
Неврозы у детей и подростков – серьезная проблема, требующая своевременного реагирования и комплексного подхода.
Каковы основные причины возникновения этого небезопасного, но обратимого психогенного расстройства? Какие симптомы в поведении должны насторожить родителей, чтобы оно не трансформировалось в серьезное заболевание? Как в семье можно помочь ребенку с неврозом?
Предлагаем вашему вниманию семинар-практикум для родителей «Детский невроз: тревожные сигналы».
Цель: повышение уровня осведомленности родителей учащихся о невротических расстройствах у детей и подростков.
Задачи:
- проинформировать участников о причинах и симптомах детских неврозов, а также способах помощи ребятам;
- содействовать формированию благоприятной психологической атмосферы в семьях учащихся.
Ход семинара-практикума
1. Организационная часть
Ведущий приветствует участников, называет тему семинара-практикума и обозначает его цели и задачи. Родителям предлагается пройти тест.
- Тест для определения наличия невроза у ребенка (А. И. Захаров)
Участникам предлагается прочитать ряд утверждений и оценить в баллах, насколько они характерны для ребенка.
Шкала оценок
- Данное качество выражено, и его проявление усилилось в последнее время – 2 балла.
- Данное качество проявляется периодически – 1 балл.
- Данное качество отсутствует – 0 баллов.
Перечень утверждений
Ваш ребенок:
- легко расстраивается, из-за всего переживает, все слишком близко принимает к сердцу;
- чуть что – в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться;
- капризничает без видимой причины, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть;
- часто обижается, не переносит никаких замечаний;
- крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно;
- постоянно грустит, печалится без видимой причины;
- сосет палец (грызет ногти, вертит в руках разные предметы и т.д.);
- не засыпает без света или присутствия рядом близких, беспокойно спит, часто просыпается, не может сразу прийти в себя утром;
- стал чрезмерно возбудимым или заторможенным, вялым;
- постоянно испытывает страхи, опасения, боится неизвестности, ответственности, любой новой ситуации;
- не уверен в себе, проявляет нерешительность в действиях и поступках;
- быстро устает, постоянно отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время;
- испытывает трудности с коммуникацией, отвергает попытки окружающих найти с ним общий язык, договориться, без конца меняет решения, уходит в себя;
- жалуется на головные боли вечером или боли в области живота утром; часто бледнеет, краснеет, потеет, испытывает зуд без видимой причины, страдает от аллергии, раздражения кожи и т.д.;
- чувствует отсутствие аппетита, часто и подолгу болеет; постоянно пропускает занятия.
Интерпретация результатов
20–30 баллов – наличие невроза;
15–20 баллов – невроз был или возможен в ближайшее время;
10–15 баллов – нервное расстройство, но не обязательно достигающее стадии заболевания;
5–9 баллов – ребенку необходимо повышенное внимание;
1–5 баллов – отклонения несущественны, отражают возрастные особенности ребенка, носят преходящий характер;
0 баллов – отсутствие невроза.
- Основная часть
- Мини-лекция
Неврозы – это группа функциональных психогенных расстройств, проявляющихся такими симптомами, как тревожность, страхи, навязчивые мысли и действия, тики, нарушения сна, аппетита и т.д. Согласно медицинским исследованиям, сегодня невротические расстройства встречаются у 10–20% детей школьного возраста [1]. Они значительно ухудшают качество жизни ребенка, осложняют его социальную адаптацию и могут привести к развитию более серьезных психических расстройств в будущем. Поэтому своевременная диагностика и коррекция неврозов у детей и подростков – общая задача психологов, педагогов и родителей. Чтобы решать ее грамотно и эффективно, необходимо четко понимать причины возникновения таких расстройств.
