В нашем учреждении системно организована деятельность по экологическому воспитанию учащихся, которую мы осуществляем через проведение разнообразных мероприятий, объединяющих ребят и педагогов.

Участие в республиканских экологических проектах, конкурсах и акциях («Зеленая школа», «Зеленый дом», «Будущее планеты в наших руках», «С планетой вместе», «Сцяжынкамі Бацькаўшчыны», «Дай лесу новае жыццё», «Новая жизнь в обмен на крышечки» и др.) способствует формированию осознанного отношения к экологическим ценностям, развитию чувства ответственности за будущее планеты и мотивирует к активной природоохранной деятельности.
Одной из актуальнейших экологических проблем является загрязнение окружающей среды электронными отходами. Этой теме был посвящен прошедший в нашей школе экологический час «Электронные отходы – глобальная проблема человечества», который мы и предлагаем вашему вниманию.
Цель: формирование у школьников грамотного экологического поведения.
Задачи:
- познакомить учащихся с проблемой загрязнения окружающей среды электронными отходами;
- проанализировать существующие в мире способы утилизации электронных отходов;
- предложить варианты сокращения количества электронного мусора;
- разработать памятку покупателя бытовой техники и электронных устройств.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, листы ватмана, маркеры, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Ход экологического часа
І. Организационно-мотивационный этап
Учащиеся делятся на группы, получают листы ватмана и маркеры.
Учитель. Сегодня нас окружает множество предметов бытовой техники, которая делает нашу жизнь легкой и комфортной. Но задумывались ли вы, какие последствия для окружающей среды имеет повсеместное использование бытовой техники и электронных устройств? Этой проблеме мы посвятим наш разговор.
Вопросы
- Какие из представленных на облаке слов предметов не относятся к бытовой технике?
- Какими бытовыми приборами вы сегодня пользовались?
- Без каких технических средств или гаджетов вы не можете представить свою жизнь?
- Какие плюсы и минусы вы видите в стремительном развитии технического прогресса?
- В каких случаях электронные устройства облегчают нам жизнь, а в каких – усложняют?

ІІ. Основной этап
Учитель. Прежде всего давайте выясним, что нужно для производства электроприборов.
Задание. Обсудите в группах и запишите на листах ватмана необходимые, на ваш взгляд, ресурсы (человеческие, производственные) для создания электроприборов.
Группы по очереди презентуют свои варианты ответов, дополняя друг друга.
Предполагаемые варианты: природные ископаемые, человеческий труд, транспорт и транспортная сеть, промышленные предприятия, торговая сеть и др. Учитель обращает внимание учащихся на множество элементов этой цепи и связей между ними.
Учитель. За созданием привычных нам вещей стоит труд людей разных профессий и процессы, связанные не только с производством, но и с добычей природных ресурсов. Однако рано или поздно приборы либо выходят из строя, либо устаревают, не успевая выработать свой срок службы, и мы вынуждены заменять их новыми. Куда, на ваш взгляд, попадает вся ненужная электроника? (Ответы учащихся.)
С 2014 года международными организациями реализуется проект E-Waste, в рамках которого ведется учет электронного мусора, производимого во всем мире. По итогам 2023 года человечество выбросило 53,6 млн тонн техники – это рекордный показатель [1].
Гигантская свалка электроники Агбогблоши в пригородке Аккры, столицы Ганы, считается одним из самых загрязненных мест на планете. Каждый год сюда попадает около 200 000 тонн электронных отходов, в основном из Западной Европы и США. Часто мусор импортируют под видом подержанной электроники, которая на самом деле не работает. Перерабатывать ее слишком дорого, поэтому экспорт отходов в страны третьего мира превратился в прибыльный бизнес.
Жители Агбогблоши добывают из сломанной техники редкие металлы. Особенно ценятся медь и алюминий. Медь получают в процессе сжигания техники, поэтому здесь постоянно полыхают костры. На свалке работают 20 тысяч человек, еще 200 тысяч так или иначе связаны с переработкой технологического мусора. Основная рабочая сила – мальчики в возрасте от 10 до 18 лет.
Во время горения электронных отходов выделяется большое количество вредных веществ. Cвинец, ртуть, мышьяк попадают в атмосферу и причиняют огромный вред здоровью местных жителей: они жалуются на головную боль, бессонницу и тошноту. Многие умирают, не доживая до 30 лет.
Вопросы
- Что вы думаете об этой стороне технического прогресса?
- Справедливо ли называть цивилизованными государства, которые подвергают опасности жителей бедных стран?
Учитель. Но есть и хорошая новость. Современные технологии позволяют перерабатывать любые электроприборы. Сегодня в мире около 17,4% электронных отходов получают вторую жизнь. Как вы думаете, это много или мало? (Ответы учащихся.)
Существует несколько стратегий обращения с электронными отходами.
- Контролируемый процесс изъятия отслужившей техники у населения, в который вовлечены производители и продавцы электроники, а также местные власти. Каждый элемент оборудования (драгоценные металлы, пластик, химические элементы батарей) перерабатывается отдельно и затем возвращается в производство.
