Привитие подрастающему поколению традиционных духовно-нравственных ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности, национального самосознания и нацеленных на формирование активной гражданской и личностной позиции, является приоритетной воспитательной задачей в нашем учреждении образования. На ее решение направлена реализация республиканского инновационного проекта «Внедрение сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся: региональная модель».
Быть патриотом – значит любить свою землю, дом, родных и близких, быть готовым брать на себя ответственность за благополучие своей семьи и своей страны, иметь активную гражданскую позицию по актуальным для жизни белорусского общества вопросам. В процессе воспитания патриота и гражданина мы отдаем предпочтение интерактивным формам работы, благодаря которым полученная учащимися информация приобретает для них личностный смысл.
Н. И. ФЕДЧЕНКО, заместитель директора по учебной работе Лопатинской СШ Гомельского района,
Н. А. ВЕСЕЛОВ, учитель физики, руководитель по военно-патриотическому воспитанию Лопатинской СШ Гомельского района
Предлагаем вашему вниманию интерактивное занятие «Государственные символы – гордость и наследие белорусского народа» для учащихся 8 классов.
Цель: формирование у школьников гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных ценностей.
Задачи:

- актуализировать знания учащихся о государственных символах Республики Беларусь;
- создать условия для воспитания у школьников любви к Родине и уважения к белорусскому народу;
- развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: материалы для создания коллажа, лист ватмана, раздаточный материал, клей, презентация (доступна через QR-код).
Ход занятия
І. Вводный этап
Учитель приветствует учащихся и предлагает назвать ассоциации к слову «Беларусь», затем создать из раздаточного материала на листе ватмана общий коллаж, который вывешивается на доске.
ІІ. Основной этап
Учитель. На доске записаны понятия «патриотизм», «гражданин», «гражданственность», «национальность», «нация». Какой темой они объединены? (Родина.) Объясните своими словами, как вы понимаете смысл этих понятий. (Ответы учащихся.) Сверьте свои ответы с определениями из словарей.
Определения
Родина – страна, в которой человек родился и гражданином которой является; Отечество; месте, где человек родился, где живут его родные и близкие.
Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению государства с республиканским строем, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все установленные законами обязанности.
Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит (государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность), в готовности защищать ее права и интересы.
Патриотизм – любовь к Отчизне, преданность своему Отечеству, своему народу, выражающаяся в готовности отстаивать интересы Родины.
Нация – исторически сложившаяся из различных племен и народностей общность людей, основанная на единстве территории, экономических связей, литературного языка, духовных и культурных особенностей, поведенческих стереотипов и бытового уклада.
Национальность – принадлежность к какой-либо нации, народности.
- Блиц-опрос
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы и задания
- Назовите общее понятие для обозначения места, где человек родился. (Родина.)
- Кем является человек, который принадлежит к постоянному населению конкретного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства? (Гражданин.)
- Как называется часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое? (Культурное наследие.)
- Какое понятие существует для обозначения преданности и любви к своему Отечеству, своему народу? (Патриотизм.)
- Как по-другому называется государство, местность, территория, выделяемая по географическому положению и природным условиям? (Страна.)
- Как называется особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны; политическая организация, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом, в том числе через систему социальных служб; вооруженные силы и правоохранительные органы? (Государство.)
- Как называется полотнище определенного размера и цвета, прикрепленное к древку, служащее символом государства (региона, города) или используемое для передачи информации (например, на флоте)? (Флаг.)
- Назовите государственный символ страны, представляющий собой геральдический знак, эмблему. (Герб.)
- Работа в группах
Задание 1. Соотнесите цвета Государственного флага Республики Беларусь с их символикой.
|
|
Цвет |
Что символизирует |
|
1. |
Белый |
А. Надежда, здоровье, молодость, трудолюбие, созидание, природная гармония |
|
2. |
Красный |
Б. Чистота, непорочность, мудрость, применение знания |
|
3. |
Зеленый |
В. Сила, мужество, благородство, энергия |
Ответы: 1Б, 2В, 3А.
