На чистых нравственных канонах

- 9:44Культура

VIII Белорусские Рождественские образовательные чтения собрали за круглым столом в “Настаўніцкай газеце” руководителей учреждений образования разных регионов, сотрудников Академии последипломного образования, духовенство. Председатель Синодального отдела по сотрудничеству со светскими учреждениями образования БПЦ протоиерей Федор Повный и профессор кафедры современных методик и технологий образования АПО доктор педагогических наук Галина Николаенко обозначили основные темы разговора — духовный выбор человека, нравственность профессии учителя. 

– Миссии священнослужителя и педагога очень схожи, — отметил отец Федор. — Мы объединены желанием воспитать идеального человека, вырастить его духовно богатым, видеть в нем лучший образ и верить, что он таким станет.

По мнению священнослужителя, без веры в силы ребенка, без собственной веры в идеальный образ человека нельзя воспитать того, кто будет духовно и нравственно богат. Настоящий педагог умеет создать особое притяжение между собой и учеником, принимая его таким, какой он есть, — со всеми достоинствами, чертами характера, которые, быть может, не всегда положительны. И ученик это принятие почувствует, понимая, что он вызывает интерес к себе не потому, что так надо “по должности” учителя, а потому, что у педагога к нему искренний интерес как к личности. В педагогике, уверен прото­иерей, важно тонко чувствовать душевное восприятие ребенка и не мыслить шаблонами. А возникают тонкие чувства от начитанности педагога, от того, что он видит, слышит, чем и как наполнен его внутренний мир. Все это складывается в глубокое познание культуры, философии и веры. Учитель образовывает, а значит — создает образ. 

— Если просто хотеть сделать из маленького человека идеального законопослушного гражданина и не более, то душу ребенка этим не завоюешь, — отметил прото­иерей Федор Повный. — Надо наделить его теми духовными ценностями, которые помогли бы ему освоить саму жизнь, дать ориентиры. Какие духовно-нравственные ценности прививать? Об этом знает только тот, кто живет ими сам. Чтобы воспитывать духовность — ею надо владеть… 

Мы живем на острие времени, и жить должны, как праведники, чтобы вырастить такое же праведное поколение. Нам создавать образ чистый, светлый, милосердный, верный, жертвенный. А начинать надо с чистоты языка, с чистоты отношений, чувств, окружающей среды и чистоты мысли. Раскрывайте эти качества в ребенке как благоухающий цветок, пусть дети вдыхают его аромат, любуются его красотой и чистотой. 

Воспитывая другого, надо воспитывать и себя.

                                    Протоиерей Федор Повный.

— Воспитывая другого, надо воспитывать и себя, — отметил отец Федор и уточнил, что создать привлекательный образ чистоты массово невозможно, это индивидуальная работа, которую надо вести пошагово, не спеша. Надо учить детей не только поведению, но и учить выражать свои чувства через душу. Если учить уважению к достоинству человека, учить чувствовать себя ответственным за другого, учить заботе, то и дальше все получится. И основная миссия в этом научении — на педагоге. 

В помощь нашим наставникам был создан учебно-методический комплекс “Духовность и патриотизм”. Сегодня уже готово пособие для 6 класса. Комплексы получили высокую оценку у детей, родителей и педагогов. Их можно использовать не только на факультативах, но и во внеклассной работе, на дополнительных занятиях по предметам, просто в беседе.

Они универсальны — каждый найдет в пособии что-то неизведанное и ценное. Кроме того, педагогам предложено использовать созданную Синодальным отделом видеотеку короткометражных фильмов, которые по своему содержанию интересны и поучительны, их можно смотреть и обсуждать вместе с детьми и взрослыми. Создана и обширная видеотека с выступлениями священников о смысле жизни, о воспитании духовно-нравственных качеств. Предлагается также для использования в школе кукольный театр батлейка. 

В продолжение разговора о роли учителя в воспитании духовности и патриотизма Г.И.Николаенко отметила, что путеводной звездой в его работе является любовь к своим воспитанникам. Именно на любви, заботе формируются высокие человеческие и нравственные качества как ученика, так и его учителя.

— Духовное становление наших детей — это очень сложный процесс, он длительный, разносторонний, в нем нет мелочей, — подчеркнула Галина Ивановна. — Чтобы воспитывать детей на высоких нравственных канонах, мы должны объединяться с родителями, обществом, создавая единую образовательную и духовную
среду. 

Академию последипломного образования сегодня можно назвать координирующим и объединяющим центром, аккумулятором и проводником идей духовно-нравственного воспитания. АПО имеет многочисленные наработки в воспитании духовности и патриотизма, в их создании принимали участие педагоги со всех регионов. Многие учебные заведения имеют собственные проекты, пособия, творческие наработки. 

В помощь нашим наставникам был создан учебно-методический комплекс “Духовность и патриотизм”. Сегодня уже готово пособие для 6 класса. Комплексы получили высокую оценку у детей, родителей и педагогов.