Этиология неврозов включает биологические, психологические и социальные факторы. Однако ключевую роль в развитии этих расстройств у детей и подростков играют психогенные факторы:
- травмирующие события (развод родителей, смерть близкого человека, несчастный случай);
- хронические психотравмирующие ситуации (недружелюбная атмосфера в семье, буллинг в школе, завышенные требования родителей);
- неблагоприятные условия воспитания (гиперопека – чрезмерная забота и контроль со стороны родителей, лишающие ребенка самостоятельности и инициативы; гипоопека – недостаток внимания и заботы со стороны родителей, приводящие к чувству заброшенности и незащищенности; эмоциональная депривация – недостаток тепла и поддержки со стороны родителей, способствующий формированию у взрослеющего человека чувства одиночества и изоляции; конфликтный стиль взаимодействия –
постоянные придирки и запреты со стороны родителей, вызывающие ощущение растерянности и тревоги; завышенные родительские требования и ожидания). - личностные особенности ребенка или подростка – повышенная тревожность, мнительность, впечатлительность, низкая самооценка;
- наследственная предрасположенность.
Как узнать, что у вашего ребенка начинается невроз? Перечислим основные симптомы, отметив, что их характер зависит от типа невротического расстройства, возраста ребенка и индивидуальных особенностей его личности: тревожность, нарушения сна, нарушения пищевого поведения, энурез, энкопрез, тики, заикание, агрессивность, замкнутость, снижение успеваемости, соматические проблемы (головные боли, боли в животе, тошнота, головокружение и т.д., которые не связаны с органическими заболеваниями).
Неблагоприятный стиль воспитания, конфликтные отношения в семье, отсутствие эмоциональной поддержки и понимания, как правило, усугубляют тревожность ребенка и способствуют развитию у него невроза. Создание же благоприятной, основанной на любви, понимании, уважении и доверии домашней атмосферы – эффективная профилактика этого расстройства.
- Работа с кейсами
Ведущий предлагает участникам с целью формирования навыков своевременного распознавания признаков невротических расстройств у детей и подростков, а также оказания им необходимой помощи выполнить ряд практических заданий. Родители делятся на четыре группы. Каждая получает карточку с описанием конкретной ситуации и обсуждает ее. В ходе обсуждения необходимо определить, какие симптомы невроза проявляются у ребенка, какие факторы могли способствовать развитию описанных расстройств, какие действия родителей были бы наиболее эффективными для помощи сыну или дочери.
Кейс 1. Боязнь школы
Ситуация. Маша (7 лет) учится в первом классе. В начале года она ходила в школу с удовольствием, но в последнее время стала плакать каждое утро и отказывается идти на занятия. Девочка жалуется родителям на боли в животе, головную боль, усталость. Учительница заметила, что Маша стала рассеянной и невнимательной на уроках. Мама подозревает, что дочь просто ленится и придумывает себе болезни, чтобы не ходить в школу.
Вопросы для обсуждения
- Какие симптомы невроза можно выделить в данной ситуации?
- Какие факторы могли способствовать развитию невроза у Маши? (Предположите, что могло произойти в школе или дома.)
- Какие действия родителей могли бы помочь девочке? (О чем необходимо поговорить с ребенком? Как взаимодействовать с учителем? Стоит ли обращаться к специалисту?)
Кейс 2. Навязчивые ритуалы
Ситуация: Ваня (9 лет) очень любит чистоту и порядок. В последнее время он стал уделять этому чрезмерное внимание. Мальчик по нескольку раз подряд перемывает руки, постоянно проверяет, выключен ли свет и газ, перед выходом из дома повторяет определенные действия (например, трижды дотрагивается до дверного косяка). Если выполнить свои ритуалы не получается, Ваня очень переживает и боится, что случится что-то плохое. Родители ругают сына за такое странное поведение, говорят, что он тратит слишком много времени на глупости.
Вопросы для обсуждения
- Какие симптомы невроза можно выделить в данной ситуации?
- Какие факторы могли способствовать развитию невроза у Вани? (Что могло стать причиной его тревоги?)
- Какие действия родителей могли бы помочь Ване? (Стоит ли ругать ребенка за выполняемые им ритуалы? Как помочь мальчику справиться с тревогой? К кому обратиться за помощью?)
Кейс 3. Ночные кошмары
Ситуация. Лена (5 лет) начала часто просыпаться по ночам с плачем и криками. Девочка рассказывает, что ей снятся страшные сны о монстрах и чудовищах. Лена боится оставаться на ночь одна в своей комнате и просит, чтобы родители сидели рядом, пока она не заснет. Изменилось поведение Лены и в дневное время – она стала раздражительной и плаксивой. Родители считают, что дочь просто капризничает и пытается привлечь к себе внимание.
