В ходе новой встречи на “Экспертной площадке” обсудили ресурс белорусского кино в воспитании подрастающего поколения и посылы киноленты об учителях, работа над которой началась на Национальной студии “Беларусьфильм”.
В круглом столе приняли участие:
- Елена Викторовна Турова, Кирилл Владимирович Халецкий, Константин Викторович Андрюшечкин — режиссеры Национальной киностудии “Беларусьфильм”;
- Елена Васильевна Нестерович, начальник отдела по образованию Кличевского райисполкома Могилевской области;
- Татьяна Анатольевна Веретина, заместитель директора по воспитательной работе средней школы № 26 Минска имени З.Г.Колобанова;
- Наталья Анатольевна Лукьянюк, директор Вольновской средней школы Барановичского района Брестской области.
Смотреть свое
— Воспитательный потенциал кино трудно переоценить. На ваш взгляд, актуален ли еще для сегодняшних детей тот ценный ресурс фильмов советского времени, на котором выросли предыдущие поколения? Насколько ребятам интересно то, что предлагает современный белорусский кинематограф, и в достаточной ли мере мы популяризируем его в этой зрительской аудитории?
Елена Турова:
— На мой взгляд, те фильмы, которые считаются классикой кинематографа, подрастающим поколением уже не особо воспринимаются. Новое время, новые ритмы и запросы, в целом им интересно уже другое. Очень повлияли на восприятие короткие форматы того же ТікТок, дети настроены на более сжатый, насыщенный контент.
Когда я провожу встречи в детских аудиториях, обычно начинаю с вопроса “Какие детские фильмы нашей киностудии вы знаете?”. Еще лет 10 назад вспоминали хотя бы “Приключения Буратино”, “Про Красную Шапочку”, иногда называли “Белые росы”. На данный момент ситуация печальная, приходится прибегать к наводящим вопросам.
Детей обязательно нужно знакомить с золотым фондом отечественного кинематографа. Наша киностудия организовывает такие показы для детской и молодежной аудитории, проводит много встреч в формате “киношники — детям”.
Я придерживаюсь правила, что перед показами нужно рассказывать о том, что дети увидят на экране. Как-то мне довелось представлять старшеклассникам одну из самых пронзительных лент о войне “Иди и смотри”. Я тщательно подобрала факты о том, как она создавалась, почему на съемочную площадку приглашали психолога и о многом другом. Предупредила, что фильм сложный, жесткий. Был полный зал, и до конца сеанса не ушел ни один человек.
Татьяна Веретина:
— Многое зависит и от инициативности учреждений образования. У нас в столичной школе № 26, к примеру, реализуется проект “Наши старые добрые фильмы”. На каникулах и в шестой школьный день мы приглашаем всех желающих на просмотры отечественной киноклассики. Честно сказать, лет пять назад детей на сеансах было больше, приходили с родителями, приводили братьев и сестер. Но и сегодня интерес есть. Сейчас готовим программу показов на время зимних каникул. Из опыта прошлых лет знаем, что и дети, и взрослые очень любят новогодние сказки, охотно приходят зарядиться праздничным настроением.
Согласна с Еленой Викторовной, новому поколению действительно хочется чего-то более динамичного, яркого, со спецэффектами. Когда мы показывали сказку “Три толстяка”, в течение первых 10 минут часть детей просто встала и ушла. Потому что кибитка едет очень долго, а они не могут сидеть и ждать, пока начнут разворачиваться события. Такие моменты надо учитывать.
Константин Андрюшечкин:
— Некоторые классические фильмы сегодня смотрятся хорошо, некоторые не очень, некоторые уже не смотрятся совсем. Так что отбор действительно должен быть. В лучших кинолентах советских лет много вневременных посылов, которые очень важны в воспитании детей. Не стоит недооценивать и потенциал римейков. И такие мысли у нашего руководства студии уже возникали. Хорошие советские мультфильмы можно перевыпустить, переделать на современный лад.
Татьяна Анатольевна правильно обозначила подход: чтобы дети смотрели наше кино, его нужно им показывать. Cкажу как отец — моя 9-летняя дочь смотрит. Многое зависит от родителей и от педагогов, конечно, тоже. Потому что дети сами еще не совсем понимают, что действительно стоит их внимания. К слову, тот же фильм “Приключения Буратино” уже перевыпущен в современном 4К-качестве и отлично смотрится на больших экранах.