Н.В.Бушная, директор столичной гимназии № 1 имени Франциска Скорины, отметила, что государственная политика в нашей стране выстроена таким образом, что образование трактуется как обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленное на интеллектуальное, духовно-нравственное развитие личности:

— В нормативных правовых документах, которыми мы руководствуемся, и прежде всего в новой редакции Кодекса об образовании, определено, что воспитание — целенаправленный процесс формирования развитой, нравственно зрелой, творческой личности. И оно строится на ценностях и национальных традициях, истории и культуре нашей страны, на высоких духовных заповедях. В нашей гимназии глубоко дорожат национальными традициями, создают культурное пространство, связанное с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием. 

–Тема православия, духовного становления личности, воспитания настоящего гражданина объединила нас в единое педагогическое сообщество, — отметил О.А.Кузьмин, директор средней школы № 3 Ивацевичей. — Мне также приятно делиться своим опытом в рамках Ассоциации школ Беларуси и России, где мне поручено ­руководить секцией духовно-нравственного воспитания. Мы там представляем свои наработки и прежде всего пособие, посвященное теме воспитания духовности и патриотизма, воспринятое нашими коллегами на высоком уровне. 

Директор отметил, что в духовно-нравственном направлении школа не новичок, а педагогов в воспитании духовности и патриотизма можно назвать настоящими творцами. Им мало давать просто уроки, они стремятся сделать из них произведение искусства, чтобы каждый учебный предмет гармонично сочетал воспитательный момент, пробуждал у учеников духовно-нравственные чувства. Это сложно, требует от педагога не только знаний, но и внутренних сил, собственного проникновения, отметил директор. Когда в школе сложился потенциал учителей, способных нести истоки православной культуры своим воспитанникам, своим коллегам, чтобы своим примером воспитывать духовность и патрио­тизм у детей, то возникла потребность в ресурсном центре. Сегодня он необходим в воспитательной работе не только одной школы, но и района, и доказывает на практике свои преимущества. 

— Ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию — новое явление в системе образования, — отметила Галина Ивановна Николаенко. — Мы искали формы этого направления, и поначалу была мысль создать такие ресурсные центры в районе, в области и республике. Но идея центра настолько увлекла наши учебные заведения, что потом они стали образовываться в самих школах и выполнять свою роль на уровне районов. АПО, в свою очередь, разработала необходимую правовую основу ресурсных центров: соответствующее положение, методические рекомендации. Кроме того, в академии действует Республиканский ресурсный центр, где аккумулированы разработки педагогов с мест. 

Опыт наших учителей — источник развития духовно-нравственного и патриотического воспитания, подчеркнула Галина Ивановна. Среди сотрудников АПО, направляющих инноватику на службу духовности, можно назвать Т.Ф.Пашкович, заместителя начальника центра развивающих педагогических технологий, которая оказывает большую помощь педагогам в разработке методик воспитательной работы.

Просветительство как начало начал

О.В.Волкова, проректор Витебского областного института развития образования, представила новую инициативу в духовно-нравственном воспитании — создание просветительского совета. В АПО разработано Положение о просветительских советах, и сейчас оно находится на рассмотрении для дальнейшего утверждения. Ольга Валерьевна подтвердила, что роль просветительства в духовно-нравственном воспитании сегодня очень важна. К этой теме надо подключать все больше и больше руководителей учебных заведений, педагогов, родителей. Священнослужители Витебской епархии поддержали идею создания просветительских советов. Сейчас их уже 25, а количество желающих поучаствовать в них с каждым днем растет. Проводятся семинары, факультативы, встречи по духовно-нравственному воспитанию, идет поиск новых форм и методов. Просветительский совет, отметила Ольга Валерьевна, является оптимальным вариантом для сотрудничества педагогов, священнослужителей, общественных организаций, государственных органов:

— Мы расширяем круг общения, объединяем людей одной темой духовно-нравственного воспитания. Учимся сами и обучаем других. Это и есть просветительская работа. 

Пишите письма старикам

Директор средней школы № 1 Новогрудка Т.Р.Агановская обратила внимание на значимость единства духовно-нравственного, патриотического и семейного воспитания. 

— Именно в семье берет начало духовное становление наших детей, — отметила Татьяна Ростиславовна. — Семейное окружение положительно сказывается на формировании личности и непосредственно характера ребенка. Родители должны быть для него примером.

Семейные ценности стоят в одном ряду с духовно-нравственными. Поэтому участие родителей в духовной жизни детей очень важно. В учреждении организованы объединения, чтобы активизировать родителей в воспитании детей, особенно со стороны отцов. В созданном клубе поднимаются проблемы отцовства и их ответственности за детей, многие направления возведены в ранг подвига отцов, чтобы таким образом укрепить их характер, повысить ответственность за детей и семью. Вызывает большой интерес проект “Пишите письма старикам”, смысл которого в том, что его участники становятся внуками пожилых людей по переписке и оказывают им посильную помощь в быту. Такая идея может быть реализована на республиканском уровне и стать полномасштабной акцией. 