Задание 2. Установите соответствие между элементами Государственного герба Республики Беларусь и их значением, запишите ответы.
|
|
Элементы герба |
Что символизирует |
|
1. |
Звезда |
|
|
2. |
Контур Беларуси |
|
|
3. |
Земной шар |
|
|
4. |
Венок из золотых колосьев, цветов льна и клевера |
|
|
5. |
Восходящее солнце |
|
А. Желание жить в мире и согласии, сотрудничать со всеми странами.
Б. Суверенитет, территориальное единство страны.
В. Символ жизни и наилучшей доли.
Г. Символ благополучия и достатка.
Д. Символ человека и человечества, знак мужества и высоких помыслов, высоких устремлений народа.
Ответы: 3А, 2Б, 5В, 4Г, 1Д.
Прием «Верно – неверно». Оцените утверждения как верные или неверные.
- Из многочисленных вариантов белорусского народного орнамента на Государственном флаге Республики Беларусь запечатлен фрагмент «Восходящее солнце», выполненный в 1917 году простой крестьянкой Матреной Маркевич. (Верно.)
Учитель. Действительно, для белорусского флага был взят орнамент, вышитый на ручнике крестьянкой Матреной Маркевич родом из-под Сенно. После войны ее брат Михаил Кацер возглавил сектор фольклора и этнографии в Академии наук. Когда готовился проект нового символа, он отыскал эскизы вышивок сестры. Особенно ему приглянулся образец с говорящим названием «Восходящее солнце», который впоследствии и стал известен на весь мир благодаря белорусскому флагу.
- Государственный герб обрамлен венком из золотых колосьев, слева – с цветками клевера, справа – с цветками льна. (Неверно, справа – с цветками клевера, слева – с цветками льна.)
Учитель. В более ранних вариантах белорусского герба с левой стороны от солнечных лучей колосилась рожь и цвел клевер, а справа – зеленели дубовые листья, которые впоследствии были заменены на колоски и коробочки с льняным семенем. «Распустился» гербовый лен только в 1958 году.
- В первом конкурсе на лучший текст гимна БССР приняли участие почти все известные поэты, среди которых были Кондрат Крапива и Петрусь Бровка. (Верно.)
- Мини-викторина «Наш гимн»
- Что означает слово «гимн»? (Торжественная песнь, принятая как символ государственного единства.)
- Назовите авторов Государственного гимна Республики Беларусь. (Сл. Михаила Климковича и Владимира Каризны, муз. Нестора Соколовского.)
- В каком году был утвержден Государственный гимн Республики Беларусь? (В 2002 году.)
- Назовите дату первого официального исполнения Государственного гимна Республики Беларусь. (3 июля 2002 года.)
- Работа в группах
Задание 3. Соотнесите государственные праздники и их даты.
Даты: 15 марта, 9 Мая, 3 июля, 17 сентября, 2 апреля, второе воскресенье мая.
Праздники: День Победы, День народного единства, День Конституции Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь, День Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь, День единения народов России и Беларуси.
Задание 4. Соберите пословицы.
- Тот герой, кто… (за Родину горой).
- Родная сторона – мать,… (а чужая – мачеха).
- Родной куст и… (зайцу дорог).
- Нет в мире краше… (Родины нашей).
- Человек без Родины, что… (соловей без песни).
- Родина – мать, … (умей за нее постоять).
Задание 5. Составьте синквейн на тему «Государственная символика Республики Беларусь».
Примерный вариант
Символика
Государственная, единая
Олицетворяет, объединяет
Переплетает традиции прошлого, достижения настоящего, надежды будущего
Независимость
III. Заключительный этап
Подведение итогов.
Литература
1. Буткевич, В. В. Методика организации гражданского воспитания учащихся: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / В. В. Буткевич, О. В. Толкачева. – Минск: Национальный институт образования, 2011. – 224 с.
2. Кабуш, В. Т. Воспитать человека: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / В. Т. Кабуш, Т. В. Плахова, А. В. Трацевская. – Минск: Зорны Верасок, 2015. – 160 с.
Фото на превью из архива редакции используется в качестве иллюстрации