Кирилл Халецкий:
— Согласен, что мы в ребенка заложим, то и вырастет. Когда у меня будут дети, в первую очередь буду показывать им советскую киноклассику. Не “Том и Джерри”, а “Ну, погоди!”. Не “Пиноккио”, а “Приключения Буратино”.
Возвращаясь к теме встреч в детских аудиториях, хочу поделиться своими наблюдениями. Я обычно задаю немного другой вопрос: “Какой последний фильм вы смотрели?”. Большинство называет “На другом берегу”, его, наверное, уже все школьники видели. Еще спрашиваю: “Кто хочет в кино?”. Тянут руки, и это повод немного поговорить о том, что о будущей профессии и поступлении нужно думать заранее. Дети задают самые разные вопросы, и, конечно, не только о кино. Интересуются, например, какая у режиссеров зарплата или сколько стоит мой look в одежде.
Последнее время встречаюсь со школьниками, представляя им свой документально-игровой фильм “Культурный код”, посвященный государственным символам Беларуси. Интереснее всего во время показа находиться сзади зрительного зала, потому что видишь светящиеся телефоны. Если зал в телефонах, значит, ты проиграл. Чтобы этого не было, всегда говорю вступительное слово, как-то их заинтриговываю, чтобы было интереснее смотреть.
Елена Нестерович:
— Елена Викторовна и Кирилл Владимирович правильно отметили — предсеансовая работа очень важна. Когда мы в нашем Кличевском районе показывали учащимся фильм “На другом берегу”, сначала его детям обязательно представляли. Но я на личном опыте убедилась, что этим ограничиваться не стоит, важно обсудить увиденное на экране еще и после сеанса. Мой сын тоже был на просмотре, и когда вечером я попросила поделиться впечатлениями, поняла, что у него остались вопросы. И я постаралась на них ответить. Когда школа и родители взаимодействуют, результат намного лучше.
Хочу отметить, что на Могилевщине мы только предсеансовым представлением не ограничились, пошли дальше. По итогам просмотра фильма “На другом берегу” главное управление по образованию Могилевского облисполкома провело конкурс сочинений-рассуждений на тему “Родина, семья, любовь — смысловые ценности жизни”. Это подвигло детей глубже задуматься над посылами киноленты, поделиться своими мыслями. Приятно отметить, что в число победителей конкурса вошел и наш ученик — одиннадцатиклассник Дмитриевской средней школы Кличевского района Евгений Михолап.
В целом наши дети кино любят, смотрят. Возможности для просмотров есть в каждой школе, начиная с компьютерного класса и заканчивая мультибордами. Прошлым летом в наш оздоровительный лагерь “Ольса” в рамках проекта “Шаг к успеху” приезжала Елена Турова. Ребята потом столько рассказывали об этом родителям, что некоторые даже звонили и уточняли — а точно режиссер приезжала, дети не нафантазировали?..
Наталья Лукьянюк:
— Я думаю, что, если бы Кирилл Владимирович задал вопрос “Кто хочет в кино?” в нашей школе, был бы просто лес рук. У учащихся Вольновской школы к кинематографу, можно сказать, особое отношение. В январе этого года мы открыли музейную экспозицию “По страницам жизни и творчества Михаила Пташука”. Основные ее экспонаты перешли к нам из закрывшейся Нижнечерниховской базовой школы. Дело в том, что именно в Барановичском районе был тот самый хутор, который сыграл роль хутора Петрока и Степаниды в фильме Михаила Пташука “Знак бяды”. К слову, наш учитель физической культуры и спорта наряду с другими местными жителями присутствовал на съемках этой киноленты и очень интересно рассказывает об этом детям. А в экспозиции можно увидеть, к примеру, оригинал режиссерского сценария фильма “Знак бяды”, хлопушку-нумератор фильма “В августе 1944-го”, книгу воспоминаний Михаила Пташука с автографом его вдовы Лилии Пташук.
