В детском саду № 3 Браслава мальчишки и девчонки соревнуются, кто забьет больше голов, — второй год в учреждении реализуется областной проект по приобщению малышей к футболу, сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты».

В теплые летние дни в тени полувековых берез для воспитанников детского сада обустроены площадки для разных спортивных активностей: игры в бадминтон, футбол, городки, эстафетного бега. Есть тут и экологическая тропа, по которой полезно прогуляться без обуви. Поблизости разместилось импровизированное футбольное поле с разметкой из песка, где пятилетние и шестилетние малыши учатся пасовать и метко бить по мячу. Выходя на прогулку, ребята с удовольствием забивают голы, чувствуя себя Месси или Роналду.
— Два года в саду реализуется проект «Приобщение детей дошкольного возраста к систематическим занятиям спортом посредством овладения техническими, тактическими и практическими навыками игры в футбол», — рассказывает заведующий учреждением Ольга Селезнева. — В нем участвуют двадцать малышей. Занятия, которые проходят раз в неделю по 25 минут, у них ведут молодые и креативные руководители физического воспитания Марина Александрович и Екатерина Павлович.
В начале лета на большом спортивном празднике маленькие футболисты и футболистки демонстрировали родителям, чему они научились: катание мяча ногой, удары по мячу на месте, обводка между конусами. В конце следующего учебного года в планах педагогов провести матч — с болельщиками и судьями.

— Мы рады, что выдалась возможность стать участниками масштабного проекта по приобщению детей к футболу. Кроме нашего детского сада, в нем задействованы еще 36 учреждений дошкольного образования Витебщины, — говорят руководители физического воспитания и, дополняя друг друга, добавляют: — Футбол — один из самых популярных и полезных видов спорта для ребят. Он учит не только бегать за мячом, но и работать в команде, развивает физические и социальные навыки, прививает дисциплину и уверенность в себе.
— Как отбирали двадцатку счастливчиков? — интересуюсь я.
— В начале учебного года, проводя диагностику, предлагаем малышам выполнить определенные упражнения. Это, например, может быть бег на 25 м, челночный бег 3 x 5 м, бег по скамье. Ребята пробуют вести мяч змейкой, обводя фишки, или прицельно по нему ударить. Исходя из результатов, отбираем самых быстрых и метких. Главное, конечно, чтобы ребенок сам хотел заниматься и располагал временем. Ведь многие дети зачастую загружены другими творческими и развивающими занятиями.

— Если приходится убеждать родителей приводить ребенка в ваше объединение по интересам, какие очевидные плюсы называете?
— Возраст 5—7 лет — отличное время для начала тренировок, ведь в этот период ребенок максимально готов впитывать новые знания и осваивать технику через игру. Играя с мячом, ребенок развивается физически, умственно и эмоционально. Регулярные тренировки укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Как любой спорт, футбол требует соблюдения правил, режима, это способствует формированию организованности и ответственности. Дети учатся справляться с неудачами и добиваться успеха через труд и терпение. Футбол развивает стратегическое мышление, реакцию и способность принимать решения за доли секунды.
— Для вас обучение маленьких воспитанников азам популярной командной игры в новинку?
— Участие в проекте — это новый опыт. Чтобы максимально эффективно работать с малышами, мы ежегодно посещаем семинары, где изучаем специальные методики, а также обмениваемся наработками, делимся успехами и мнениями с коллегами, специалистами и тренерами.

Рассказывая о специфике обучения игре в футбол, педагоги отмечают, что их главная задача — привить малышам любовь к спорту. М. Александрович обращает внимание:
— Самое важное, чтобы дошколята охотно бежали к нам на занятия. С удовольствием шли играть с мячом во двор, отрываясь от телефонов, компьютеров и прочих гаджетов. Когда ребенок начинает заниматься футболом, он лишь знакомится с базовыми элементами игры. В дошкольном возрасте акцент на технике не делается. Для самых младших футболистов тренировки фокусируются на развитии координации, ловкости, гибкости и базовых двигательных навыков. Не забываем, конечно, и о скоростных качествах, силе и об общей выносливости.
Малыши постепенно узнают, что такое пас, передача, принятие мяча. В ходе игр с элементами футбольной тактики они осваивают простые тактические схемы, такие как правильное расположение на поле и командные взаимодействия. Отрабатывают элементарные приемы: технику ведения мяча, удары по нему. Знакомство дошколят с ролью защитника, полузащитника или нападающего проходит сложно. Как отмечают педагоги, дети в теории имеют представление об архитектуре игры, а вот применять знания на практике получается не всегда и не у всех. Случается и такое: выйдя на поле и увидев мяч, юные спортсмены могут забыть про элементы игры, хотя, казалось бы, они были уже отработаны на занятиях. И между воротами начинает происходить нечто наподобие броуновского движения.

— Обсуждая проблемный вопрос на одном из семинаров, мы поняли, что это нормальное явление для дошколят. Нам порекомендовали не делать замечаний, чтобы не отбить интерес. В этом возрасте детям еще сложно полностью осознавать игровые тактики, поэтому задача тренера — научить базовым принципам игры, но с акцентом на веселье и радости от активности, — добавляет Е. Павлович.
Для развития интереса к футболу руководители физвоспитания прибегают к помощи коллег и использованию метапредметных связей. Так, занимаясь в творческом кружке, ребята лепят из пластилина футбольное поле, мяч, ворота. Учителя-дефектологи, работая с малышами, учат стихи и загадывают загадки про эту популярную командную игру. Также дошколята посещают городской стадион, где с тренером спортивного клуба занимаются учащиеся начальной школы. Мальчики и девочки с восторгом наблюдают за происходящим. А после с удовольствием повторяют за старшими ребятами некоторые технические элементы.

Окончательные результаты проекта педагоги подведут через год. Но уже и сейчас наставники видят, учитывая то, с каким нетерпением и энтузиазмом маленькие жители Браславщины ожидают дополнительных занятий, что главная цель достигнута — дети получают положительные эмоции от игры, и у них сформирован интерес к спорту.
Собственные разработки
В минувшем учебном году Марина Александрович и Екатерина Павлович внедрили в учебный процесс нейрогимнастику, разработав занятие, построенное на основе нейроигр, которые стимулируют работу мозга, развивают правое и левое полушария одновременно. Ребята выполняли пару десятков забавных заданий, помогая Золушке справиться с поручениями мачехи, чтобы попасть на бал. Предыдущая разработка педагогов — занятие на пожарную тематику. Заслышав звук колокола, дети ликвидировали ЧС, спасали пострадавших, участвуя в эстафете: преодолевали полосу препятствий, ползли по тоннелю, бегали и прыгали.
Веселые активности
Один из дней здоровья у дошколят прошел в духе пижамной вечеринки в костюмах для сна с подушками в руках. С медсестрой малыши обсудили пользу сна и необходимость соблюдать режим дня и гигиену. А затем участвовали в параде пижам под звуки «Модного приговора» и соревновались в эстафете, выбирая на столиках предметы, нужные для подготовки ко сну, умывания, чистки зубов, мытья головы и т. д. Еще одна двигательная активность — построение дворца из подушек.
Марина КУНЯВСКАЯ
Фото автора








