Как выстроить работу, чтобы она была в радость и приносила результат? Без поддержки и стимулирования успешного труда учреждений и конкретных работников сделать это практически невозможно, считает Анна Дирко, начальник отдела по образованию Чашникского райисполкома. Падрабязнасці — у матэрыяле карэспандэнта “Настаўніцкай газеты”.
Без спешки и авралов
— Анна Владимировна, изученная мной информация подтверждает постепенный, но постоянный рост показателей качества знаний учащихся Чашникского района. Примечательна и деятельность в учреждениях образования девяти ресурсных центров. Есть ли между этими фактами взаимосвязь?
— Определенная зависимость, конечно, есть, поскольку работа центров ориентирована, прежде всего, на разностороннее развитие детей и учащихся. К тому же ресурсные центры — один из инструментов повышения компетентности педагогов по наиболее актуальным проблемам обучения и воспитания их подопечных. Важно ведь не просто аккумулировать багаж, главное — общедоступность ресурса. Ежегодно в рамках ресурсных центров организуется профессиональное общение не менее 70% педагогов района. На мой взгляд, в то, что численность учителей с высшей и первой квалификационной категорией за год выросла на 1,7%, а педагогов дошкольных учреждений — на 4,4%, существенный вклад внесли и наши ресурсные центры.
— Что, на ваш взгляд, оказывает определяющее влияние на развитие системы образования района?
— У нас сложилась конкретная практика работы по принципу “если что-то делаешь, то делаешь это хорошо”. В нашей отрасли достаточно часто профессионализм связывают с квалификацией работников, с чем я согласна. При этом еще большее значение мы придаем профессиональной ответственности.
— Какие подходы являются основополагающими для эффективного управления?
— Прежде всего, выполнение заказа государства всеми учреждениями образования района. Контроль, позволяющий своевременно выявлять возможные проблемные точки, давать основания для оперативного анализа причин и принятия мер по преодолению возникающих вопросов. Обеспечение режима плановой системной работы без спешки и авралов. Поддержка и стимулирование успешного труда учреждений и конкретных работников как материально, так и через публичное признание.
Важно отметить вклад каждого в общий успех. Сказать спасибо повару, техническому работнику, водителю и всем людям труда, которые делают школу, детский сад местом притяжения, где вкусно, уютно, надежно, как дома.
Дарить людям такое же отношение, какого ты ждешь к себе, — это не управленческий секрет, это норма взаимодействия.
— Есть ли у вас личные профессиональные и жизненные установки?
— Конечно, есть. Например, старейший принцип медицинской этики “не навреди” вполне прижился как в моей работе, так и в обычном общении. Установку “не мешай” реализовать проще, но это возможно только в условиях тщательного анализа положения дел и, что немаловажно, доверия. Если в целом учреждения справляются с поставленными задачами, то не вижу смысла в их чрезмерной опеке. Доверие стимулирует чувство ответственности. А без этого говорить об успешности просто не приходится. Управление и контроль у нас есть, и контроль не слабый. Просто он опирается не на внешние факторы, хотя они, несомненно, имеются, а на те самые общие установки “от жизни”. Моя установка — “не спеши”, прежде всего в оценках, решениях, действиях, поскольку по прошествии некоторого времени все начинает выглядеть несколько иначе.
В 2023/2024 учебном году 15 школьными автобусами организован подвоз для 377 обучающихся. Без содействия местных властей эту задачу нам решить было бы сложнее. И область поддерживает. К примеру, к новому учебному году по линии главного управления по образованию поставлен автобус на 31 посадочное место.
Профессионалы и патриоты
— С каким настроением встречаете новый, 2024 год?
— Порадовали результаты итоговой аттестации. Например, в минувшем учебном году 24 учащихся получили свидетельство об общем базовом образовании с отличием (по сравнению с предыдущим годом показатель вырос на 1,4%) и 26 выпускников получили аттестаты особого образца с награждением золотой, серебряной медалью (показатель на 3,7% выше прошлого года).
Наши ребята подтвердили свои знания на ЦЭ и ЦТ. Более 29% выпускников на ЦЭ получили по 10 баллов. По результатам ЦТ было получено 4 стобалльных сертификата по русскому языку, химии и два по математике (учителя О.В.Костеж, Л.И.Кондратьева, Т.Н.Шамашова). Только в минувшем учебном году у нас были две золотые медали на Всемирном конкурсе (выставке) изобретений в Малайзии, серебряная медаль со Всемирного конкурса (выставки) изобретений в Индонезии, бронзовая медаль в Международной олимпиаде по астрономии и т.д. Задачу перед коллегами ставлю конкретную: планку не снижать.
Особое внимание уделяем группам профессиональной направленности. В них занимается 159 учащихся (55,7% от общей численности учащихся 10—11 классов). В сравнении с прошлым учебным годом данный показатель вырос на 13,8%. В группах педагогической направленности обучается 66 учащихся, аграрной направленности — 65. Новшество этого учебного года — открытие профильных групп военно-патриотической и инженерной направленности.
В минувшем году успешно сдали квалификационный экзамен и получили свидетельства установленного образца 29 выпускников по двум профессиям: тракторист-машинист сельскохозяйственного производства и швея. В этом году по данным специальностям продолжают обучение 46 ребят.
— Какие они, педагоги Чашникского района?
— Профессионалы, энтузиасты, умеющие объединяться для достижения результатов. Патриоты, вдохновляющие личным примером. Готова назвать сотню имен, но назову два. Виктор Вильгельмович Грибко, учитель английского языка Иванской средней школы, вместе с учащимися создал музей “Гісторыя Іванскага краю”. В средней школе № 4 Чашников руководителем по военно-патриотическому воспитанию и учителем истории работает его ученик Игорь Александрович Залесский, под руководством которого создана музейная комната “Зал боевой славы 33-й Витебской ордена Александра Невского зенитно-артиллерийской дивизии”.
От призвания — не уйти
— Анна Владимировна, ваш профессиональный путь в определенном смысле нестандартный. Педагогическое образование вы получали заочно и некоторое время работали вне системы образования…
— Да, у меня не было “классического студенчества”, пришлось начинать свой путь сразу же по окончании школы. И получать высшее педагогическое образование, как принято говорить, без отрыва от производства. Распределять время и силы между работой, обучением и семьей было нелегко. Но зато я имела возможность “проверять” теорию на практике. Осознанно усвоенные знания служили основой для самообразования, а это основное условие развития… Эту точку зрения разделяют и наши молодые специалисты, в числе которых моя дочь Полина. Кстати, она работает воспитателем в детском саду, в который и я ходила в далеком детстве… Что же касается моего перерыва в педагогической деятельности (работала главным редактором на местном радио), то жизнь не всегда складывается по лекалам. Говорят, что от судьбы не уйдешь, в моем случае оказалось, что и от призвания тоже — я снова в системе образования. Надеюсь, навсегда. Я чувствую себя на своем месте, поскольку работаю с надежной командой — компетентным заместителем Н.В.Бурмак, главными специалистами В.С.Гурковой и Л.П.Щеврук, руководителем учебно-методического кабинета Е.М.Кашпор и командой УМК, опытными и инициативными руководителями учреждений, творческими педагогами. Мы вместе — и мы работаем. Работаем ради наших детей и нашей страны. Для меня этого достаточно, чтобы считать свою жизнь состоявшейся.
Пусть новый год станет для всех коллег плодотворным периодом для достижения целей и планов! И пусть в наших домах царят мир, уют, любовь и взаимопонимание.
Людмила КУРИЛЬЧИК