- Утилизация электронных отходов вместе с остальными твердыми отходами. Опасность такого подхода заключается в том, что электронное оборудование может содержать токсичные элементы, которые попадают на полигоны бытовых отходов и загрязняют окружающую среду.
- Сбор электронных отходов частными компаниями для переработки или ремонта с целью последующей продажи.
- Утилизация отходов в странах третьего мира (самый неблагоприятный сценарий).
Учащиеся высказывают свое мнение по каждому пункту.
Учитель. В современных приборах содержится до 69 элементов таблицы Менделеева. Среди них есть и драгоценные металлы: серебро, золото, платина. Также в производстве техники используются так называемые критические сырьевые металлы (литий, кобальт, палладий и др.). Это элементы, которые нельзя заменить другими, они редко встречаются в природе и их трудно добыть. Особую опасность представляют тяжелые металлы (свинец, ртуть, кадмий), токсичные для организма.
Жизненный цикл большинства электроприборов можно представить в виде такой цепочки: добыча природных ресурсов а производство деталей и сборка на заводах а покупка в магазине а использование а утилизация.
Обращали ли вы внимание на значок с перечеркнутым контейнером на упаковке электроприборов и батареек? Что он означает? (Ответы учащихся.) Верно, он означает, что этот предмет нельзя выбрасывать вместе с обычным мусором из-за содержания в нем токсичных веществ, которые при попадании на свалку будут отравлять окружающую среду. Но мы уже знаем, что, помимо опасных, в электронных приборах содержится много ценных веществ. Что нужно сделать, чтобы сохранить их и использовать повторно? Какого этапа не хватает в жизненном цикле бытовой техники? (Переработка.)
Для того чтобы электролом попал на переработку (а не на свалку) и все ценные элементы были использованы повторно, нужно сдавать его в специальные пункты. Они могут находиться в магазинах бытовой техники и электроники, в сервисных центрах компаний-производителей электроники, центрах раздельного сбора отходов. Существуют частные компании, в том числе и в нашей стране, занимающиеся скупкой и утилизацией вышедшей из строя техники. В 2022 году контейнеры для сбора электронных отходов установили и в нашем городе.
III. Практический этап
Учитель. Давайте вместе подумаем, как минимизировать количество электронного мусора. Что могут предпринять производители и продавцы техники? Что должны знать и соблюдать покупатели?
Учащиеся отвечают на вопросы, учитель дополняет и комментирует.
Примерные ответы: осознанный выбор техники, отказ от необдуманных покупок, производство энергоэффективных приборов класса «А+», «А++», «А+++», правильная эксплуатация электроприборов (бережное обращение, предохранение от пыли, влаги и механических повреждений), отключение неиспользуемой техники от сети, своевременный ремонт в сервисном центре, сдача в специальные пункты переработки, использование системы трейд-ин (способ покупки, при котором старое устройство можно сдать и получить за это скидку на покупку нового) и др.
Составление памятки покупателя бытовой техники и электронных приборов
Вариант памятки
- Разумно подходите к приобретению бытовой техники и электронных устройств. Избегайте спонтанных покупок.
- При выборе техники ориентируйтесь на ее энергоэффективность. Отдавайте предпочтение моделям класса «А+», «А++» и «А+++».
- Перед эксплуатацией прибора внимательно изучите инструкцию. Не допускайте перегрева устройства, механических повреждений, попадания пыли и влаги.
- Отключайте неиспользуемую технику от сети, не оставляйте электроприборы без присмотра.
- Осуществляйте ремонт бытовой техники только в сервисных центрах.
- Сдавайте старую или сломанную технику в специальные пункты переработки.
ІV. Заключительный этап
Учитель. Сегодня мы не только затронули проблему загрязнения планеты электронными отходами, но и внесли свой вклад в сокращение их количества в мире, разработав памятку покупателя бытовой техники и электронных устройств.
V. Рефлексия
Вопросы
- Было ли данное мероприятие интересным и полезным для вас?
- Способствовало ли оно повышению уровня вашей экологической грамотности?
- Изменилось ли ваше отношение к проблеме загрязнения окружающей среды электронными отходами?
Литература
1. Что содержится в электронных отходах. – URL: https://www.yaklass.by/p/ekologiya/obrashchenie-s-othodami-elektronnogo-i-elektricheskogo-oborudovaniya/obrashchenie-s-otkhodami-elektronnogo-i-elektricheskogo-oborudovaniia-22583/re-f0f84db6-e039-4b5b-9ac9-3a81d1f808d8 (дата обращения: 10.06.2025).
2. 9 фактов об электронных отходах. – URL: https://target99.by/news/ekolikbez/9-faktov-ob-elektronnykh-otkhodakh/ (дата обращения: 10.06.2025).
3. Электронные отходы. – URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/electronic-waste-(e-waste) (дата обращения: 10.06.2025).
Фото на превью pixabay.com, носит иллюстративный характер





