Белорусская пианистка Лидия Ефимович — об учебе в Санкт-Петербурге и объединяющей силе классики

- 13:00Новости

Накануне праздника Союзного государства корреспондент “Настаўніцкай газеты” встретилась с белорусской пианисткой Лидией Ефимович, студенткой Санкт­-Петербургской консерватории. Беседа проходила в храме­памятнике в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших. 

В Белом зале Всехсвятского храма девушка играла много раз. Про таких говорят “выросла при церкви”. В храме-памятнике много лет работает ее мать Екатерина Ивановна.

Лидия с самого детства тянулась к красоте, к чистой классике, которая, она уверена, способна объединять целые страны. Особенно такие, как Беларусь и Россия, ведь исторически у нас один духовный камертон.

— У Лиды талант проявился буквально с рождения, хотя мы, ее родители, непрофессиональные музыканты. Зато у нас дома стояло фортепиано, как и во многих семьях, и дочку от него было просто не оторвать, — рассказывает мама.

Учиться в Санкт-Петербургской консерватории — удел талантов. Конкурс на поступление там велик, но у Лиды все получилось.

— Во всем, что связано с музыкой, я словно чувствовала некий высший промысел, — говорит она. — С самого детства у меня были прекрасные педагоги. Главному в жизни, конечно, учил отец Федор Повный, настоятель нашего Всехсвятского прихода: всегда быть с добром, в чистоте. А музыкальный талант рассмотрела Елена Юрьевна Логинова, ныне преподаватель Белорусской академии музыки, автор собственной методики обучения, множества научных публикаций. Ее ученики неоднократно становились стипендиатами и обладателями премий специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Помню, первый детский фортепианный конкурс, в котором я участвовала, проходил в Брно (Чехия). Тогда мне было всего 5 лет. Потом были конкурсы в России, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Австрии. Интересно, что некоторые из них проходили на природе, концертные залы были организованы буквально в лесу. Атмо­сфера волшебная! Благодарна своим наставникам детской музыкальной школы искусств № 1 имени
Л.А.Александровской, где и преподавала Елена Юрьевна, а также детс­кой музыкальной школы искусств № 2 имени Н.И.Аладова, особенно любимой Людмиле Николаевне Ермолаевой. После окончания школы я отучилась год в музыкальном колледже при Белорусской академии музыки, после чего уехала учиться в Петербург. Почему? Российская школа классической музыки очень сильная, она привлекает лучших молодых музыкантов со всего постсоветского пространства.

Среди студентов нашей консерватории немало белорусов. Россия дает нам возможность обучаться на бюджетной основе, для нас там всегда открыты двери. Считаю, такие учебные заведения — важный культурный мост между нашими странами.

Сейчас Лидия учится на третьем курсе консерватории.

— Случайных людей в нашем вузе нет, все живут музыкой, — говорит девушка. — Педагоги достойнейшие — Александр Михайлович Сандлер, заслуженный артист Российской Федерации, наш декан Татьяна Михайловна Загоровская, удостоенная такого же звания. К слову, именно русской школе музыки присуща особенная культура красивого звука, в ней сконцентрировано наследие великих русских музыкантов. Эта школа строгая, самодостаточная. Для сравнения: белорусская музыкальная среда более гибкая, в том числе и благодаря ее географическому положению. Она впитала в себя разные течения и практики из соседних стран. Например, мой любимый Шопен — это представитель европейской музыки, но со славянской душой. И мы, белорусы, понимаем и любим его не меньше, чем великих русских композиторов.

Монументальный, строгий Санкт-Петербург, по словам девушки, как нельзя лучше способствует погружению в учебу.

— Если подбирать к нему музыку, — говорит Лидия Ефимович, — то это будет, наверное, Прокофь­ев, Шостакович. Петербург — серьезный, элегантный город. Для учебы в самый раз! По сравнению с ним Минск кажется очень зеленым, просторным, радостным, и музыка ему соответствует легкая, веселая.

Федор Повный: Сколько помню Лиду, столько она играет. Эта девушка, можно сказать, с рождения в храме. Ее мама венчалась здесь. Это был первый брак молодых людей, которые познакомились благодаря нашему приходу. Сейчас таких браков у нас уже более ста.

— Очень хочется, чтобы развивалось производство наших замечательных белорусских инструментов, — говорит моя собеседница. — Думаю, сейчас для этого самое подходящее время. В России, например, советские фортепиано “Беларусь” знают и ценят. Это бренд, знак качества. Было бы здорово, если бы их производство наладилось, причем стало совместным, российско-белорусским. Ведь у обеих наших стран большой опыт в этом деле, много талантливых мастеров, которые знают секреты акустики, изготовления инструментов.

Мечтает девушка и о том, чтобы для выступлений молодых талантов появлялось больше залов.

— Мы, пианисты, не имеем возможности возить инструмент с собой, поэтому всегда зависим от того, что нам предоставляют для выступлений. А ведь в Беларуси столько площадок, которые можно использовать как залы! Скажем, те же старинные усадьбы с прекрасной акустикой. Молодые музыканты всегда очень ждут приглашений. В Петербурге, например, есть Санкт-Петербургский дом музыки, который устраивает выступ­ления молодых исполнителей не только в крупных городах, но и на периферии. Хорошо бы создать что-то подобное в совместном, союзном, формате. Искусство — это та струна, которая может связывать молодежь наших стран, только нужно ее правильно настроить.

Справочно

Лидия Ефимович — стипендиат специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, победитель международных музыкальных конкурсов.

Елизавета МИЦКЕВИЧ
Фото автора