Как зарождается патриотизм, знают педагоги и воспитанники крупского клуба «Рубеж»

- 11:08Новости

Военно-патриотический клуб «Рубеж» существует в Крупском районе с 2014 года. Уроки мужества, силы, выносливости и взаимовыручки, на которых царит командный дух, посещают 36 юношей 11—15 лет, сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты».

Приходя ежедневно после уроков на занятия в клуб, мальчишки с удовольствием переодеваются в камуфляжную форму. По их признанию, в ней чувствуют себя вроде как взрослее и мужественнее.

В «Рубеж» набираем всех желающих, начиная с 5-го класса. В каждой из трех групп занимаются по 12 человек. Как правило, если пятиклассники, попав к нам, через пару месяцев не ушли, увлекшись чем-то другим, то остаются до конца на четыре года, — рассказывает заведующий филиалом «Юность» Крупского центра детского творчества Сергей Прись, который руководит клубом 4 года и ведет занятия у 24 школьников. — Я провожу занятия в двух группах. В одной — ребята 5-х и 6-х классов, во второй — парни постарше: из 7—8-х. Занятия еще в одной группе проводит мой коллега, подполковник в отставке Юрий Герасимов. Занимаясь военно-патриотическим воспитанием, мы растим крепких, честных, сильных духом ребят, которые любят свою Родину. А еще нацеливаем их на поступление в кадетские училища, учреждения высшего образования разных силовых структур.

Воспитанники «Рубежа» — это преимущественно учащиеся городских учреждений общего среднего образования: средних школ № 1, № 3 и гимназии.

По словам руководителя объединения, формирование патриотизма начинается с любви к семье, своему краю, своей Родине, с изучения ее истории:

Большой блок у нас отведен мужеству и героизму наших земляков в годы Великой Отечественной войны, а также в мирное время. Особенно запоминаются ребятам выездные уроки истории в школьных музеях боевой славы, которых у нас в районе 12. Оказываясь среди экспонатов, знакомясь с судьбами героев, школьники словно отправляются на десятилетия назад. В районном историко-краеведческом музее у ребят есть возможность увидеть архивные документы, ознакомиться с подлинниками: протоколами допросов свидетелей, актами обследования, списками коллаборационистов. Такое непосредственное взаимодействие с первоисточниками имеет колоссальное значение для формирования исторического сознания молодого поколения. Когда ребенок может соприкоснуться с подлинным документом, прочитать воспоминания человека, который прошел войну, то становится сопричастным к его жизни, его переживаниям.

IMG_7500
IMG_7537
IMG-3a1832afca56b67c005306db6d76e2b9-V
IMG_7567
IMG-6b61940a4bd41c4cd9764191dec5567a-V
IMG-10106fc8d72a0c3fe59830668127b2e1-V
IMG_7500 IMG_7537 IMG-3a1832afca56b67c005306db6d76e2b9-V IMG_7567 IMG-6b61940a4bd41c4cd9764191dec5567a-V IMG-10106fc8d72a0c3fe59830668127b2e1-V

С первых встреч в клубе парни осваивают строевую подготовку — вначале в теории, на которую отводится 8 часов. Практическим занятиям на плацу уделяется 70 часов за год. И уже примерно через месяц новобранцы вполне слаженно выполняют базовые приемы: «Равняйсь!», «Смирно!», «В колонну по три, ко мне лицом — становись!».

В стенах клуба тактическую и огневую подготовку юные патриоты осваивают в теории. А отправляясь на экскурсии в войсковые части, учатся разбирать и собирать автомат, получают первоначальные навыки владения стрелковым оружием, знакомятся с разными видами военной техники и армейским бытом. «Рубежевцы» — частые гости в войсковой части 29253 г. п. Бобр, а также 72-м гвардейском объединенном учебном центре, что расположен в Печах под Борисовом.

В Крупском районе открыто 7 военно-патриотических классов, в которых обучаются 76 ребят и работает 7 военно-патриотических клубов, где занимаются 130 школьников. В учреждениях образования Крупщины работают 11 руководителей по военно-патриотическому воспитанию.

Восьмиклассник Глеб Одольчук не первый год увлекается военной техникой и может рассказывать о ней часами. Также, как и многие другие его сверстники, с удовольствием изучает азы спортивного ориентирования и секреты военной топографии. Педагоги уверены, что умение читать карту и пользоваться компасом — это фундаментальная тренировка для ума, развивающая пространственное мышление, логику и самостоятельность. Мальчишкам очень нравится блок «Выживание в экстремальных условиях», где они учатся ставить палатку, разжигать костер, обходиться подручными средствами с минимумом воды и еды.

— Мы участвуем и побеждаем в районных соревнованиях по спортивному ориентированию, а также военно-прикладному многоборью. А еще каждое лето отправляемся на несколько дней в турпоходы, как пешие, так и велосипедные. Причем в мини-путешествия идем или едем вместе с бывшими воинами-афганцами и представителями Белорусской Православной Церкви. Каждый раз маршрут движения новый. Мы посещаем памятные места Крупщины, места боевой славы и захоронений жертв фашизма, участвуем в торжественных мероприятиях, — говорит Глеб. — Это всегда очень интересно и познавательно! Недавно в нашем районе рядом с местом гибели Героя Советского Союза Василия Чеботарева, оперуполномоченного отдела контрразведки «Смерш», открылся первый в Беларуси мемориал-часовня в рамках масштабного благотворительного проекта «Молчаливое эхо войны».

Спортивные навыки, а также силу, ловкость и выносливость юноши тренируют на турбазе «Нача», где в этом году появилась новая площадка для военно-патриотической подготовки с тиром и полосой препятствий. В числе 11 зон есть рукоход, вертикальный забор, мышеловка, зигзаг, стенка, шатающаяся лестница, шатающееся бревно, наклонная доска, пулеметный расчет, «паутинка» высотой 60 см, которую нужно преодолевать ползком, и т. д.

Практический опыт педагогов дополнительного образования по военно-патриотическому воспитанию обобщает и аккумулирует в краеведческом информационно-методическом альманахе педагог-организатор филиала «Юность» Екатерина Ванеева:

— Первый выпуск альманаха вышел в октябре 2024 года. Тема сборника — преступления нацистов на оккупированной территории Крупского района в годы Великой Отечественной войны. Второй выпуск вышел в свет в феврале 2025 года под названием «Наследие, собранное по крупицам: край живописной природы, легенд и преданий». Создание альманаха — это не просто творческий проект, а полноценная научно-исследовательская и публицистическая работа, которая глубоко погружает ребят в историю, природу, культуру родного края. Авторами выступают сами дети. В своих статьях они не пересказывают сухие факты из учебников, а переживают, осмысливают и передают опыт, накопленный в ходе встреч с местными краеведами, во время сбора уникальных свидетельств, воспоминаний, легенд и преданий, которых зачастую не найти в официальных источниках.

Марина КУНЯВСКАЯ
Фото автора и Крупского ЦДТ