Детская ревность в замещающей семье: кто виноват и что делать?

- 16:03Газета "Домой!", Новости

Когда в семье появляется приемный ребенок, жизнь каждого члена семьи кардинально меняется. Не зря говорят, что адаптация носит двусторонний характер: адаптация самого ребенка и адаптация каждого члена семьи. У всех могут сложиться особые взаимоотношения с приемным ребенком. И всегда есть риск ревности в процессе выстраивания взаимоотношений приемных детей с кровными, особенно если это единственный ребенок. Причем ревность может возникнуть как со стороны приемного ребенка, так и со стороны биологического. Также это чувство может проявляться, например, к домашним питомцам.

 

“Я пришла в приемную семью, когда там уже шесть лет воспитывался другой приемный ребенок. Она была старше и почему-то считала, что имеет право критиковать меня буквально во всем. Первое время это не задевало, но после первого года приходилось выживать и бороться за свое место в семье. Мне сложно было делить внимание приемного родителя. Я старалась быть лучше во всем: в учебе, спорте, уборке дома. Нам так и не удалось справиться с чувством ревности”.

А., 19 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Существует мнение, что ревность у детей возникает чаще в отношении старшего ребенка к младшему по возрасту. Однако это не всегда так. Практика показывает, что ревность в равной степени может возникнуть к ребенку и старше, и младше по возрасту. Приемный ребенок будет вызывать беспокойство (тревогу) у других детей в семье, так как перетягивает внимание родителей на себя. Рассмотрим несколько возможных вариантов.

Приемный ребенок старше кровного ребенка. Данный вариант несет в себе заведомо высокие риски. Исходя из практики, большинство перемещений из приемных семей было при принятии ребенка старшего возраста, чем имеющиеся в семье дети (кровные или приемные).

Младшие дети часто проявляют соперничество за главенствующую роль, а у старших могут наблюдаться признаки регресса в поведении, чтобы внимание было адресовано им. То есть в этом случае фактором риска является нарушение семейной иерархии, когда ребенок старше по возрасту попадает в семью позже младшего. Младший лишается привычного контакта с родителем и начинает в буквальном смысле отвоевывать место под солнцем.

Если приемный ребенок старше кровного, он может сначала копировать поведение брата или сестры, становясь на некоторое время “младше” реального возраста, потому что не знает, как именно нужно себя вести. Следует обращать внимание приемного ребенка на поведение и взаимоотношения детей дома, на улице, в гостях, делая акцент на возрасте.

Если приемный и кровный ребенок являются ровесниками, также могут возникнуть трудности. Особенно если это подростки! В таком случае между детьми возникает естественная конкуренция, так как у них похожие возрастные особенности и задачи.

 

Мне было так одиноко с приходом брата в нашу семью,
что я узнал адрес его прошлых приемных родителей и
постоянно говорил, что его нужно отвезти домой.

Ю., 11 лет.

 

 

 

 

 

Прежде чем приемный ребенок попадет в вашу семью, обсудите возможные варианты развертывания событий с кровными детьми. Важно, чтобы это не было для них сюрпризом, а решение принимали с учетом мнения каждого члена семьи.

Проговорите с ребенком, что ожидания могут отличаться от реальности. Ребенок ждет компаньона и единомышленника, однако этого может и не произойти или произойти не так быстро, как хотелось бы.

Чаще за консультативной помощью обращаются при следующих признаках ревности у детей: замкнутость, подавленность; агрессия (физическая, вербальная), аутоагрессия; тревожность; грубость, сквернословие; обострение хронических заболеваний; участившиеся капризы; регресс в поведении; нарушение сна, аппетита, пищеварения; неврологические нарушения (тики, заикание).

 

Мы семьей решили принять участие в акции, посвященной поздравлению детей-сирот. Нашли информацию и отправились с подарками. После приняли решение усыновить мальчика 9 лет. При этом у нас уже было 2 ребенка: 16 и 8 лет. Первая неделя была самой ужасной: старший ребенок не смог справиться с чувствами, ушел жить к бабушке с дедушкой. Младший ребенок замкнулся: постоянно находился в своей комнате и не шел на контакт. Такого результата усыновления мы никак не ожидали.

                                                                                      Усыновитель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причинами детской ревности выступают: эгоцентризм; реакция на несправедливость; неумение выразить чувства; тревожность; чувство беспомощности; чувство страха и неопределенности; протестная реакция на изменения (нарушенное чувство постоянства и безопасности).

Пути помощи

  1. Необходимо продумать возможность и уделить время для взаимодействия каждому из детей. Проведенное вместе время должно измеряться качеством, а не количеством. Чаще гуляйте, путешествуйте, играйте. Это укрепит не только ваши отношения с детьми, но и сделает детей ближе друг к другу.
  2. Внимание и забота должны быть разделены поровну между и малышом, и подростком. Они в равной степени нуждаются в обнимашках!
  3. У каждого члена семьи должны быть личные вещи. И даже если дети — погодки, личное пространство и личные вещи должны быть индивидуальными. Не разрешайте детям брать вещи или игрушки без согласия того, кому они были приобретены.
  4. При конфликте не вставайте на позицию одного из детей. Если наказываете, наказывайте обоих и схожим способом.
  5. Никогда не сравнивайте детей в семье. Помните, что у приемного ребенка и кровного был разный старт в жизни. Пробуйте находить позитивные моменты в любых их маленьких достижениях.
  6. Любые способы агрессии (физической или вербальной) пресекайте сразу же. Не подкрепляйте развитие конфликта таким способом.
  7. Чаще разговаривайте с детьми о том, что происходит. Старайтесь проговаривать все изменения, происходящие в семье. Принимайте совместные решения, которые касаются детей.
  8. Не игнорируйте любые изменения в поведении детей. Обращайтесь за консультативной психологической помощью своевременно.