Мы знакомим наших детей с такими знаковыми фильмами режиссера, как “Знак бяды”, “В августе 1944-го”, “Возьму твою боль”. Юные экскурсоводы проводят по экспозиции интересные экскурсии на белорусском языке. Таким образом мы прививаем интерес, любовь к белорусскому кино. Знакомимся и с новинками кинематографа. В нашем агрогородке есть Дом культуры, мы имеем возможность заказывать для просмотра фильмы, которые есть в прокате. Организуем и выезды на школьном автобусе в кинотеатры Барановичей.
Татьяна Веретина:
— Приятно поделиться, что учащиеся нашей школы, которые “хотели в кино”, свой интерес уже реализовали. Воспитанники военно-патриотического клуба вместе с его руководителем снимались в массовке фильма “На другом берегу”. Впечатления самые яркие. Детям было интересно переодеться в костюмы другой эпохи, к тому же некоторым даже доверили небольшие реплики. Мы рассказывали о съемках на нашем сайте, в соцсетях. Конечно, после такого погружения в кинематографический процесс интереса к белорусскому кино у ребят стало больше.
Для наших учащихся уже стало традицией посещать показы фестиваля “Лістападзік” в рамках Минского международного кинофестиваля “Лістапад”. Не стал исключением и этот год. Очень важно, что у школьников есть такая возможность знакомиться с качественными новинками белорусского и зарубежного детского кино. Это формирует их вкус, обогащает внутренний мир. К слову, в школьные годы мне как-то довелось быть членом детского жюри “Лістападзіка”, опыт незабываемый.
Константин Андрюшечкин:
— В этом году в рамках конкурса анимационного кино “Лістапада” был презентован наш новый мультипликационный фильм “Государственные символы Республики Беларусь. Календарь праздников”. Он продолжает ту важную тему, которая прозвучала в “Культурном коде”, но рассчитан на другую зрительскую аудиторию — детей младшего возраста. На конкурсе фильм был удостоен диплома “За откровенный и нужный разговор с подрастающим поколением”.
Елена Турова:
— Мультфильм состоит из 6 эпизодов, его можно смотреть и целиком 17 минут, и по отдельности. Младшим школьникам сложно объяснить, что такое День Конституции, День народного единства. Так вот можно две минуты на классном часу показать соответствующий эпизод нашего фильма и потом обсудить увиденное. Он снят в доступной игровой форме, там живой язык, который понятен детям. Это и есть воспитание маленьких патриотов.
Константин Андрюшечкин:
— Я имел возможность наблюдать на “Лістападзе”, как дети воспринимают этот мультфильм. Смотрели с интересом, обсуждали по ходу просмотра то, что видели на экране. К слову, нашу работу высоко оценил один из членов жюри конкурса анимационного кино, известный деятель киноиндустрии из Японии. Он отметил, что такое должно делаться в каждой стране.
Я до сих пор приятно удивлен, как хорошо смотрят дети и наш анимационный альманах “Мемориальные комплексы Беларуси”, премьера которого прошла этим летом в оздоровительных лагерях. Он состоит из 5 фильмов: “Несбывшиеся мечты”, “Буйничское поле”, “Ола”, “Прорыв”, “Операция “Багратион”. Их тематика совсем другая, чем та, которую ребята привыкли видеть в формате анимации. И у них, в хорошем смысле, возникает когнитивный диссонанс. Педагоги, выходя из зала, говорят, что таких фильмов нужно снимать больше, они действительно сильно действуют на детей, западают в душу. Один ребенок после показа рассказал, что мама уже возила его как-то на мемориал, а теперь он хочет побывать и на других, которые увидел на экране. Это дорогого стоит. Конечно, нелегко адаптировать военную тематику под маленького зрителя, чтобы он сложные драматичные моменты пропустил не через испуг, как фильм ужасов, а через сопереживание. Но мы добиваемся этого.
Елена Турова:
— На мой взгляд, ниши патриотичного воспитательного кино у нас сейчас закрываются очень неплохо. Но есть еще недостаток фильмов приключенческого жанра, сказок. Ведь воспитывать ребенка нужно не только с точки зрения социальных знаний, нужны еще знания, которые растят душу. Когда-то одним из брендов “Беларусьфильма”, наряду с военной тематикой, было детское кино, на нем росли дети всего Советского Союза.
