Возможность приобщиться к истории родной страны, увидеть инсценированные бои трех войн, ознакомиться с военной техникой тех времен имеет каждый гость знаменитой “Линии Сталина”. Одной из главных целей создания историко-культурного комплекса его директор, руководитель благотворительного фонда “Память Афгана”, полковник в отставке Александр Метла считает военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Подробности — в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”.
Наследники Победы
— Особенно тесно мы сотрудничаем с руководством и учащимися Лошанской средней школы (директор Лидия Ивинская), расположенной неподалеку от нас, — рассказывает Александр Михайлович. — В августе, к примеру, на территории комплекса был открыт оборонно-спортивный лагерь “Наследники Победы”. В каждой из двух смен — тридцать учащихся, которые носили одинаковую пионерскую форму советского образца. Ребята проживали в комфортных условиях в казарме или в военной палатке. В их распоряжении были все 36 гектаров, на которых расположен комплекс, они сдавали нормы ГТО, участвовали в интеллектуальных квестах, занятиях по ориентированию, спортивных играх, изучали биографии пионеров-героев, историю пионерского движения. С ними проводили занятия по строевой подготовке, сборке и разборке макета автомата, знакомили с общим устройством и тактико-техническими характеристиками танков, БМП-1 и другой техники. К слову, и преподаватели, и школьники Лошанской школы с удовольствием участвуют во всех реконструкциях на “Линии Сталина”, переодеваются в стилизованную форму, они уже как штатные артисты у нас.
— Насколько мне известно, у вас проходят реконструкции событий не только Великой Отечественной и афганской, но и Первой мировой войны?
— На территории сегодняшней Беларуси, под Молодечно, Вилейкой, Барановичами, шли тогда большие бои и проходила линия фронта. В частности, воевал в наших краях, в районе Вилейки, легендарный женский батальон. Мой прадед сражался под руководством генерала Брусилова. Это тоже наша история, мы не должны, на мой взгляд, идеализировать то время, но и не переставлять произвольно, следуя за модой, акценты.
— История вообще наука сложная, противоречивая и запутанная…
— Лет двадцать назад мне довелось принимать участие в одной научной конференции в компании с немецкими аналитиками, научными работниками. Позже, в неформальной обстановке, когда зашел разговор о Великой Отечественной войне, зверствах захватчиков, я позволил себе высказать крамольную и в общем-то, к сожалению, имеющую сегодня немало сторонников мысль: мол, если бы Гитлер не вел себя так безжалостно по отношению к мирному населению, оно, возможно, настолько решительно и мощно не сопротивлялось бы… На что немецкий профессор ответил: “Не заблуждайтесь и не стройте иллюзий. Ваше население должны были уничтожить почти подчистую, все делалось по плану”. Гитлер мог это делать более мягко или менее, но другой задачи не стояло: занять территорию и оставить на ней 30 процентов рабов. Вот почему так важно, подчеркну, воспитывать наших детей настоящими патриотами своей Родины, знающими историю и благодарными за Победу своим бесстрашным предкам.
Экспонаты трогать, из оружия стрелять
— На ваш взгляд, патриотическому воспитанию детей уделяется достаточно внимания?
— Сегодня, безусловно, больше, чем, скажем, лет 10—15 назад. И все же, считаю, у нас пока нет единого стандарта, особенно по части освещения событий ВОВ. Некоторые интернет-издания подспудно подводят, к примеру, к тому, что школьников в советское время учили неправильно, а партизаны и вовсе были чуть ли не бандитами, отбиравшими у крестьян продовольствие и прочее. То есть имевшие место, вполне вероятно, отдельные случаи подобные “исследователи” возводят в абсолют, стремясь дискредитировать все партизанское движение.
А ведь в жизни не существует только белого или черного цвета. И задача историков и ученых, согласитесь, составить полную и объективную картину, а не выпячивать то, что им больше подходит. Мы не считаем “Линию Сталина” центром военно-патриотического воспитания, для этого есть Брестская крепость, Курган Славы, Хатынь, во многих городах открыты хорошие музеи и пр. У нас же создан такой историко-культурный объект, где можно и посмотреть, и поучаствовать, и себя проявить, и потрогать руками оружие и технику, и пострелять. В общем, погрузиться в военные реалии.
— Сколько примерно посетителей приняла “Линия Сталина” за время ее существования?
— К нам в год приезжают от 250 до 400 тысяч человек. 35—40 процентов из них составляют школьники, студенты, учащаяся и рабочая молодежь. Мы этот процесс не форсируем, наше дело предложить — пожалуйста, приезжайте! У нас можно полазить по препятствиям, по танкам, проехаться на них, а если повезет, и на вертолетах полетать.
— По вашим наблюдениям, что больше всего нравится детворе?
