демографических проблем, изменения климата и т.д.).

Креативное мышление основывается на умении человека отступать от стандартных идей, правил и шаблонов, способности предлагать инновационные и эффективные решения, воплощать в жизнь что-то новое. Чтобы проверить, насколько школьник креативно мыслит, учитель может предложить ему написать эссе, посвященное той или иной социальной проблеме, нарисовать картину на актуальную тему.

Ситуация с дистанционным обучением во время пандемии показала, что очень важно формировать у школьников компьютерную грамотность в процессе применения разнообразных цифровых образовательных сервисов.

Задание 4. Воспользуйтесь QR-кодом и решите следующую задачу: соотнесите составляющие функциональной грамотности с умениями и навыками учащихся.

Задание 5. Проанализируйте информацию на карточках и определите компоненты функциональной грамотности и качества функционально грамотной личности, распределив карточки на две группы. Проверьте правильность выполнения задания по памятке (материалы доступны через QR-код).

Информация на карточках: знание сведений, правил, принципов; ориентирование в мире и действие в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами; умение соотносить и координировать свои действия с действиями других людей; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; способность быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений; умение отвечать за свои решения; умение адаптироваться к меняющемуся миру; владение приемами учения и готовность к постоянному освоению новых знаний; умение решать конфликты; владение набором ключевых компетенций; умение работать с информацией; умение вести деловую переписку; способность адаптироваться в социуме и влиять на него; умение соблюдать правила личной безопасности в жизни; готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; владение устной и письменной речью как средством взаимодействия людей; владение современными информационными технологиями; готовность повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Ведущий. Для современного выпускника важно быть инициативным, способным творчески мыслить и находить нестандартные решения, уметь правильно выбирать профессиональный путь и быть готовым обучаться в течение всей жизни. Чтобы развить в учениках такие навыки, важно применять в обучении практико-ориентированный подход. Например, на уроках географии использование краеведческих материалов способствует формированию у детей функциональной грамотности, так как учитель обращается к социальному опыту ребят, создает ситуации, предполагающие поиск решения проблем, которые им хорошо знакомы, например: сохранение биоразнообразия родного края, расчистка русел рек, организация раздельного сбора мусора, работа экологического патруля, разработка прогноза развития транспортной системы региона, строительство нового предприятия и его влияние на жизнь населенного пункта и др. (Ведущий презентует работу предметной лаборатории географии в рамках «Школьной академии наук» (ШАН) гимназии.)

Перед организаторами исследовательской работы стоят следующие задачи: развитие у учащихся творческого мышления, обучение приемам и методам проведения географических исследований, работе с научной и научно-популярной литературой, публицистическими и архивными материалами; формирование коммуникативных навыков, необходимых для организации сотрудничества с различными учреждениями; обучение оформлению текстовых и графических материалов; привитие навыков публичного выступления, культуры ведения дискуссии. При подготовке членов научного общества необходимо соблюдать следующую последовательность действий: выбор темы для исследований; теоретическая подготовка, включающая овладение различными методиками исследований; знакомство с приборами и оборудованием, обучение правилам пользования и технике безопасности при работе с ними; организация полевых исследований; обработка материалов исследований; подготовка тезисов, текста выступления, наглядности; выступление на итоговой конференции в школе и в других учреждениях.

IV. Практический этап

Ведущий знакомит участников с классификацией исследовательских ученических работ, структурой научной работы и алгоритмом написания каждой главы, методикой определения проблемы, целей и задач исследования, его актуальности, построением доклада, требованиями к презентации, особенностями публичной защиты (презентация доступна через QR-код). Организуется деятельность групп по проектированию ученической исследовательской работы по географии на основе краеведческого материала.

Задание 6. Дана исследовательская работа на тему «Изучение структурных изменений в сельском хозяйстве Слуцкого района». Определите ее цель, объект, предмет и гипотезу исследования, сформулируйте задачи и составьте план исследования.

Примерный результат

Цель: анализ особенностей функционирования аграрного комплекса Слуцкого района, основных видов сельскохозяйственной деятельности, структурных изменений в сельском хозяйстве и их причин.

Объект исследования: сельское хозяйство Слуцкого района.

Предмет исследования: структура сельского хозяйства района.

Гипотеза исследования: предполагается, что экономика Республики Беларусь является переходной, поэтому возникла необходимость перестройки ее отраслевой структуры для более эффективного развития нашей страны и ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Задачи: изучить литературу по теме исследования; собрать статистические данные о сельском хозяйстве Слуцкого района за период с 1990 до 2020 года; проанализировать структуру сельского хозяйства района на основе определения объемов производства, посевных площадей и урожайности основных видов культур, поголовья животных и птицы, их продуктивности; выявить структурные изменения в сельскохозяйственном производстве, определить причины данных изменений и перспективы развития сельского хозяйства региона.

V. Подведение итогов семинара. Рефлексия

Участники заполняют в предложенной на этапе актуализации знаний таблице графу «Узнал» и делают выводы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Еникова, В. Ф. Опыт организации исследовательской деятельности учащихся в рамках работы предметной лаборатории географии Школьной Академии Наук / В. Ф. Еникова // Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся: материалы научно-практической конференции с международным участием, Минск, 20–22 апреля 2022 г. / редкол.: И. П. Кондратьева [и др.]. – Минск: Минский обл. ин-т развития образования, 2022. – С. 44–47.
  2. Лопух, П. С. Методики организации и проведения исследовательской и краеведческой работы по географии с учащимися в учреждениях общего среднего образования / П. С. Лопух, Ю. В. Кухарчик // Геаграфія. – 2018. – № 5–6.
  3. Крылова, О. В. Функциональная грамотность школьников: что это и как ее развивать [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://school.kontur.ru/publications/2374. – Дата доступа: 09.02.2024.
  4. Функциональная грамотность школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://og1.ru/polza/funkczionalnaya-gramotnost-shkolnikov-chto-eto-takoe-i-kak-ee-razvit. – Дата доступа: 26.02.2024.
  5. Теоретические основы формирования функциональной грамотности учащихся в основной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rcpohv.minobr63.ru/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya. – Дата доступа: 10.02.2024.

Фото на превью pixabay.com