Ю.И.Пинчук, директор средней школы № 191 Минска, также считает семейное воспитание неотъемлемой частью духовного воспитания детей. С сегодняшними вызовами сталкиваются не только дети, но и их родители. Современная семья охвачена материальным соблазном. Некоторые родители не умеют общаться и развивать своих детей, объясняя это своей занятостью, и частно откупаются от детей времяпрепровождением в торговых центрах и покупкой подарков. Это порождает потребительство как у детей, так и у взрослых. 

— Мы хотим научить родителей общению с детьми, увлечь их совместными занятиями, чтобы семья укреплялась
общим делом, — отметила директор. — Мы привлекаем родителей в школу на различные акции, творческие вечера, конкурсы. На таких мероприятиях мы узнаем родителей, а они узнают нас. Мы объединяемся с одной целью — вырастить настоящих людей. 

 Образовательный центр духовной цивилизации

Средняя школа № 18 Полоцка носит имя Евфросинии Полоцкой и имеет непосредственное отношение к проведению Свято-Евфросиниевских чтений. Педагоги школы принимают активное участие как в их организации, так и в содержательном наполнении. 

Заместитель директора школы И.В.Недокунева подтвердила, что проведение Свято-Евфросиниевских чтений настолько значимое мероприятие, что его по праву можно назвать образовательным центром духовной цивилизации. 

— Наш коллектив работает в унисон с тематикой чтений, и мы рады расширять работу в этом направлении не только среди учебных заведений, но и среди жителей города, открывать новые пути в духовно-нравственном воспитании, привлекать педагогическое сообщество и быть активной площадкой для диалога, — заявила Ирина Валерьевна.

Учебное заведение активно занимается проектной деятельностью. На подходе — “Полоцковедение”, направленное на изучение родного города и роли краеведения в воспитании детей на ценностях Евфросинии Полоцкой. 

А вот педагоги начальной школы № 1 Березино активно занимаются воспитанием духовности в детях начальных классов. Заместитель директора учреждения
Т.И.Ефименко рассказала, что в школе ведется исследовательская, экскурсионная работа. Учреждение стало создателем авторского проекта, посвященного самому простому, но очень важному делу — научить ребенка общению со своими родителями, одноклассниками, с окружающей средой. 

— Конечно, это азы воспитания, но с этого начинается формирование личности, — подчеркнула Тамара Ивановна. — Все жизненные заповеди звучат для учеников на каждом классном часу, переплетаясь одновременно с высокими истинами, которым учим постепенно и ненавязчиво с учетом возраста. 

Г.И.Николаенко уточнила, что в дальнейшем можно использовать опыт Минского городского педагогического колледжа, где ведется разработка факультативных занятий для начальной школы по этой теме. 

Словарь этикета и настольный сундучок

Е.П.Савчук, директор столичной средней школы № 207, представляя учреждение, отметила, что школа стремится создать эстетическую образовательную среду, в которой каждый ребенок сможет развивать свои интеллектуальные и творческие способности. Это очень важно и для формирования высоких нравственных качеств учащихся, духовности и патриотизма. Именно эти задачи поставлены при реализации инновационного проекта “Внедрение модели семантизации духовно-нравственных понятий и категорий на основе традиционных ценностей белорусского народа”. В практическом закреплении темы школа активно участвует в благотворительности вместе со священнослужителями, с воскресными школами, наполняет новыми экспонатами уголок белорусской хатки, активно использует театр батлейка. В январе в школе будет проведен республиканский семинар по новым формам воспитательной работы со школьниками. 

Н.А.Жаворонок, директор средней школы № 30 Бобруйска, рассказала о том, что в учебном заведении ведется разработка словаря этикета школьника и настольного сундучка с играми для начальной школы. Священнослужители помогают в создании православного календаря о храмах Бобруйска и района, святых местах региона. Школа работает над многими проектами, и в каждом из них есть духовное наполнение. 

Педагоги отмечали, что воспитывать у детей духовность необходимо с самого раннего возраста. Не надо сразу начинать с высоких категорий духовности и патриотизма. На такую сложную и многогранную тему надо взглянуть сквозь простые вещи, которые известны детям. Надо прививать им понимание того, что духовность, патриотизм — вполне осязаемые понятия, и начинаются они с любви к родителям, своей улице, городу, с почитания старших, уважения своего учителя, своих сверстников. С этих прописных истин и начинается то, что называется высоким словом “гражданственность”.

Каждый участник круглого стола мог не только представить творческие наработки, но и поделиться самым сокровенным. Ведь речь шла о душе, о духовном выборе, о том, какая миссия отведена в этом нашему педагогу. Главный редактор “Настаўніцкай газеты” Екатерина Дубинская предложила и в дальнейшем выступать газете в роли просветительской площадки, где на встречах и в опубликованных статьях будут представлены новые направления сотрудничества системы образования и Белорусской Православной Церкви по вопросам воспитания подрастающего поколения. 

Алла КЛЮЙКО.
Фото Олега ИГНАТОВИЧА.