Школьный огород при правильном подходе — это и агрополигон для удешевления питания, и лаборатория под открытым небом для изучения растениеводства, и многофункциональная площадка для трудотерапии. В этом лично убедилась корреспондент “Настаўніцкай газеты”.

На пришкольной территории многих сельских школ есть учебно-опытный участок, где педагоги и учащиеся выращивают картофель, морковь, свеклу, томаты, капусту, кабачки, патиссоны, тыкву. Разбивают и плодово-ягодный сад или сад лекарственных растений. Однако выращивая богатый урожай без всяких химикатов и добавок, далеко не все решаются отправить выращенный овощ или фрукт с грядки на кухню, а затем в тарелки школьников. Многих пугает ворох необходимой документации, что предстоит собрать, да еще и вопрос с хранением выращенных своими руками корнеплодов и фруктов. Поэтому чаще всего урожай со школьного учебно-опытного участка директора школ решают продать, а вырученные внебюджетные средства от реализации продукции тратят на разнообразные школьные нужды.

В Князевской средней школе Зельвенского района, где обучаются семь десятков учеников, уверяют: никаких сложных препятствий на пути той же капусты с грядки до тарелки нет. Директор учреждения Жанна Кедало охотно делится своим опытом:
— Учебно-опытный участок на пришкольной территории у нас существует давно, около 45 лет. Сегодня почти на 20 сотках земли мы выращиваем свеклу, картофель, капусту, лук, морковь. В течение всего учебного года урожай овощей планомерно поступает на школьную кухню, за счет чего мы значительно удешевляем питание, так как полностью обеспечиваем себя этой продукцией. Есть у нас и свой небольшой яблоневый сад, где до прошлого года плодоносили три десятка деревьев, а в этом году его пополнили еще 26 саженцев — благодаря спонсорской помощи мы заложили аллею в честь 80-летия со дня Победы.
В этом году педагоги и учащиеся с пришкольного участка собрали 710 кг картофеля, 173 кг моркови, 150 кг столовой свеклы и столько же капусты, 102 кг лука, 73 кг яблок, что немногим меньше, чем в прошлом году.
— Какие испытания предстоит пройти овощам, прежде чем они попадают на стол в школьной столовой?
— Уже в конце августа мы созваниваемся с лабораторным отделом Волковысского зонального центра гигиены и эпидемиологии, так как в нашем районе этот анализ не делают, и вскоре привозим им на исследование пробные партии образцов (по 3—5 кг) для контроля, — уточняет Жанна Александровна. — Там устанавливают показатели безопасности и безвредности продовольственного сырья, определяя качество овощей по уровню нитратов, тяжелых металлов. Проводят и паразитологическое исследование. За оформление необходимого пакета документом платим из внебюджетных средств. В общей сложности это обходится в 176 рублей. А вся процедура занимает 1—2 недели.
Сбор урожая в школьном огороде стартует в августе и заканчивается в октябре. Ребята постарше — первые помощники в этом общественно-полезном труде. Впрочем, без них не обходится огород и летом, когда его нужно пропалывать и поливать. Одни ребята осваивают трудотерапию на летней практике, а другие постигают премудрости огородничества в составе трудовой бригады из 11 человек. Работая по 4 часа в день, еще и получают зарплату (290 рублей за 10 дней). Задействованы школьники и при сборе урожая.
На исходе лета грядки покидает лук, в конце сентября — картофель, в начале октября собирают свеклу и капусту, чуть дольше других задерживается в земле морковь.
Прежде чем овощи в сетках отправить на стеллажи и полки в хранилище, их сушат на земле в течение сухого погожего дня, перебирают, сортируют. Овощехранилище занимает часть обычного школьного подвала. Там соблюдается определенный температурный режим (+6°C), стены и потолок свежепобелены, продумана естественная вентиляция, отверстие которой защищает сетка от грызунов.
— В начале ноября учебно-опытный участок уже полностью перепахан. План севооборота обычно составляется на 5 лет и предусматривает ежегодное чередование культур друг с другом, чтобы урожай был хорошим, а почва не теряла плодородие. Например, свеклу и морковь всегда сеем после лука. Надземная часть и корни растений выделяют фитонциды с антибактериальным действием, успешно уничтожают патогенную почвенную микрофлору. А остатки луковой корневой системы выделяют специфический запах, отпугивающий главного вредителя корнеплодов — морковную муху и других насекомых, — знакомит с тонкостями огородничества учитель трудового обучения Людмила Кащиц, ответственная за пришкольный участок. — Химию для удобрения почвы не используем, с органикой помогают местные живодноводческие фермы.
Готовясь к декабрьскому педсовету и проанализировав урожайность уходящего года, педагоги констатируют, что план выполнен на 104%. В январе оставшийся урожай традиционно подвергается ревизии, и от продуктов с признаками порчи избавляются.
— Как же экономия на продуктах питания выражается в рублях? — интересуюсь у директора.
— Математика простая. Если бы мы закупали те 1308 кг овощей, что вырастили, то минимум заплатили бы около 1810 рублей. Столько вот и экономим.
Отталкиваясь от имеющихся в хранилище запасов овощей, повар по согласованию с технологом районного межотраслевого центра для обеспечения деятельности бюджетных организаций, который составляет двухнедельный рацион горячего питания, и районным центром гигиены и эпидемиологии может вносить коррективы.

— Если, допустим, у нас имеется избыток овощей, мы просим технолога пересмотреть меню и вместо макарон разрешить на гарнир приготовить пюре из картофеля с добавлением моркови. Так родилось наше незамысловатое ноу-хау — розовое пюре, которое, кстати, очень нравится детям из-за сладковатого привкуса. Также можем попросить лишний раз внести в меню вместо выпечки на полдник салат из моркови и яблока с добавлением сахара, — отмечает шеф-повар с 30-летним стажем Елена Городок.
Марина КУНЯВСКАЯ
Фото из архива редакции и предоставлены учреждением образования








