12 кадров в секунду: как гомельские школьники создают мультфильмы

- 12:10АРТ-квартал, Новости

«Я провоцирую детей проявлять творческие способности». Руководитель «Анимационной студии 17» средней школы № 17 Гомеля Максим Сербунов поделился с корреспондентом «Настаўніцкай газеты» секретами, как создать искреннее детское кино – непосредственное, немного наивное, подкупающее своей трогательностью.

 Свобода творчества

Максим Альбертович – дипломированный экономист, в средней школе № 17 Гомеля имени Франсиско де Миранды работает инженером-программистом. Он же – педагог дополнительного образования, который почти пять лет руководит созданной им «Анимационной студией 17» на базе учреждения образования. Идея создания мультфильмов родилась благодаря его увлечению видеосъемкой и монтажом.

– Первый мультик мы сделали вместе с пятилетним мальчиком, который жил по соседству и очень любил рисовать. Работу отправили на конкурс. К сожалению, слишком юный возраст ребенка не позволил пройти отбор. Но благодаря тому опыту, я заинтересовался конкурсным движением, посвященным анимационному и документальному кино в нашей стране и России. Отправил на конкурс ролики, которые были сняты в нашей школе, и неожиданно мы получили победные дипломы. Тогда и созрело решение создать студию, чтобы развиваться дальше. При этом мультфильмы заинтересовали школьников куда сильнее, чем кино, – рассказывает педагог.

Он написал план работы с участниками студии. Начал с теории: ребят необходимо было ознакомить с основами мультипликации, ее историей, процессом создания известных диснеевских и советских мультфильмов, что предполагало просмотр интервью с режиссерами, мультипликаторами, художниками-аниматорами.

– Но это было не ученье, а мученье для детей. И я понял, что им куда интереснее познавать всё на практике, пробуя свои силы. Мы выбрали технику перекладка, в которой созданы многие ставшие классикой советские мультипликационные ленты, такие как «Ежик в тумане», «Приключения капитана Врунгеля», «Остров сокровищ» и многие другие. Из технических средств нам нужны для этого камера, штатив, диктофон и компьютер. А главный творческий компонент – детские рисунки. Причем я никогда не рисую с воспитанниками, могу только помочь раскрасить, – с улыбкой делится собеседник.

Создание мультфильма начинается с чтения. Руководитель предлагает ребятам сказки современных авторов, из которых они выбирают две-три наиболее понравившиеся. И далее идет обсуждение: почему именно эта сказка, как ученики видят героев произведения? Взяв в руки акварельные карандаши, они начинают рисовать, подключая всю мощь детской фантазии и непосредственности. Но, оказывается, и она иногда не всесильна.

– Однажды решили создать мультфильм «Добро и зло». А как изобразить этих героев? У нас получились фигуры, напоминающие Снегурочку и Дедушку Мороза. Не подходит. Вторая проба – нарисовали ангела и черта. Снова не то. И мы приостановили работу с намерением вернуться к ней позже, когда появятся новые идеи для образов. Или возьмем сказку про Дракона и Царевну. Красавица Царевна «родилась» с первого раза, а вот влюбленный Дракон, который готовит для дамы сердца обед, никак не вырисовывается. Я убежден, что детское творчество не терпит рамок и сроков. Здесь всё делается по желанию и вдохновению. Только тогда получается искреннее детское кино – непосредственное, немного наивное, подкупающее своей трогательностью, – рассуждает М. Сербунов.

Когда герои нарисованы, их нужно очень аккуратно вырезать. Эту работу педагог берет на себя, вооружившись канцелярским ножом. Далее пишется сценарий сказки. Готовится фон: он представляет собой лист бумаги формата А3, на котором и развернется сюжет мультфильма. Но, прежде чем это произойдет, участники студии начитывают текст сюжета на диктофон. Хронометраж записи определяет продолжительность готовой картины и помогает рассчитать, сколько кадров в нее войдет. В одной секунде снятой и смонтированной ленты вмещается 12 кадров. Продолжительность же мультика может доходить до трех минут. Вот и получается, что необходимо сделать более тысячи кадров, фиксируя малейшее движение персонажей.

– Сам процесс съемки очень кропотливый. Камеру устанавливаем на штативе сверху над фоном. Юные мультипликаторы передвигают фигурки персонажей буквально по миллиметру. Если детали очень мелкие, помогает пинцет. Каждое движение снимается. Этот процесс может длиться часами. В среднем на создание одного мультика – начиная от идеи и заканчивая монтажом – уходит месяца два, – раскрывает подробности педагог.

За годы творческой работы студийцы создали более 20 мультфильмов. И то, что это качественные продукты, подтверждает большое количество дипломов и наград международных конкурсов («Анимаевка», «На своей земле»), республиканского конкурса «Я снимаю кино».

– Я считаю, что участвовать в таких творческих состязаниях нужно обязательно, ведь мы показываем себя, свои работы и в то же время знакомимся с опытом других студий и кружков. Это развитие, продвижение. Дети встречаются с известными представителями сферы культуры, кино. И это очень здорово, – подчеркивает собеседник.

«Анимационная студия 17» открыта для всех желающих. Попробовать себя может каждый. Почти все учащиеся школы побывали здесь. Занимаясь созданием мультфильмов, дети развивают творческое мышление, креативность, трудолюбие – навыки, которые необходимы во взрослой жизни. Сейчас студию посещают 24 ученика, а 4 девочки освоили полный цикл создания мультфильма: самостоятельно пишут сценарий, рисуют героев, делают раскадровку, снимают. Наставник помогает только с монтажом. Это Ксения Тимошенко, Ксения Шелюх, Виктория Портнова и Полина Нахаенко. 

На пути к мечте

С Полиной мне посчастливилось пообщаться лично. Она приехала вместе с Максимом Альбертовичем в Минск по важному делу: педагогу вручили удостоверение члена Белорусского союза кинематографистов.

Полина (на фото справа) рассказала, что пришла в студию, будучи первоклассницей, за компанию с подружкой. За пять лет она многому научилась. Сейчас в ее багаже пять мультфильмов, которые она сама полностью нарисовала и озвучила. А начиналось все с нарисованных сердечек для видеооткрытки. 

– Потом была открытка к 8 Марта, на которой я изобразила мимозы и свою маму. К концу 1 класса приняла участие в создании мультфильма, посвященного 60-летию полета Ю. Гагарина в космос. Мультик отправился на конкурс, и я получила свой первый диплом. Сейчас у меня их больше сотни, – с улыбкой говорит Полина.

 

Самой значимой в копилке наград Полины и студии стала победа и гран-при Республиканского открытого конкурса любительских фильмов имени Юрия Тарича «Я снимаю кино» за мультфильм «Цветная сказочная история» в 2021 г.

 

Девочка очень увлечена творчеством. Рисует, даже когда болеет. Так были созданы герои для мультфильма про Черную кошку. Он стал первым, который она сама озвучила. По примеру американского фильма «Кто подставил кролика Роджера», в котором мультяшный герой оживает в реальном мире, Полина с Максимом Альбертовичем сделали «Сказку про Гусеницу». Сначала снимали природу, а потом – нарисованное превращение гусеницы в бабочку.

Сейчас Полина занимается в мастерской Юрия Мартиновича в Гомельском областном драматическом театре и мечтает стать актрисой. Она принимает активное участие в создании видеороликов, проектов, посвященных событиям Великой Отечественной войны. Но это уже совсем другая история.

Марина ЖДАНОВА
Фото предоставлены собеседником, видео animation studio 17