Уже который год телеканал “Беларусь 1” приглашает эрудированных и амбициозных школьников, лицеистов и кадетов из разных регионов страны для участия в увлекательной шоувикторине “Я знаю!”.
И если вопросы юным знатокам задает доброжелательный Георгий Колдун, то с их наставниками общается в телевизионной учительской очаровательная Юлия Перцова.
Работать на результат
— Юлия, у вас ведь тоже, по сути, педагогическое образование, припоминая оконченный вами лингвистический университет. А можете представить себя в реальной учительской?
— С удовольствием работала бы в школе. Я постоянно проходила практику в образовательных учреждениях, в университете у первокурсников. И несколько лет подряд ездила сопровождающей за границу с детьми для их оздоровления. Так как это было еще в учебное время, мы отрабатывали школьную программу по четко выстроенному расписанию.
Мне нравилось вести уроки, общаться с ребятами, находить с ними общий язык, я получала удовольствие от учебного процесса, от результатов, которые показывали дети, от их старания и улыбок, от поиска нестандартных решений в сложных ситуациях. И я была уверена, что мое будущее будет связано именно с образованием. Но неожиданно появилось предложение поработать переводчиком на радиостанции “Беларусь” (она вещает о нашей стране на разных языках), перед которым я не смогла устоять.
— Повлиял ли на выбор будущей профессии ваш папа Александр Михайлович Радьков, много лет возглавлявший Министерство образования?
— Именно папа убедил меня в том, что нужно делать упор на знание иностранного языка. А я всегда прислушиваюсь к нему и его советам. При этом он с детства учит меня работать на результат, развиваться и получать от этого радость. Учит не только словом, но и своим примером. Он и сейчас не сидит без дела. Пишет книги. А еще я с детства наблюдаю, как папа находит общий язык с самыми разными людьми. Думаю, и я переняла у него любовь к людям, к коммуницированию. Мне кажется, во многом это помогло создать уютную атмосферу в теле-
визионной учительской “Я знаю!”.
Вообще, мне повезло вырасти в любви и заботе, маминой — особенно. Однако мама — и мой самый главный критик, она не дает мне расслабиться, держит в своих ежовых рукавицах, за что я ей безмерно благодарна. Еще мой один верный друг — сестра, я искренний поклонник ее творчества, мои дети растут на ее книгах. При этом и она следит за моими прямыми эфирами, проектами. Вместе мы сила!
На одной волнес учителями
— Проект “Я знаю!” для вас — один из этапов карьеры или нечто большее?
— Это один из ярких этапов моей жизни. И абсолютно новый опыт как для ведущей. В телеви-
зионной учительской очень важно было создать непринужденную, комфортную и одновременно азартную и эмоциональную атмосферу. Я не играла роль ведущей. Я была на “одной волне” с учителями. Воспитанные, аккуратные, эрудированные, красивые, скромные и застенчивые, яркие и харизматичные — это все о наших учителях! Именно такое послевкусие у меня осталось после съемок проекта.
Воспитанные, аккуратные, эрудированные, красивые, скромные и застенчивые, яркие и харизматичные — это все о наших учителях! Именно такое послевкусие у меня осталось после съемок проекта.
— Кто придумывает самые каверзные вопросы?
— Над проектом работает команда, которая тщательно подбирает вопросы, учитывая разные факторы: школьную программу, знания учащихся на момент съемок, возраст.
— Известно, что вы сами играете на фортепиано и, не сомневаюсь, неравнодушны к классике. А вот некоторые юные участники вашей передачи, оказывается, могут не угадать, к примеру, популярнейшую арию из “Князя Игоря” Бородина. Не повод ли для тревоги?
— На мой взгляд, не повод. И благодаря нашему проекту, они наверняка запомнят арию из “Князя Игоря” и когда-нибудь блеснут этими знаниями. Я как раз была удивлена другим: ребята давали ответы на сложнейшие вопросы (даже в учительской на них не было ответа), а на простых сыпались. Например, про основной ингредиент в блюдах “лазанья” и “ризотто”. Позже дети объясняли это тем, что стараются запомнить более важные факты в столь большом информационном потоке и школьной программе, а на мелочи не обращают внимания.
— А может, современные дети настолько перегружены, что те же книги им не особенно-то и нужны?
— Мне показалось, что перегруженными их считаем только мы, взрослые. Нынешние дети успевают все — учиться, участвовать в олимпиадах, читать книги, заниматься спортом, ходить в музыкальную школу. И в гаджетах посидеть! Они сами меня в этом уверяли.
Объединяющий телескоп
— Чем увлекаются ваши дети, есть ли у Лизы (Мише, полагаю, рановато) уже какие-то приоритеты? Часто ли она говорит своим родителям: не учите меня, я всезнаю сама!?
— Часто, а еще добавляет: только не надо меня ни с кем сравнивать, особенно с участниками телевизионной викторины “Я знаю!”. Лиза, замечаю, ровно относится ко всем предметам. Все зависит от темы. Вот загорелась “Человеком и миром”, когда изучали “Космос и Вселенную”. Готовила дополнительные материалы.
Впрочем, это их общее увлечение с дедушкой. Они постоянно смотрят на звездное небо, изучают созвездия, часто достают телескоп и рассматривают Луну, планеты и кометы. Еще Лиза занимается плаванием. А Миша тянется за старшей сестрой, все за ней повторяет. И, чему я искренне рада, он любит себя занять сам, неважно чем — рисует, лепит, учит буквы или цифры. Главное — ему надо что-то делать!
Владимир ПИСАРЕВ.