Этой осенью на “Лістападзіке” состоялась премьера моей новой киноленты “Песни Сирин”. Это первый белорусский полнометражный анимационный фильм в 3D-формате. Для нас была важна составляющая не только приключенческого жанра, хотели обратить внимание на то, что наша славянская мифология не менее интересная, чем древнегреческие, скандинавские мифы. Россия уже давно обратилась к своим сказкам, переснимая их в современном ключе, а у нас такой уникальный пласт остается невостребованным. Первые отзывы от юных зрителей очень положительные. В скором времени фильм выйдет в широкий прокат.
Фокус на учителя
— “Доживем до понедельника”, “Учитель на замену”, “Географ глобус пропил”… Об учителях снято немало фильмов, позитивных и не очень. Сегодня мы вплотную подошли к съемкам белорусской киноленты о наставниках. Какие посылы в ней важно заложить, а чего избежать?
Кирилл Халецкий:
— Сейчас на “Беларусьфильме” проходит подготовительный период к съемкам фильма с рабочим названием “Классная”, режиссером которого я являюсь. Его сценарий одобрен министерствами образования и культуры. Заявлен жанр драма, но мы для себя определяем его как киноповесть — есть и мелодрама, и комедия, и драма, и где-то трагедия. По сюжету выпускница БГПУ распределяется в агрогородок учителем истории и обществоведения и становится классным руководителем 11 класса. Она жительница Минска и отрицает агрогородок как таковой. Одиннадцатиклассники, их в классе семеро, со своими подростковыми колючками.
Нужно к каждому найти подход, что для 22-летней учительницы очень непросто…
К съемкам фильма планируем приступить в январе. Кастинги уже проведены. На главную роль утверждена актриса Театра-студии киноактера Ирина Мороз. Она недавняя выпускница вуза, выглядит очень нежной и хрупкой. Так что когда эта девочка попадает в непростой класс одиннадцатиклассников, то очень за нее переживаешь.
Роли старшеклассников сыграют ребята от 15 до 19 лет. Не будет безликих героев, которые просто ходят в кадре, каждый из учеников будет по-своему раскрыт, у каждого свой характер.
В настоящий момент ищем локации для съемок, посмотрели уже много сельских школ. Конечно, в идеале было бы найти одну школу и в ней все снять. Но подобрать такую, чтобы нам подходили и кабинеты, и спортзал, и столовая, и коридор, не получается. Так что будет как минимум четыре школы, которые потом в фильме соберем в одну. К слову, хотя сам я учился в столице, хорошо знаком с учреждениями образования в глубинке, точнее сказать, с одним из них. Моя бабушка до недавнего времени работала директором сельской школы.
Что касается посылов фильма, то мы держим в голове задачу, поставленную Президентом. Нужно поднять престиж профессии учителя, но не скрывать действительность, показать, как все есть на самом деле. Как известно, высшая сверхзадача для кино — что-то изменить во внутреннем мире человека. Если после нашего фильма увеличится число желающих поступать в педуниверситеты, то мы отлично сделали свою работу.
Еще одна из сверхзадач — чтобы после просмотра картины зритель вышел из зала и захотел позвонить своему классному руководителю.
Наталья Лукьянюк:
— От души желаю этому фильму, чтобы ему действительно удалось поднять престиж профессии педагога, чтобы в школы, особенно сельские, пришло больше молодых и перспективных учителей. Из вашего рассказа об учениках класса я поняла: они смогут убедительно показать, как это непросто — учить современных подростков. Но главное здесь не переборщить с негативом со стороны учеников к учителю. Отношение должно быть уважительным, несмотря на сложности и противоречия.
Елена Нестерович:
— Снять фильм о молодых специалистах — идея очень хорошая и жизненная. В наш Кличевский район в этом году приехали работать по распределению 9 молодых учителей, в прошлом году — 12. Мы все прекрасно понимаем, что их, равно как и учащихся педагогических классов, нужно растить на достойных примерах. И это не только наставничество. К примеру, приглашаем на встречи в педклассы и в школу молодого учителя педагогов нашего района, удостоенных званий “Отличник образования” и “Заслуженный учитель”. Хотелось бы, чтобы фильм в какой-то мере также стал живым примером для молодых специалистов. Чтобы нежная и хрупкая главная героиня достойно преодолела все сложности и утвердилась в мысли, что профессию она выбрала правильно.