Вопросы для обсуждения
- Какие симптомы невроза можно выделить в данной ситуации?
- Какие факторы могли способствовать развитию невроза у Лены? (Что могло напугать ребенка? Какие события могли повлиять на сон девочки?)
- Какие действия родителей могли бы помочь Лене? (Как успокоить ребенка после ночного кошмара? Стоит ли разрешить девочке спать в одной комнате с родителями? Как создать безопасную и комфортную обстановку в комнате Лены?)
Кейс 4. Тики и заикание
Ситуация. Саша (12 лет) готовится к поступлению в лицей. Мальчик очень переживает из-за предстоящих экзаменов и старается учиться как можно лучше. В последнее время у Саши появились тики (он часто моргает и подергивает плечами). А еще он начал заикаться, особенно когда волнуется. Родители говорят сыну, что ему нужно меньше нервничать и больше отдыхать, но Саша продолжает упорно готовиться к экзаменам.
Вопросы для обсуждения
- Какие симптомы невроза можно выделить в данной ситуации?
- Какие факторы могли способствовать развитию невроза у Саши? (Какой стресс испытывает подросток? Сбалансирован ли у мальчика режим сна и отдыха?)
- Какие действия родителей могли бы помочь Саше? (Как можно снизить уровень стресса в этом случае? Стоит ли родителям настаивать на поступлении сына в лицей? Как помочь Саше справиться с тиками и заиканием?)
III. Заключительная часть
Ведущий благодарит участников за работу на семинаре, раздает памятки для самоконтроля дома.
Памятка «Профилактика и коррекция неврозов у детей и подростков»
1. Создавайте атмосферу любви и безопасности в семье:
- проявляйте свою любовь к ребенку, независимо от его успехов и достижений;
- проводите больше времени с сыном или дочерью – играйте, разговаривайте, обнимайте;
- создайте дома спокойную доброжелательную обстановку, избегайте конфликтов и ссор в присутствии ребенка.
2. Принимайте сына или дочь такими, какие они есть:
- не сравнивайте с другими детьми, уважайте индивидуальность;
- не критикуйте за неудачи, поддерживайте и помогайте учиться на своих ошибках;
- не навязывайте свои мечты и амбиции, позвольте взрослеющему человеку самому выбирать свой путь.
3. Поддерживайте самостоятельность и инициативу ребенка:
- не опекайте чрезмерно, позвольте самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои действия;
- поощряйте проявление инициативы и творчества;
- давайте возможность заниматься тем, что ребенку (подростку) интересно, даже если это не соответствует вашим представлениям о «правильном хобби».
4. Учите сына или дочь выражать свои эмоции:
- помогайте называть свои чувства: «Я вижу, ты сейчас злишься», «Тебе, наверное, очень грустно»;
- учите выражать свои эмоции при помощи слов, а не действий: «Вместо того, чтобы драться, скажи: «Я злюсь на тебя!»;
- принимайте эмоции ребенка, не обесценивайте его чувства, даже если они кажутся вам нелогичными.
5. Развивайте у ребенка (подростка) навыки саморегуляции:
- научите техникам релаксации (диафрагмальное дыхание, визуализация);
- помогайте находить способы справиться со стрессом (занятия спортом, творчество, общение с друзьями и т.д.);
- учите ребенка планировать свой день и расставлять приоритеты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Захаров, А. И. Неврозы у детей и подростков. Руководство для врачей и психологов / А. И. Захаров. – СПб.: Союз, 2006. – 432 с.
2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
3. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А. Я. Варга. – М.: Когито-Центр, 2001. – 144 с.
4. Оклендер, В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии / В. Оклендер. – М.: Независимая фирма «Класс», 1997. – 336 с.
5. Хорни, К. Невроз и личностный рост / К. Хорни. – СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1997. – 316 с.
6. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 1999. – 656 с.
7. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 2000.
Фото на превью pixabay.com, носит иллюстративный характер





