Первоклассникам необходимо от 1,5 до 3 месяцев, чтобы полноценно включиться в школьную жизнь, пятикласснику достаточно одного месяца, а старшеклассникам — 2—3 недели. Как сделать период адаптации максимально комфортным для ребенка, корреспонденту «Настаўніцкай газеты» рассказала педагог-психолог минской средней школы № 175 Елена Пучкова.
Правильный подход
— Елена Юрьевна, что такое адаптация в данном случае?
— Это период приспособления ребенка к школьным условиям после длительного отдыха. Нужно время, чтобы привыкнуть к нагрузкам. Адаптация — закономерный процесс, и у каждого он проходит по-своему. Первоклассникам необходимо от 1,5 до 3 месяцев, чтобы полноценно включиться в школьную жизнь, пятикласснику достаточно одного месяца, а старшеклассникам — 2—3 недели. Ребенок уже не может спать столько, сколько захочет, гулять так долго, как раньше. Он должен учиться в школе, выполнять домашние задания, его время расписано по минутам. Такие перемены могут сопровождаться трудностями психологического характера и зачастую нарушениями общего соматического состояния ребенка.
— На какие моменты стоит обратить внимание родителям, чтобы адаптация после каникул прошла хорошо?
— Самое главное — быть последовательными в своих действиях, а также стараться понять и поддержать ребенка в сложное для него время. Важно, чтобы сами родители в этот период излучали спокойствие и уверенность в том, что всё будет хорошо, так как ребенок копирует их поведение и отношение. Проговаривайте со своим любимым чадом чувства и эмоции: «Наверное, волнуешься перед возвращением в школу? Расскажи, что ты чувствуешь. Что тебя радует? А что расстраивает?». Так формируются доверительные отношения — «мы на твоей стороне, и вместе справимся с чем угодно». Помните, ребенок, окруженный теплотой и заботой семейного очага, может справиться с любыми трудностями.
— За время каникул дети привыкают поздно ложиться спать. Как помочь им вернуться в рабочую колею?
— Режим дня — основа успешной адаптации. Летом родители позволяют детям отступать от принятых правил, и в этом нет ничего плохого. Желательно, конечно, заранее позаботиться о том, чтобы наладить режим дня школьника хотя бы за две недели: отказаться, например, от ночных просмотров телевизора, заменить их вечерними пешими прогулками. Психологи рекомендуют ежедневно соблюдать одинаковый порядок действий перед сном, тогда организм ребенка будет заранее настраиваться на отдых.
Кроме того, нужно постараться в течение первого месяца учебы не перегружать детей посещением кружков и секций, которые станут дополнительной нагрузкой. Время ребенка следует расписать, чтобы у него были один-два часа на передышку и небольшой отдых.
— Как правильно настроить ребенка на учебу?
— Мало кто из детей рвется в школу после каникул, поэтому важно поддерживать и чаще их хвалить. Но похвала должна быть не просто так, а за дело — сам встал вовремя, приготовил одежду, сделал уроки и т.д. Нужно стараться меньше ругать ребенка, больше разговаривать о школе в положительном ключе, интересоваться школьными делами и проблемами. Первые 2—3 недели старайтесь не спрашивать, какие отметки получил. Попробуйте сконцентрировать его внимание на тех новых знаниях, которые приобрел на уроке. Пусть ребенок видит, что главное в школе — это не отметка, а удивительные открытия, которые дарит учитель.
— Учеба требует активной умственной деятельности. Можно ли с помощью продуктов питания ее поддержать?
— Самой необходимой пищей для мозга в период активной умственной деятельности считается холин и лецитин, которые содержатся в большом количестве в молоке, яйцах, рыбе и печени. Еще одним бесценным элементом для работы головного мозга считается магний. Он есть в орехах, гречке, какао, бананах, печеном картофеле. Включите эти продукты в рацион ребенка, и тем самым облегчите ему этап включения в учебную деятельность.
Учат в школе, учат в школе…
— Какие рекомендации можно дать педагогам?
—Учителю необходимо создать условия постепенного погружения учащегося в активный познавательный процесс. Поэтому начинать учебный год следует с повторения изученного материала. Подобный подход позволит актуализировать имеющиеся знания и плавно подвести учащегося к активной учебной деятельности.
В течение урока проводите «минутки эмоционально-физической разгрузки», физкультминутки. В младшей школе оптимально, когда в классе есть специально отведенные для этого зоны. В старших же можно проводить «минуты свободного общения» — это время на уроке (2—3 минуты), когда ученики имеют возможность пообщаться между собой на отвлеченные темы.
Дети отвыкли от учебы, они быстро устают. Важно организовать правильный подход к учебе: чаще меняйте виды деятельности на уроке, добавляйте игровые элементы, не перегружайте учеников информацией и не давайте объемных домашних заданий.
Дайте учащимся время на раскачку, не ставьте плохих отметок в первые же дни. Это ослабит стресс. Отмечайте самые маленькие достижения учащегося. Поддерживайте инициативы ребенка, его попытки преодолеть трудности.
Поработайте над микроклиматом в классе, помогайте детям общаться друг с другом. На переменах и даже на уроках можно снимать напряжение, связанное с переходом к учебе: спрашивать, как прошли каникулы, делиться своими впечатлениями и пр. Хороший вариант — включение в план первых уроков после каникул дискуссий, работы в парах.
Главная цель, к которой должны стремиться и родители, и педагоги на данном этапе, — не зародить в душе ребенка негативное отношение к школе. Народная мудрость гласит: «Как встретишь новый год, так его и проведешь». Желаю, чтобы этот учебный год стал для всех незабываемым и полным новых свершений и открытий.
Марина ЖДАНОВА
Фото из архива редакции
носит иллюстративный характер