Ниже предложено упражнение, которое позволит родителям расставлять приоритеты при взаимодействии с детьми, увидеть белые пятна и внести эффективные корректировки.

Нарисуйте круг, который будет символизировать отношения с каждым из детей в семье. Разделите его на 6 секторов. Каждый сектор отвечает за одну из сфер, которые будут характеризовать уровень взаимоотношений с ребенком:

  • телесный контакт;
  • индивидуальное время (проведенное с ребенком);
  • открытость ребенка;
  • чувство доверия (по отношению к ребенку);
  • личная вовлеченность (в дела и интересы ребенка);
  • безусловное принятие.

Остановитесь на каждом секторе и попробуйте определить уровень, соответствующий вашему взаимоотношению с ребенком. Разукрасьте до определенного уровня тем цветом, который, по вашему мнению, характеризует данный сектор и, соответственно, конкретную сферу. По завершении рассмотрите, что получилось. Проанализируйте результат и дайте ответы на следующие вопросы:

  • Довольны ли вы результатом?
  • Какой из секторов получился наиболее/наименее заполненным?
  • Какой из секторов является для вас наиболее значимым?
  • Какой из секторов для вашего ребенка является актуальным в данный возрастной период?
  • Что хотелось бы изменить на рисунке?
  • Чего не хватает на нем?

Случай из практики

Супружеская пара приняла решение усыновить мальчика К., 6 лет. В семье рос кровный ребенок А., 8 лет. В процессе адаптации К. не было явных проблем. Через год семьей было принято решение выделить большую по размеру комнату под детскую. Дети восприняли эту идею с энтузиазмом. Активно принимали участие в ремонте. Оба мальчика посещали бассейн и кружок по моделированию. Это было удобно, так как занимались они в одно время.

Через полгода К. стал проявлять агрессию по отношению к брату. У А. стало проявляться нарушение сна. Он стал тревожен. Появился ночной энурез.

Врачи не смогли найти этому объяснения. Родители стали задумываться о том, не допустили ли ошибку, приняв ребенка с особой жизненной историей в семью.

После того как ситуация усугубилась, родители обратились за помощью к психологу.

Комментарий специалиста. В период адаптации чувства соперничества с братом за внимание со стороны родителей не было. Мальчик К. был сосредоточен на приспособлении к новым условиям и на переживании чувства утраты биологических родителей. Он был поглощен вниманием как со стороны родителей, так и со стороны членов расширенной семьи. Чувство ревности стало проявляться после 1,5 лет нахождения в семье (это классический адаптационный период).

Объединение детей в одну комнату было плохой идеей. До этого у каждого из детей было личное пространство, которое определялось конкретными границами. После объединения детских комнат в одну они потеряли возможность уединения и переживания своих сильных чувств в безопасной среде (так как постоянно находились вместе).

Посещение одних и тех же секций провоцировало детей на соперничество. Каждый хотел доказать родителям свое превосходство.

Когда фокус внимания был перемещен на второго ребенка в семье (ввиду нарушения сна, энуреза), чувство ревности стало проявляться с новой силой. К. имел сложности выражения конструктивным способом чувств и эмоций. И самым приемлемым выбрал стратегию драться.

Родителям было рекомендовано вернуть первоначальный вариант размещения детей в комнатах. Для каждого из детей было определено индивидуальное время для взаимодействия (прогулки, кафе, парк). Это время принадлежало только родителю и ребенку. Каждый ребенок знал, что есть определенный интервал, когда родитель только его. Эта традиция не исключала совместный досуг.

На семейном совете родители спросили у детей, нравится ли им бассейн и моделирование. К. ответил, что ему нравится бассейн, а на моделирование он ходит, потому что надо. А. ответил, что хотел бы заниматься в спортивной секции. Родителями было определено, что К. будет посещать бассейн, но уже в спортивной школе, а А. попробует себя в футболе. У каждого будет одна секция, но та, которая им действительно нравится. Так ребятам не придется постоянно конкурировать в схожих делах.

Мальчики меньше проводили время вместе, что позволило им соскучиться друг по другу и придумывать различные способы совместного досуга.

Приведенный пример является скорее исключением, чем правилом. Кто-то совсем не сталкивается с ситуациями детской ревности, кто-то не обращает на них внимания, кто-то старается приложить максимум усилий, чтобы нивелировать данные ситуации.

Бывает, осознанно или неосознанно родитель начинает защищать/оберегать одного ребенка от другого, вставая на сторону того, кто кажется ему наиболее беззащитным/уязвимым. В этой ситуации ревность проявляется наиболее ярко, поскольку, когда родитель присоединяется к одному из детей, кровному или приемному, другой ребенок чувствует себя максимально незащищенным и проявляет стратегию нападения. Чтобы разобраться с клубком чувств, одолевающих всех участников, лучше получить эмоциональную поддержку у специалистов, что поможет не усугубить ситуацию.

Анастасия ЗАХОЖАЯ,
заведующий отделом,
педагог-психолог ГУО Гомельский городской социально-педагогический центр
Фото pixabay.com