Андрей Иванец: «Важно не потерять технологический суверенитет и обеспечить технологическое лидерство»

- 10:10Актуально

Заседание коллегий Министерства образования Беларуси и Министерства науки и высшего образования России состоялось в Могилеве, сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты».

В ходе диалога обсуждалась подготовка инженерных кадров, осуществление проекта «Передовая инженерная школа», развитие Сетевого университета высоких технологий Союзного государства, обеспечение равных условий поступления в высшие учебные заведения гражданам двух стран, взаимодействие в сфере молодежной политики.

— Сегодня важно не потерять технологический суверенитет и обеспечить технологическое лидерство. И здесь образование играет ключевую роль. Именно от качества подготовки инженерно-технических специалистов зависит развитие реального сектора экономики и промышленности Союзного государства. В приоритете также реализация дорожной карты по молодежной политике. Ведь наравне с экономическим противостоянием идет борьба за умы подрастающего поколения, — отметил министр образования Беларуси Андрей Иванец.

В последние годы сотрудничество в сфере высшего образования динамично развивается. Между белорусскими и российскими университетами действует более чем 2,5 тыс. соответствующих договоров. Осуществляются совместные образовательные программы. Расширяется академическая мобильность профессорско-преподавательского состава. Всё это позволяет вырабатывать единые подходы в подготовке кадров и воспитании молодежи.

Актуальной темой для Беларуси и России является развитие инженерно-технического образования. Этот вопрос стал одним из основных в повестке коллегии.

— У нас общие запросы на повышение качества образования, на то, чтобы готовить как можно больше инженеров, ведь спрос на рынке труда достаточно большой. Плюс происходит быстрая трансформация промышленности. Запрос уже не просто на инженеров, а на инженеров нового поколения. И какими они должны быть, профессиональному сообществу еще предстоит определить. С одной стороны, это владение набором классических фундаментальных дисциплин, с другой — знание принципиально новых предметов, связанных с искусственным интеллектом, аддитивными технологиями, роботизацией, автоматизацией. В этом направлении двигаются наши университеты, — подчеркнул министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков.

Пристальное внимание на коллегии уделили Сетевому университету Союзного государства. В настоящее время уже разработана его концепция. Это флагманский проект, который создается с целью генерации высококвалифицированных кадров для высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности. Планируется, что он будет функционировать в формате консорциума. На данный момент определены опорные университеты: в России — Казанский федеральный университет, в Беларуси — Белорусский государственный технологический университет. Согласованы направления обучения — программная инженерия, цифровые технологии, искусственный интеллект, беспилотные транспортные средства, новые технологии и материалы, точное земледелие, экология и охрана окружающей среды, высокотехнологичная медицинская техника и оборудование.

В рамках коллегий были заключены договоры между учреждениями образования Республики Беларусь и Российской Федерации. Соглашения о реализации совместных образовательных программ по подготовке специалистов с высшим образованием подписали МГТУ имени Н.Э. Баумана, БГУ, БГУИР и БНТУ.

Анна СИНЬКЕВИЧ
Фото автора