Цифры статистики не могут оставить равнодушным ни одного взрослого человека: от внешних причин ежегодно в республике гибнет более 100 детей, а травмируется в разы больше.
Отравления, проглатывание инородных предметов, выпадение из окон, пожары, дорожно-транспортные происшествия — это далеко не полный перечень ситуаций, которые могут привести к трагедии. Причем, в структуре всего детского травматизма бытовые травмы — самое распространенное явление. На их долю приходится около 70 % всех несчастных случаев. Меньше всего травм зарегистрировано у детей первого года жизни, с 2 до 6 лет травматизм увеличивается более чем в 3 раза, а максимальный уровень отмечается у подростков.
Детский травматизм является важной проблемой современного общества, и наилучшее решение по его предотвращению — профилактика. Зная наиболее частые причины травм и несчастных случаев, родители должны создать для ребенка травмобезопасную среду пребывания, рассказать, какой риск для здоровья представляют травмы, научить правилам безопасности. Очень важен личный пример поведения старших членов семьи на улице и дома, соблюдение правил ими в повседневной жизни.
Рассказывая детям о правилах поведения в быту, на проезжей части, воде, железной дороге, многие родители забывают и о психологической безопасности. Будет ли ребенок ощущать себя счастливым, если не испытывает чувство принятия, уверенности, что находится в правильном месте и в окружении нужных людей?
Наталья Сильваст, заведующий сектором по основной деятельности Волковысского районного социально-педагогического центра пишет: “Психологическая безопасность ребенка в семье во многом определяется эмоциональным климатом семьи. Хочется рассматривать ее как очаг мира и любви, где ребенка окружают близкие и дорогие люди, которые формируют у него чувство защищенности, собственной силы и доверия к окружающему миру. Однако, к сожалению, это далеко не всегда так. Семья (даже внешне благополучная), не говоря уже о неблагополучных семьях, часто напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, иногда доходит и до применения физической силы. Дети всех возрастов, а особенно подростки, очень чувствительны к влиянию психологического насилия — воздействия, причиняющего обиду, вызывающего гнев, страх, эмоциональную неуверенность в собственной значимости и неспособность защитить себя”.
Опытом работы по созданию воспитанникам психологического климата в семье, безопасного детства и формированию у них чувства безопасности делится приемный родитель из Могилева Янина Павлова, родитель-воспитатель “SOS-детская деревня Могилев” Лариса Мартинкевич, а также замещающие родители Хотимского района.
Современные дети уже не представляют мир без смартфона или планшета, браузера и онлайн-игр. Но вместе с тем современные информационные технологии порождают и новые виды преступной деятельности. Интернет дает возможность не только узнать всю необходимую информацию, но и стать жертвой вымогательства, сексуального домогательства, мошенничества, груминга, кибербуллинга, фишинга, вишинга. Поэтому очень важно рассказывать детям и об основных правилах безопасного использования сети Интернет.
Юлия Махрова, педагог-психолог социально-педагогического центра города Сенно пишет: “В целом понятие безопасности достаточно обширное, и формирование навыков безопасного поведения необходимо начинать с раннего возраста. В данном случае хотелось бы сослаться на одну философскую теорию, согласно которой человек рождается с сознанием как чистый лист и только через познание окружающего мира, через опыт на этом листе появляются отпечатки, то есть знания. А знания ребенок получает в первую очередь от самых близких — родителей, в процессе общения и взаимодействия. Конечно, от всего на свете уберечь ребенка невозможно, но обучение навыкам безопасного поведения сформирует у него основную базу знаний и определенные паттерны поведения. Главное — повторять необходимые правила, включая их в практические действия, продумывать и проговаривать различные ситуации, не оставлять ребенка в потенциально опасных ситуациях. И не забывайте про собственный пример, проявление любви и заботы к ребенку. Именно это основной способ укрепить чувство безопасности”.
На первой полосе — воспитанники Гомельского районного социально-педагогического центра: восьмилетний Константин, семилетняя Мелитина и шестилетняя Ирина. Дети нуждаются в любящих и заботливых взрослых, мечтают обрести большую дружную семью.
Тема следующего номера — “Как быстро растут дети!” (Истории о детях: необычные, смешные, трогательные). Ждем ваших писем!
Ольга БАРТАЛЕВИЧ,
главный редактор