Татьяна Веретина:
— Хотелось бы увидеть учителя не глупого, не задерганного, не несчастного, как мы это уже не раз наблюдали в других фильмах. Важно, чтобы была показана вся сложность и многогранность нашей работы. Ведь, что скрывать, многие непосвященные в нюансы профессии люди считают, что учитель просто проводит уроки и идет домой отдыхать. А еще хотелось бы, чтобы показали живого человека. Который, как и все, имеет право на ошибку, плачет, любит…
Наталья Анатольевна правильно сказала о том, что важно показать уважительное отношение к педагогу со стороны детей. Но не менее актуально, чтобы прозвучала тема взаимоотношений “учитель — родители ученика”. Потому что поведение ребенка по отношению к наставнику во многом предопределяется тем, какой пример ему подает семья.
Константин Андрюшечкин:
— Давайте признаем честно: учителя бывают разные. Но я согласен с вышесказанным, выносить на экран негативный образ не нужно. Плохого о педагогах было снято немало. Нам сейчас нужно другое кино. Важно показать, насколько труд учителей нужный и важный и что он под силу далеко не каждому. Не просто, как это делается, а для чего и почему.
Елена Турова:
— Это действительно сложная, стрессовая профессия, требующая не только знаний, но и великолепной психологической подготовки. Главное — раскрыть личность молодой учительницы так, чтобы она вызывала уважение. Даже когда показана правда жизни — проблемы, с которыми приходится сталкиваться. Знаете, ко мне как-то на улице подошли ребята, проводившие странный опрос: “Нужны ли еще живые уроки в школе или пора переходить на онлайн-обучение?”. Раз такие вопросы у кого-то возникают, значит, для фильма о настоящих учителях сейчас самое время.
Продолжение следует
— В этом году мы отмечаем 100-летний юбилей белорусского кино. Куда нужно двигаться дальше? Какие отечественные фильмы вы хотели бы увидеть (или планируете как режиссер снять)?
Елена Турова:
— Хотелось бы, чтобы снимались разножанровые фильмы. И военные драмы, и приключения, и мелодрамы, и комедии. Обязательно сказки.
Что касается моих творческих планов, то сейчас вместе с режиссером Ириной Тарасовой запустили съемки 12-серийного анимационного сериала “Волчок”. На приключениях забавного волчка, который умеет раскручиваться как юла и поэтому везде успевает, дети будут учиться азам общения, правилам поведения в различных ситуациях. Постараемся сделать его максимально ярким, веселым, забавным.
Константин Андрюшечкин:
— Важно, чтобы наше кино продолжало вносить свой вклад в дело сохранения исторической памяти. Сейчас мы снимаем вторую часть анимационного фильма “Мемориальные комплексы Беларуси”. В нем также будет пять эпизодов: о Шталаге-352 в Масюковщине, мемориале “Катюша” в Орше, Брестской крепости, Хатыни и Озаричском концлагере.
Кирилл Халецкий:
— Планы есть, но озвучивать их пока рано. Говоря в целом, я точно знаю, какое кино хочу снимать. В 90-е годы, когда хлынул “Рэмбо” с “Терминатором”, многие забыли про традиции отечественного кинематографа. Но нам незачем пытаться догонять и перегонять Голливуд. Сила нашего кинематографа в его “беларускасці”, национальной идентичности. Нужны фильмы, которые тронут зрителей своей правдивостью, белорусским духом и колоритом.
Елена Нестерович:
— Хочется добрых фильмов, со светлыми и жизнеутверждающими посылами. Больше хорошего детского кино, пусть дети растут на картинах, в которых заложены культурные и духовные ценности нашего народа.
Татьяна Веретина:
— Есть сериалы про медиков, про милиционеров. Почему бы не снять сериал про учителей? По закону жанра, у врачей в каждой серии разворачивается какая-то непростая ситуация, из которой находят выход. Так в школах тоже таких ситуаций более чем достаточно, в сюжетах недостатка точно не будет. Надо больше хорошего кино о наших учителях. И о представителях других знаковых профессий, конечно, тоже.
Наталья Лукьянюк:
— Была бы рада увидеть новые экранизации классики белорусской литературы, исторические фильмы. Режиссеры прежних поколений сняли немало достойных картин в этом ключе. Надеюсь, традиция продолжится.
Оксана МЫТЬКО
Фото Олега ИГНАТОВИЧА и Вольновской средней школы