Чтобы урок был впрок: как правильно обустроить рабочее место школьника

- 15:12На здоровый лад, Новости

Правильная организация рабочего места способствует сохранению здоровья детей, нормальному физическому развитию и профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата и органа зрения. На что стоит обратить особое внимание родителям, выбирая для своего ребенка стол, стул, лампу, корреспонденту «Настаўніцкай газеты» рассказала врач-интерн отделения гигиены детей и подростков Минского городского центра гигиены и эпидемиологии Яна Юшко.

Фото предоставлено собеседницей

– Яна Николаевна, на какие параметры нужно обращать внимание при выборе рабочего стола для школьника?

Прежде всего он должен соответствовать росту учащегося. Это помогает поддерживать правильную осанку и служит мерой профилактики сколиоза. Как это проверить? Очень просто! Когда ребенок сидит за столом и опускает руку вниз, крышка стола должна находиться на уровне солнечного сплетения. Локоть опущенной руки должен быть ниже поверхности стола на 15–20 см. При такой рабочей позе школьник сможет дотянуться до тетрадей и не будет необходимости поднимать руки при письме.

Стол не должен быть слишком узким. Иногда родители покупают компьютерный стол, но такой вариант не самый лучший, так как не позволяет поставить учебник на расстоянии 30 см от глаз. Стол Г-образной формы наиболее оптимальный для обеспечения эффективной работы. Длинную часть такого стола можно использовать для письма и занятий, а на короткой расположить компьютер. Обязательно нужно иметь в наличии и пользоваться подставкой для книг. При письме стараться удерживать расстояние между глазами и тетрадью не менее 30 см. Тетрадь для удобства лучше поворачивать на 30°. Перед началом работы нужно убрать все лишние предметы со стола, оставить только то, что необходимо для выполнения текущего задания.

Особого внимания требует организация рабочего места учащегося I ступени, так как именно в начале школьного обучения идет процесс формирования осанки и привычной рабочей позы сидя.

– Какие рекомендации существуют для стульев?

– Когда ребенок сидит на стуле, его ноги в коленях должны быть согнуты под углом 90° и твердо стоять на полу. Спинка может и не быть высокой, однако должна поддерживать спину сидящего. Плохо, когда стул слишком глубокий. Идеальная глубина чуть меньше, чем расстояние от крестца до коленей. Не рекомендуется использовать табуретки. Лучше сразу позаботиться о стуле с регулируемой высотой или воспользоваться подставкой для ног, которая должна быть твердой и достаточно высокой.

– Современный образовательный процесс невозможно представить без компьютера. Как его правильно разместить?

– Необходимо установить монитор таким образом, чтобы задняя панель была обращена к стене, так как возле нее регистрируется максимальный уровень напряженности электрического поля. Экран желательно не располагать непосредственно у окон или других прямых источников света. Во всех случаях его следует ориентировать так, чтобы не было бликов. Для того чтобы полностью их исключить, монитор следует установить перпендикулярно столу, при этом школьник должен смотреть на экран несколько сверху вниз (10° от горизонтальной линии). Стол, на котором устанавливается монитор, должен быть достаточной ширины, чтобы расстояние от глаз до экрана составляло 60–70 см (не менее 50). Конструкция рабочей мебели (стола, кресла, стула) должна обеспечивать возможность индивидуальной регулировки соответственно росту и поддержание удобной позы. Стул должен иметь подлокотники, быть подъемно-поворотным.

– Правильное освещение рабочего места – важный фактор профилактики нарушения зрения. Как его организовать?

– Считается, что наиболее целесообразно сочетать общее комнатное освещение с настольным освещением рабочего места светом желтого оттенка. Обычно такое освещение обеспечивает стандартная лампа накаливания мощностью 75–100 Вт.

Также стоит обратить внимание на расположение рабочего стола в помещении. Не рекомендуется его ставить напротив окна. Лучше разместить его чуть дальше и обеспечить попадание солнечных лучей с левой стороны, если ребенок правша, или с правой – если левша. Если окна дома выходят на южную сторону, то для регулирования яркости можно использовать жалюзи. На подоконниках не следует оставлять габаритные предметы, превышающие 15 см, так как это будет создавать затемнение и приведет к быстрому напряжению зрительного аппарата ребенка. Рекомендуется настольная лампа на гибкой ножке мощностью 60–80 Вт. Она может стоять с левой стороны и включаться по необходимости. Недостаточное освещение вызывает быстрое утомление глаз и снижает работоспособность.

– Как еще можно помочь школьнику достичь максимальной продуктивности за рабочим столом?

– Предложите ребенку поучаствовать в обустройстве своего рабочего места. Объясните все важные моменты и спланируйте всё совместно с учетом норм. Создайте благоприятный психологический климат вокруг школьника для улучшения восприятия информации, мотивации к обучению. Когда он делает уроки, выключите радио, приемник или телевизор. Шум, музыка не только рассеивают внимание, но и могут привести к головной боли, раздражительности, повышению давления, изменению сердечного ритма и снижению остроты слухового восприятия.

Оптимальная температура воздуха в помещении – 18–20˚ С, а в зимнее время – 20–22˚ С. Во время умственного труда приток крови к мозгу увеличивается до 10 раз и возрастает потребность организма в кислороде. Не забывайте проветривать комнату перед занятием, а затем каждый час.

Марина ЖДАНОВА
Фото на превью носит иллюстративный характер