— Детям нравится все. Дети — народ пытливый, и если им еще все красиво рассказать, то заинтересовать их просто… Экскурсоводы у нас хорошие, с высшим образованием, умеющие расположить к себе детишек, вспомнить интересную историю. Допустим, подводят к танку Т-34, подбитому снарядом и собранному из одиннадцати кусков, и юные слушатели воспринимают подобный рассказ очень эмоционально. Старшие школьники с удовольствием катаются на бронетехнике — танке, БМП, БМД. Если, допустим, в музее Великой Отечественной войны к экспонатам нельзя приближаться и трогать руками, то у нас можно и посмотреть, и внутрь попасть. На “Линии Сталина” большой парк авто- и бронетехники и советской, и немецкой.
— Она вся действующая?
— У нас более двадцати единиц действующей техники как Советской Армии, так и вермахта. Начиная с танка БТ-7. Он 1935 года выпуска, на ходу. Или, допустим, немецкого Pz-III, чешского ПЦ-38, восстановленного полностью. А кроме танков, бронетранспортеров, БМП и так далее, есть даже настоящий бронепоезд, передвигающийся по рельсам. Забравшись на него, мальчишка может почувствовать себя бойцом того времени, сражающимся с врагом. Это так называемый новодел, но изготовленный один к одному, не отличишь!
Колобанов, Радзивиллы и Марат Казей
— Кто и как реставрирует раритетную технику?
— Этим занимаются десятки умельцев, собирающих каждый образец порой буквально по кусочкам. Так случилось с легендарным танком Зиновия Колобанова, рота которого в августе 1941 года не пустила немцев под Гатчиной на Ленинград. Экипаж КВ-1 во главе с героическим старшим лейтенантом, к слову, до войны жившим и работавшим в Минске на МАЗе, в том бою подбил двадцать два фашистских танка, и этот рекорд до сих пор кажется фантастическим.
Не аутентичный, но именно такой КВ-1 удалось восстановить, и сегодня мы с гордостью демонстрируем его и рассказываем о подвиге героя. Могила Колобанова также при нашем участии восстановлена в Минске, на Чижовском кладбище. К сожалению, Зиновий Григорьевич так и не был удостоен звания Героя Советского Союза, но с его родными мы встречались.
— Мы ведь и узнали о героической биографии Колобанова сравнительно недавно, думаю, где-то в конце 1990-х?
— К сожалению. Старшее поколение еще хоть что-то помнит, о чем-то читало, рассказывали родители, дедушки и бабушки. А вот школьники сейчас плоховато знают историю своей страны. И это не их вина, а, по сути дела, наше, взрослых, упущение. Мы ударились в крайности, превозносим до небес, допустим, знатных польских панов, тех же Радзивиллов, которые жили на белорусской земле, но белорусами, строго говоря, не были.
Вот восстановили, скажем, Несвижский замок. Прекрасно. Проводят там экскурсии, балы, и у тех же детей может сложиться впечатление, что так жили и развлекались чуть ли не все наши предки. Но это же абсолютная неправда! Отчего бы рядом с замком не поставить курные избы крестьян, обеспечивавших провизией пиры знатных вельмож, с бычьими пузырями вместо окон? Да, Михаил Клеофас Огинский, родившийся под Варшавой, жил когда-то в Беларуси, но вот белорусский ли это композитор — большой вопрос. А спроси у нынешней молодежи, кто такой Марат Казей, где находится его памятник, подозреваю, не очень многие ответят без запинки…
— Почему, на ваш взгляд, нынешние подростки зачастую равнодушны к событиям недавнего советского прошлого?
— Школьники — народ любознательный, но большинство из них сегодня живет в мире интернета, гаджетов, имеет массу соблазнов. Чтобы прививать патриотизм, нужно восстанавливать систему, неплохо зарекомендовавшую себя как раз в советские времена, когда малыши в детском саду, а следом в школе узнавали о том, чем прославились юные пионеры-герои, как началась война и ковалась Великая Победа. Мы с друзьями-афганцами еще двадцать два года назад и марш-пробеги делали от Минска до Бреста, и выступали в каждом районе. Возили с собой целый автобус ветеранов, нас встречали всюду как дорогих гостей.
— И вы двадцать два года назад открыли благотворительный фонд “Память Афгана”…
— Да, волею судьбы стал его учредителем и директором. Мы тогда создали для детей и подростков клуб “Солдаты Победы”, а позже выступили инициаторами строительства “Линии Сталина”, по поручению главы государства начали деятельность на условиях самоокупаемости. Стараюсь правильно воспитывать и своих сыновей, и внуков.
Порой мне говорят: “Вы пропагандируете войну”. А я возражаю: не пропагандируем, а показываем ее ужасы. Это не в компьютере сидеть и не в кино любоваться хорошо поставленными трюками. Когда человек видит вживую, как бойцы, сражаясь с врагом, падают, умирают, сам может зарядить автомат или пушку, пострелять по цели, он поневоле задумается, насколько важно уметь защитить Родину, свою семью и близких, деревню, город, где родился или живешь, если это потребуется.
Владимир ПИСАРЕВ
Фото из архива А.М.Метлы