Для продуктивного результата: какие приемы можно использовать на уроках русской литературы при изучении сказок

- 14:20Образование

Современные учащиеся ежедневно сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не просто решать, а уметь находить им рациональное и неординарное решение, то есть быть функционально грамотным.

Комплексное использование различных методов, приемов, средств и форм организации обучения позволяет достичь оптимально продуктивного результата. Предлагаю ознакомиться с некоторыми приемами, которые применяю на уроках русской литературы в 5 классе при изучении сказок.

Прием “Займись синтезом”. Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в смешивании различных видов восприятия, способности ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения и т.п.: “Чем пахнет слово “сказка”?”, “Какой вкус у народных сказок?”, “Какую музыку вы слышите, когда речь идет о сказках?”. Регулярно работая над подобными упражнениями, можно добиться развития творческого восприятия и усовершенствовать механизмы переключения внимания.

Прием “Отсроченная отгадка”. До объявления темы занятий предлагаю иллюстрацию, которая показывает, но не называет ее. Учащиеся выдвигают свои версии, что за тема будет изучаться на уроке и что нового они узнают.

Интересуюсь: “Что объединяет эти картинки? Какая из них лишняя?”

Приемы “Удивляй!” и “Яркое пятно”. Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Эти приемы лучше использовать в начале урока, что позволит сохранить внимание к теме на протяжении всего занятия. Например: “При изучении сказки С.Я.Маршака “Двенадцать месяцев” встречаются странные, изощренные приказы королевы. Такие указы существовали и в реальности. Так, российская
императрица Елизавета Петровна боялась грызунов и поручила привезти в Зимний дворец в Санкт-Петербурге самых крупных, сильных и пушистых котов”.

Прием “Ложная альтернатива”. Внимание слушателя уводится в сторону с по­мощью альтернативы “или-или”, совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Предлагаю детям вразброс обычные загадки и лжезагадки: “Золушкин башмачок простой или золотой?”, “Смерть Кощея находилась в сундуке или в яйце?”, “Мальвина — блондинка или брюнетка?”.

Прием “Хорошо — плохо” активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует у них представление о том, как устроено противоречие, а также познавательные умения: дети осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, устанавливают причинно-следственные связи, выстраивают логические цепочки рассуждений и приводят доказательства. Помимо этого, школьники учатся оценивать ­героев и их поступки с разных сторон, находить положительные и отрицательные стороны в любой ситуации. Так, при изучении “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях” А.С.Пушкина задаю ситуацию: “Чтобы попасть на праздник в сказочный дворец, мы должны пройти долгий путь и найти на этом пути положительных и отрицательных героев”. С этой целью класс делится на 2 команды: одна ищет положительных героев, другая — отрицательных.

Прием “Мозаика. Реконструкция текста”. Предлагаю учащимся расположить иллюстрации/диалоги/вопросы к тексту в правильной последовательности, например, при изучении сказки Г.К.Андерсена “Снежная королева” (на этапе обобщения). 

Юлия БОЯРОВСКАЯ,
учитель русского языка и литературы

средней школы № 20 Барановичей