Детей надо любить

- 10:18Планёрка ў рэгіёне, Суразмоўца, Суразмоўца

Людмила Мороз родилась на Новогрудчине и трудовой путь после окончания университета начала тут же, в Вересковской средней школе, учителем математики. Позже прошла едва ли не все ступени педагогической лестницы… С начальником управления образования Новогрудского райисполкома говорим о насущном и вечном.

С пользой для родного края 

— Людмила Васильевна, в районе только-только закончилась приемка учреждений образования к новому учебному году, довольны ли ее результатами?  

— За три дня посетить 31 учреж­дение, дать всем оценку, увидеть проблемные моменты — непросто. Но если ты как руководитель наблюдаешь за работой тех же школ, садов в течение года и знаешь, где обратить внимание на состояние дорожек, где — фасада, а в каком учреждении — на образовательную среду, то это процесс рабочий. В ходе работы комиссии мы пытались не просто выявить какую-либо проблему, но и помочь с предложениями, как сразу же ее устранить. Коллегам была поставлена задача работать беспристрастно и объективно, с чем они прекрасно справились.  

— А как насчет вашей личной “беспристрастности” в отношении школы, где начальник управления образования не так давно была директором?

— С 7-й школы — особый спрос. Но рада отметить, что здесь работает достойная и опытная администрация, хорошие педагоги, которые творчески и конструктивно развивают все направления, все заложенные мной и предыдущими поколениями традиции. 

— При назначении на должность вы открыто говорили о своем главном жизненном принципе: профессия как смысл жизни. Ничего с тех пор не поменялось? 

— Разве что дополнилось тем, что хочется работать, принося пользу людям, родному краю. Так уж сложилось, что каждый день подвожу итог тому, что сделано, и составляю для себя пять знаковых позиций. Причем явный результат не всегда обязателен. Иногда важнее, удалось ли что-то рассмотреть, проанализировать, сдвинуть с места. Когда под таким углом оцени­ваешь свой труд, проще (и интереснее!) смотреть в завтра.    

В единении — наша сила

— Нынешняя пора — тоже повод заглянуть в завтра. О чем пойдет речь на скором районном педсовете?      

— Традиционно подведем итоги за минувший учебный год и определим задачи на новый. На прошлогоднем августовском форуме мы делали акцент на образовании через всю жизнь, во главу угла ставили личность педагога, ярких руководителей и презентовали опыт работы нашего учителя-­методиста, получившего высокую квалификацию. В этом году наша главная тема — гражданско-патриотическая, поэтому будем презентовать те проекты, которые нам предстоит реализовать. Мне очень хочется, чтобы на базе каждого нашего учреждения образования была своя аутентичная воспитательная — ну, если не система, это громко сказано, — то программа. Важно реализовать ее через тот потенциал учреждения, который наиболее востребован и который лучше всего получается, — к примеру, через музейную педагогику или экологическое воспитание.  

Очень приятно, когда слышишь отзывы родителей о том, что классный руководитель, например, отвел детей в кафе, музей либо они вместе пошли в поход. Оказывается, родители удивляются простым вещам, когда их детям уделяют внимание. Вывод из этого один — детей надо просто любить.

Планируем реализовать и новый проект по сотрудничеству с силовым блоком нашего района. Речь идет о том, что в определенный день в одно из учреждений образования выедут “десантом” и проведут там целый день вместе с педагогами работники РОВД, прокуратуры, следственного комитета, военных частей. От первого лица будем говорить о патриотизме, о защите Родины, о вызовах времени — такой разговор, согласитесь, нужен всем, не только нашим руководителям по воен­но-патриотическому воспитанию. В других учреждениях образования в этот же день пройдут классные и информационные тематические часы. Поста­раемся при поддержке руководства района сделать этот день ярким для всех учреждений.

Безусловно, в новом учебном году продолжим работу-учебу с педагогическими кадрами. Не так много у нас на Новогрудчине учителей-методистов, но по одному за год прибавляется. Будем продвигать опыт учителя начальных классов Елены Петровны Байрашевской по продуктивному чтению в 1—4 классах в учебное и вне­урочное время. 

Еще очень важная, на мой взгляд, задача наступающего учебного года — организация сотрудничества с Национальным детским технопарком. У нас есть свой аграрный колледж, который имеет хорошую материальную базу, и в рамках работы по “зеленой” химии мы видим перспективу совместной дея­тельности.

Безусловно, я говорила об общих направлениях работы, а у каждого нашего учреждения образования есть свои. И в этом единении — наша сила.  

— Ваша земля всегда славилась именами замечательных педагогов. Не могу не вспомнить (увы, в прошедшем времени) Владимира Александровича Грека, который воспитал не одно поколение само­бытных юных художников Новогрудского края… Можете назвать еще имена самых-самых?..

— В числе лучших педагогов — Елена Владимировна Казак, учитель английского языка 4-й школы. Она влюбляет всех детей в свой предмет! Назову Елену Петровну Байрашевскую, учителя начальных классов, Тамару Николаевну Сураго учителя истории, Светлану Федоровну Сорокопыт, учителя английского языка, Леонида Николаевича Самайловича, учителя информатики, Жанну Здиславовну Писаренко, учителя трудового обучения, Галину Алексеевну Аполоник и Инну Васильевну Гассман, педагогов дополнительного образования… На самом деле имен самых-самых много, нам есть кем гордиться. 

Еще одно замечание. Профессио­нальным сиротой мне представляется педагог, если он — не классный руководитель. Увы, и себя отношу к таким, в свое время у меня не получилось выпустить ребят в большое жизненное море… Те же педагоги, чьи фамилии я назвала, в первую очередь, классные руководители и уже потом — предметники. Очень приятно, когда слышишь отзывы родителей о том, что классный руководитель, например, отвел детей в кафе, музей либо они вместе пошли в поход. Оказывается, родители удивляются простым вещам, когда их детям уделяют внимание. Вывод из этого один — детей надо просто любить. Если любишь, то обязательно будешь что-то делать, придумывать, чтобы у них горели глаза. На собственном примере прочувствовала это. Мой классный руководитель — сегодня моя коллега, директор средней школы № 5 Анжелика Ивановна Редько, на родительских собраниях всегда находила возможность похвалить каждого. Кого-­то за успехи в учебе, кого-то за активное участие в чем-либо. И как же это было правильно! С тех пор я убеж­дена: даже если ученик двоечник, все равно нужно найти повод, чтобы похвалить, мотивировать его, дать возможность родителям почувствовать гордость.   

Двойной праздник

— А за что вас хвалили на родительских собраниях, Людмила Васильевна?

— Меня называли очень ответственной. 

— И не смогли вы при своей ответственности, да еще при дне рождения 2 сентября, избрать иной путь, кроме педагогического… 

— В детском саду я мечтала быть воспитателем, в начальной школе хотела стать учителем начальных классов, в старших классах мечтала быть похожей на классного руководителя. И стала-таки учителем математики. Аксиома об исполнении настоящей мечты.

Что касается чисел, то день рождения моего сына, уже одиннадцати­классника, приходится на… 1 сентября. В роддоме, помню, засмеялись: “Ну, когда еще, как не в этот праздник, учительнице приходить за ребенком!” 

Екатерина ДУБИНСКАЯ.
Фото автора.