Будущие Месси и Роналду: почему у браславских дошколят футбол стал любимой командной игрой

- 11:10Новости

В детском саду № 3 Браслава мальчишки и девчонки соревнуются, кто забьет больше голов, — второй год в учреждении реализуется областной проект по приобщению малышей к футболу, сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты».

В теплые летние дни в тени полувековых берез для воспитанников детского сада обустроены площадки для разных спортивных активностей: игры в бадминтон, футбол, городки, эстафетного бега. Есть тут и экологическая тропа, по которой полезно прогуляться без обуви. Поблизости разместилось импровизированное футбольное поле с разметкой из песка, где пятилетние и шестилетние малыши учатся пасовать и метко бить по мячу. Выходя на прогулку, ребята с удовольствием забивают голы, чувствуя себя Месси или Роналду.

— Два года в саду реализуется проект «Приобщение детей дошкольного возраста к систематическим занятиям спортом посредством овладения техническими, тактическими и практическими навыками игры в футбол», — рассказывает заведующий учреждением Ольга Селезнева. — В нем участвуют двадцать малышей. Занятия, которые проходят раз в неделю по 25 минут, у них ведут молодые и креативные руководители физического воспитания Марина Александрович и Екатерина Павлович.

В начале лета на большом спортивном празднике маленькие футболисты и футболистки демонстрировали родителям, чему они научились: катание мяча ногой, удары по мячу на месте, обводка между конусами. В конце следующего учебного года в планах педагогов провести матч — с болельщиками и судьями.

— Мы рады, что выдалась возможность стать участниками масштабного проекта по приобщению детей к футболу. Кроме нашего детского сада, в нем задействованы еще 36 учреждений дошкольного образования Витебщины, — говорят руководители физического воспитания и, дополняя друг друга, добавляют: — Футбол — один из самых популярных и полезных видов спорта для ребят. Он учит не только бегать за мячом, но и работать в команде, развивает физические и социальные навыки, прививает дисциплину и уверенность в себе.

— Как отбирали двадцатку счастливчиков? — интересуюсь я.

— В начале учебного года, проводя диагностику, предлагаем малышам выполнить определенные упражнения. Это, например, может быть бег на 25 м, челночный бег 3 x 5 м, бег по скамье. Ребята пробуют вести мяч змейкой, обводя фишки, или прицельно по нему ударить. Исходя из результатов, отбираем самых быстрых и метких. Главное, конечно, чтобы ребенок сам хотел заниматься и располагал временем. Ведь многие дети зачастую загружены другими творческими и развивающими занятиями.

— Если приходится убеждать родителей приводить ребенка в ваше объединение по интересам, какие очевидные плюсы называете?

— Возраст 5—7 лет — отличное время для начала тренировок, ведь в этот период ребенок максимально готов впитывать новые знания и осваивать технику через игру. Играя с мячом, ребенок развивается физически, умственно и эмоционально. Регулярные тренировки укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Как любой спорт, футбол требует соблюдения правил, режима, это способствует формированию организованности и ответственности. Дети учатся справляться с неудачами и добиваться успеха через труд и терпение. Футбол развивает стратегическое мышление, реакцию и способность принимать решения за доли секунды.

— Для вас обучение маленьких воспитанников азам популярной командной игры в новинку?

— Участие в проекте — это новый опыт. Чтобы максимально эффективно работать с малышами, мы ежегодно посещаем семинары, где изучаем специальные методики, а также обмениваемся наработками, делимся успехами и мнениями с коллегами, специалистами и тренерами.

Рассказывая о специфике обучения игре в футбол, педагоги отмечают, что их главная задача — привить малышам любовь к спорту. М. Александрович обращает внимание:

— Самое важное, чтобы дошколята охотно бежали к нам на занятия. С удовольствием шли играть с мячом во двор, отрываясь от телефонов, компьютеров и прочих гаджетов. Когда ребенок начинает заниматься футболом, он лишь знакомится с базовыми элементами игры. В дошкольном возрасте акцент на технике не делается. Для самых младших футболистов тренировки фокусируются на развитии координации, ловкости, гибкости и базовых двигательных навыков. Не забываем, конечно, и о скоростных качествах, силе и об общей выносливости.

Малыши постепенно узнают, что такое пас, передача, принятие мяча. В ходе игр с элементами футбольной тактики они осваивают простые тактические схемы, такие как правильное расположение на поле и командные взаимодействия. Отрабатывают элементарные приемы: технику ведения мяча, удары по нему. Знакомство дошколят с ролью защитника, полузащитника или нападающего проходит сложно. Как отмечают педагоги, дети в теории имеют представление об архитектуре игры, а вот применять знания на практике получается не всегда и не у всех. Случается и такое: выйдя на поле и увидев мяч, юные спортсмены могут забыть про элементы игры, хотя, казалось бы, они были уже отработаны на занятиях. И между воротами начинает происходить нечто наподобие броуновского движения.

Обсуждая проблемный вопрос на одном из семинаров, мы поняли, что это нормальное явление для дошколят. Нам порекомендовали не делать замечаний, чтобы не отбить интерес. В этом возрасте детям еще сложно полностью осознавать игровые тактики, поэтому задача тренера — научить базовым принципам игры, но с акцентом на веселье и радости от активности, — добавляет Е. Павлович.

Для развития интереса к футболу руководители физвоспитания прибегают к помощи коллег и использованию метапредметных связей. Так, занимаясь в творческом кружке, ребята лепят из пластилина футбольное поле, мяч, ворота. Учителя-дефектологи, работая с малышами, учат стихи и загадывают загадки про эту популярную командную игру. Также дошколята посещают городской стадион, где с тренером спортивного клуба занимаются учащиеся начальной школы. Мальчики и девочки с восторгом наблюдают за происходящим. А после с удовольствием повторяют за старшими ребятами некоторые технические элементы.

Окончательные результаты проекта педагоги подведут через год. Но уже и сейчас наставники видят, учитывая то, с каким нетерпением и энтузиазмом маленькие жители Браславщины ожидают дополнительных занятий, что главная цель достигнута — дети получают положительные эмоции от игры, и у них сформирован интерес к спорту.

Собственные разработки

В минувшем учебном году Марина Александрович и Екатерина Павлович внедрили в учебный процесс нейрогимнастику, разработав занятие, построенное на основе нейроигр, которые стимулируют работу мозга, развивают правое и левое полушария одновременно. Ребята выполняли пару десятков забавных заданий, помогая Золушке справиться с поручениями мачехи, чтобы попасть на бал. Предыдущая разработка педагогов — занятие на пожарную тематику. Заслышав звук колокола, дети ликвидировали ЧС, спасали пострадавших, участвуя в эстафете: преодолевали полосу препятствий, ползли по тоннелю, бегали и прыгали.

Веселые активности

Один из дней здоровья у дошколят прошел в духе пижамной вечеринки в костюмах для сна с подушками в руках. С медсестрой малыши обсудили пользу сна и необходимость соблюдать режим дня и гигиену. А затем участвовали в параде пижам под звуки «Модного приговора» и соревновались в эстафете, выбирая на столиках предметы, нужные для подготовки ко сну, умывания, чистки зубов, мытья головы и т. д. Еще одна двигательная активность — построение дворца из подушек.

Марина КУНЯВСКАЯ
Фото автора