Киберпреступления, совершаемые в сфере онлайн-покупок, имеют определенную сезонность. Об этом корреспонденту «Настаўніцкай газеты» рассказала старший оперуполномоченный по особо важным делам Главного управления по противодействию киберпреступности МВД Анна Галинская.
– В преддверии Нового года наблюдается увеличение числа мошенничеств, связанных со спросом на елки, предметы для дома с праздничной тематикой. Перед 8 Марта на первый план выходят махинации с цветами, летом – со свадебными украшениями, креслами-качалками для дач и т.д. Бывают и внесезонные всплески. Так, сейчас фиксируется рост случаев обмана с продажей морепродуктов. В целом же попасться в сети мошенников можно при покупке одежды, обуви, шин, гаджетов и многих других товаров, – рассказывает эксперт.
По словам А. Галинской, мошенники создают в социальных сетях фейковые страницы магазинов, размещают фотографии востребованных товаров и вступают в переписку с заинтересовавшимися покупателями. Людей заманивают низкой стоимостью, объясняя ценовую привлекательность товара растаможкой на льготных условиях, распродажей и другими причинами. При этом настаивают именно на онлайн-платеже – полной или частичной предоплате. Если человек выражает желание лично приехать за товаром, находят всевозможные отговорки. После того как покупатель переводит мошенникам денежные средства, администраторы онлайн-магазина перестают отвечать на его сообщения.
– Если цена товара значительно снижена по сравнению с общей по рынку, это повод задуматься. Чтобы развеять свои сомнения, нужно не ограничиваться перепиской, а связаться с продавцом по мобильной связи. Если скрывать ему нечего, сложностей с этим возникнуть не должно. Не следует вестись на уловки мошенников, оплату нужно осуществлять только после получения товара, – рассказывает собеседница.
Она отмечает: нередки случаи, когда в качестве товара выступает сдаваемая по выгодной цене квартира. При этом мнимые арендодатели общаются только в мессенджере, с аккаунта с белорусским номером, и под различными предлогами избегают использования мобильной связи. Это объясняется тем, что такую схему можно реализовать через чужой аккаунт, к которому получен доступ, например, по ссылке на конкурс. Кибермошенники убеждают откликнувшихся на их объявление людей перевести предоплату, чтобы якобы закрепить жилье, после чего бесследно исчезают.
Эксперт также обращает внимание, что злоумышленники могут попытаться повторно обмануть попавшего в их сети человека, например, предложить получить обратно сумму, которую он внес за товар или несостоявшуюся сделку по жилью, пройдя по присланной ими ссылке. Таким образом покупателя заманивают на фишинговый сайт, заполучают реквизиты его банковской карточки и похищают все денежные средства.
– Нет повода доверять уже один раз обманувшему онлайн-продавцу, нужно быть бдительным, чтобы не стать его жертвой дважды, – подчеркивает А. Галинская. – В любом случае карта, которая используется для онлайн-платежей, не должна быть зарплатной, обязательно следует завести отдельную. Рекомендуется активировать на всех картах бесплатную услугу 3-D Secure, что не позволит проводить расходные операции в интернете без подтверждения владельца.
Оксана МЫТЬКО
Фото pixabay.com