Как противостоять негативному влиянию деструктивных увлечений, спросили у педагогов

- 14:19Новости

Подростковый возраст — время познания мира и самого себя. В этот сложный период молодые люди склонны к рискованному поведению, которое может причинить вред физическому или психологическому здоровью ребенка. Как противостоять негативному влиянию деструктивных увлечений, корреспондент “Настаўніцкай газеты” спросила у педагогов.

Елена Буланова, заместитель директора по воспитательной работе Клястицкой cредней школы имени В.А.Хомченовского Россонского района:

— Подростки полны энергии и жажды жизни. И мы стараемся использовать этот ресурс, привлекая молодежь к реальным проектам. Это и работа на приусадебном участке, занятия в объединениях по интересам, различные тематические и патриоти­ческие мероприятия, акции, насыщенно проходит шестой школьный день. Дни здоровья с играми, спортландиями, соревнованиями всегда актуальны. Несколько раз в год организуем различные экскурсии в Витебск, Минск: в музеи, театры.

Безусловно, на селе не так много соблазнов, дети не столь информированы по поводу различных деструктивных движений, как в городе. Но при этом мы стараемся показать нашим девчонкам и мальчишкам, что жизнь, помимо гаджетов и социальных сетей, полна радостей.

Классные руководители осуществляют мониторинг действий своих подопечных в социальных сетях и предоставляют отчеты социально-педагогической службе, ежемесячно проводим анализ этой работы на уровне руководства школы.

Самое главное, что мы стараемся до­нести до детей, — педагоги всегда рядом и готовы протянуть руку помощи в любой сложной ситуации.

 

Елена Концавенко, педагог социальный гимназии № 5 Минска имени героев встречи на Эльбе:

— Подросткам зачастую бывает сложно разобраться в самих себе, по­этому они начинают совершать необдуманные поступки. Чтобы помочь ребятам в сложном процессе самопознания, в нашей гимназии уже не первый год действует мой авторский проект — мультимедийная книга “10 шагов к себе”. В кабинете информатики книга загружена на компьютеры, и начиная с 7 класса ребята могут включиться в беседу с самими собой: они отвечают на вопросы о главном человеке в их жизни (самом себе), самооценке, самопознании, отношениях с близкими и друзьями, о том, какими их видят со стороны и какими они себя ощущают, размышляют о понятиях успеха и успешности. В итоге гимназист, пройдя все 10 шагов, рисует свой портрет, создавая мультимедийную книгу о самом себе. Вся информация с ответами находится в личном кабинете учащегося, и к ней имею доступ только я. Эта разработка направлена на формирование ментального здоровья детей, и при необходимости мультимедийная книга ребенка может быть использована в дальнейшей индивидуальной работе по профилактике девиаций и суицидов. Отмечу, что данный опыт работы был представлен на VII Международном съезде учителей и работников образования государств — участников Содружества Независимых Государств в Казахстане в 2022 году и отмечен жюри.

Наталья Рекис, педагог-психолог средней школы № 1 имени В.Н.Марцинкевича Крупок:

Пик рискованного поведения приходится на подростковый возраст, когда наступает этап самоутверждения и самопознания. И не все дети выбирают позитивные пути, такие как участие в конкурсах, занятия спортом. Здесь очень важна роль классного руководителя, который должен вовлечь такого ребенка в позитивную учебную или внеклассную деятельность, чтобы его заслуги не только были отмечены грамотами, но и обязательно нашли признание среди сверстников. У нас есть замечательная традиция: еженедельно проводится общешкольная линейка, на которой отмечаются успехи учащихся в различных конкурсах, олимпиадах, мероприятиях. Директор вручает грамоты ребятам, все им аплодируют, они принимают поздравления. И для детей подобное внимание очень важно — это отличный стимул для саморазвития.

Начиная с 6 класса активно просвещаем учеников по вопросам информационной безопасности. Привлекаем к этой работе представителей правоохранительных органов, которые рассказывают о случаях, когда от кибермошенников пострадали дети. На родительских собраниях говорим, что, помимо установки родительского конт­роля на гаджетах и компьютерах, важно завоевать доверие своего ребенка. Равно как и детям я всегда проговариваю: первый ваш друг и помощник — это мама или папа, именно они вас больше всех любят и хотят вам только добра, поэтому при любых проблемах нужно идти к ним. Да, порой отношения в семье не складываются, вполне благополучные родители терпят фиаско в общении с детьми, и тогда на первый план в работе с подростком выходит социально-психологическая служба школы. В моей практике был случай, когда девочка-под­росток была подписана на различные закрытые группы в интернете, тесно общалась с ребятами из других городов и даже стран. Они все сошлись на теме компьютерных игр. В результате ее жизнь сосредоточилась на виртуальном мире. А все потому, что ее не научили выстраивать нормальные отношения со сверстниками, у девочки не было друзей, она никому не доверяла. С ней была проведена индивидуальная работа. Удалось избавить ее от виртуальной зависимости и научить общаться с людьми не только в сети, но и найти друзей в реальном социуме.

Татьяна ЛОПАТИНА
Фото на превью pixabay.com носит иллюстративный характер