Адаптация детей к школе: советы специалиста для учителей и родителей

- 15:16На здоровый лад, Новости

Первоклассникам необходимо от 1,5 до 3 месяцев, чтобы полноценно включиться в школьную жизнь, пятикласснику достаточно одного месяца, а старшеклассникам — 2—3 недели. Как сделать период адаптации максимально комфортным для ребенка, корреспонденту «Настаўніцкай газеты» рассказала педагог-психолог минской средней школы № 175 Елена Пучкова.

Правильный подход

— Елена Юрьевна, что такое адаптация в данном случае?

Это период приспособления ребенка к школьным условиям после длительного отдыха. Нужно время, чтобы привыкнуть к нагрузкам. Адаптация — закономерный процесс, и у каждого он проходит по-своему. Первоклассникам необходимо от 1,5 до 3 месяцев, чтобы полноценно включиться в школьную жизнь, пятикласснику достаточно одного месяца, а старшеклассникам — 2—3 недели. Ребенок уже не может спать столько, сколько захочет, гулять так долго, как раньше. Он должен учиться в школе, выполнять домашние задания, его время расписано по минутам. Такие перемены могут сопровождаться трудностями психологического характера и зачастую нарушениями общего соматического состояния ребенка.

— На какие моменты стоит обратить внимание родителям, чтобы адаптация после каникул прошла хорошо?

— Самое главное — быть последовательными в своих действиях, а также стараться понять и поддержать ребенка в сложное для него время. Важно, чтобы сами родители в этот период излучали спокойствие и уверенность в том, что всё будет хорошо, так как ребенок копирует их поведение и отношение. Проговаривайте со своим любимым чадом чувства и эмоции: «Наверное, волнуешься перед возвращением в школу? Расскажи, что ты чувствуешь. Что тебя радует? А что расстраивает?». Так формируются доверительные отношения — «мы на твоей стороне, и вместе справимся с чем угодно». Помните, ребенок, окруженный теплотой и заботой семейного очага, может справиться с любыми трудностями.

— За время каникул дети привыкают поздно ложиться спать. Как помочь им вернуться в рабочую колею?

Режим дня основа успешной адаптации. Летом родители позволяют детям отступать от принятых правил, и в этом нет ничего плохого. Желательно, конечно, заранее позаботиться о том, чтобы наладить режим дня школьника хотя бы за две недели: отказаться, например, от ночных просмотров телевизора, заменить их вечерними пешими прогулками. Психологи рекомендуют ежедневно соблюдать одинаковый порядок действий перед сном, тогда организм ребенка будет заранее настраиваться на отдых.

Кроме того, нужно постараться в течение первого месяца учебы не перегружать детей посещением кружков и секций, которые станут дополнительной нагрузкой. Время ребенка следует расписать, чтобы у него были один-два часа на передышку и небольшой отдых.

Как правильно настроить ребенка на учебу?

Мало кто из детей рвется в школу после каникул, поэтому важно поддерживать и чаще их хвалить. Но похвала должна быть не просто так, а за дело сам встал вовремя, приготовил одежду, сделал уроки и т.д. Нужно стараться меньше ругать ребенка, больше разговаривать о школе в положительном ключе, интересоваться школьными делами и проблемами. Первые 23 недели старайтесь не спрашивать, какие отметки получил. Попробуйте сконцентрировать его внимание на тех новых знаниях, которые приобрел на уроке. Пусть ребенок видит, что главное в школе это не отметка, а удивительные открытия, которые дарит учитель.

Учеба требует активной умственной деятельности. Можно ли с помощью продуктов питания ее поддержать?

Самой необходимой пищей для мозга в период активной умственной деятельности считается холин и лецитин, которые содержатся в большом количестве в молоке, яйцах, рыбе и печени. Еще одним бесценным элементом для работы головного мозга считается магний. Он есть в орехах, гречке, какао, бананах, печеном картофеле. Включите эти продукты в рацион ребенка, и тем самым облегчите ему этап включения в учебную деятельность.

Учат в школе, учат в школе…

Какие рекомендации можно дать педагогам?

Учителю необходимо создать условия постепенного погружения учащегося в активный познавательный процесс. Поэтому начинать учебный год следует с повторения изученного материала. Подобный подход позволит актуализировать имеющиеся знания и плавно подвести учащегося к активной учебной деятельности.

В течение урока проводите «минутки эмоционально-физической разгрузки», физкультминутки. В младшей школе оптимально, когда в классе есть специально отведенные для этого зоны. В старших же можно проводить «минуты свободного общения» это время на уроке (23 минуты), когда ученики имеют возможность пообщаться между собой на отвлеченные темы.

Дети отвыкли от учебы, они быстро устают. Важно организовать правильный подход к учебе: чаще меняйте виды деятельности на уроке, добавляйте игровые элементы, не перегружайте учеников информацией и не давайте объемных домашних заданий.

Дайте учащимся время на раскачку, не ставьте плохих отметок в первые же дни. Это ослабит стресс. Отмечайте самые маленькие достижения учащегося. Поддерживайте инициативы ребенка, его попытки преодолеть трудности.

Поработайте над микроклиматом в классе, помогайте детям общаться друг с другом. На переменах и даже на уроках можно снимать напряжение, связанное с переходом к учебе: спрашивать, как прошли каникулы, делиться своими впечатлениями и пр. Хороший вариант — включение в план первых уроков после каникул дискуссий, работы в парах.

Главная цель, к которой должны стремиться и родители, и педагоги на данном этапе, не зародить в душе ребенка негативное отношение к школе. Народная мудрость гласит: «Как встретишь новый год, так его и проведешь». Желаю, чтобы этот учебный год стал для всех незабываемым и полным новых свершений и открытий.

Марина ЖДАНОВА
Фото из архива редакции
носит иллюстративный характер