IV областной фестиваль-конкурс профмастерства среди учащихся, студентов и молодых рабочих Брестчины состоялся в Березе. Корреспондент «Настаўніцкай газеты» узнал подробности.
— Современная жизнь требует от выпускников учреждений профессионального образования не только постижения азов профессии, но и конкурентоспособности на рынке труда, предприимчивости и деловитости, поэтому обучение, профессиональное становление и воспитание творческой молодежи является главной задачей профобразования, решать которую помогают конкурсы профмастерства, — отметил директор Регионального центра методического обеспечения профессионального образования Брестской области Андрей Ковалевский. — Фестиваль-конкурс проводится с целью популяризации конкурсов ProfSkills и «Абилимпикс», повышения престижа рабочих профессий и мотивации к получению профессионального образования, совершенствования профессиональных умений и навыков, выявления одаренных учащихся, студентов и молодых рабочих, в том числе с особыми потребностями.
В состязаниях, проходивших в рамках республиканского конкурса ProfSkills, приняли участие почти 150 юношей и девушек из 44 учреждений образования, которые соревновались по 44 компетенциям, среди них — дошкольное, начальное и музыкальное образование, кондитерское и кулинарное искусство, ветеринарная медицина, столярное дело, технология моды, визаж, программное обеспечение информационных технологий, сварочные технологии. Учащиеся с особенностями психофизического развития соревновались в 9 компетенциях: животновод, пчеловод, овощевод, садовод, цветовод, сборщик изделий, штукатур, швея и оператор ЭВМ. Оценивали участников эксперты, представляющие предприятия ведущих отраслей экономики и учреждения системы образования.
Интересно было наблюдать за работой конкурсантов в компетенции «Технология моды». Будущие закройщики и портные по эскизу изготавливали лекала и шили женскую блузу, а будущие сборщики обуви трудились над изготовлением валюшей и домашних тапок, используя ткани, картон, стельки, кожаные подошвы и синтепон, а для украшения —искусственный мех, пуговицы и отделочные строчки.
В компетенции «Парикмахерское искусство» участники на специальных манекенах выполняли женские и мужские прически и стрижки. Благодаря визажистам зрители смогли увидеть фантазийный и подиумный макияж на девушках-моделях.
Умение вкусно готовить и оригинально подать блюдо показали в компетенции «Кулинарное искусство». Молодежь готовила холодную закуску «Капрезе», горячее блюдо из птицы и десерт, в рецептуру которого входил выпеченный полуфабрикат из любого вида теста. Настоящим украшением конкурсной площадки поваров стало домашнее задание: учреждения образования презентовали блюда белорусской кухни, характерные для Столинского, Пинского и Кобринского районов, а также для Бреста.
Будущие кондитеры (компетенция «Кондитерское искусство») делали зефир на основе фруктового, ягодного или фруктово-ягодного пюре и 2 одноярусных бисквитных торта, покрытых сливочным кремом, на тему «Весенние фантазии».
Не менее интересно было и на площадке «Ресторанный сервис», где ребята сервировали стол, готовили безалкогольные коктейли и показывали, как встречать и обслуживать гостей, ведь именно официант отвечает за первое впечатление клиента о заведении.
Составление букетов — не меньшее искусство. Юные флористы создавали композиции из растительного и искусственного материала на тему 85-летия Брестчины.
Современный геодезист — это специалист в области строительства, навигации, спутниковых технологий, цифровой картографии и геоинформационных систем. В компетенции «Геодезия» учащиеся выполняли камеральные и полевые геодезические работы, проект вертикальной планировки с последующей обработкой материалов инженерно-геодезических изысканий в специальном программном обеспечении.
Задание в компетенции «Кирпичная кладка» представляло собой выполнение фрагмента кирпичной декоративной кладки композиции с изображением монумента Победы в Минске. Для этого требовалось применить кирпич, резаный под различным углом. А это сложная и кропотливая работа, требующая профессиональных знаний и умений.
Любое сооружение невозможно представить без кровли. На демонстрационной площадке «Кровельные работы» ребята старательно устанавливали кровлю из битумной черепицы. А будущие штукатуры подготавливали поверхности под оштукатуривание, наносили и разравнивали оштукатуренный слой, выполняли улучшенное оштукатуривание.
В компетенции «Маляр» конкурсанты показали, что этот специалист должен не только умело работать кисточкой и краской, но и с легкостью оклеить стены виниловыми обоями со сложным рисунком, выполнить стенопись «Жесткая фреска».
В компетенции «Облицовка плиткой» молодежь облицовывала стену и пол керамической плиткой размером 20 × 20 см, для чего готовила поверхность, клей, резала и фиксировала плитку, выравнивая ее по высоте и плоскости, выполняла отделочную обработку.
На площадке «Сантехнические работы» учащиеся осуществляли монтаж и ремонт газовых, отопительных, водопроводных, канализационных трубопроводов из различных материалов. А вот будущие электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования выполняли монтаж схемы силового и осветительного электрооборудования, наладочные работы, проверяли с помощью компьютерной программы правильность смонтированной схемы.
Участники компетенции «Производство мебели» делали тумбочку для хранения мобильных телефонов во время учебных занятий, используя соединения различной сложности.
На фестивале-конкурсе были широко представлены сельскохозяйственные профессии, которые будут востребованы всегда. Так, на площадке «Агрономия» учащиеся определяли гранулометрический состав и кислотность почвы, с помощью микроскопа наблюдали за клеткой, определяли минеральные удобрения по внешним признакам, а зерновые культуры — по семенам и растениям, занимались прививкой плодовых культур, определяли вредителей и болезни зерновых культур.
Будущие овощеводы определяли семена овощных культур по натуральным образцам, а овощные культуры — по всходам, проводили пикировку сеянцев перца и посадку лука, занимались высадкой рассады капусты в открытый грунт и формировали стебли детерминантных сортов томата.
Цветоводы дарят нам красоту и возможность наслаждаться запахами цветов, украшают улицы, парки и скверы, озеленяют пустующие территории. Конкурсанты высевали семена астры в ящики разными способами, пикировали сеянцы бархатцев, высаживали рассаду цинерарии в вазы.
Рабочие зеленого строительства заботятся о красоте дворов и улиц. На площадке городского Дома культуры учащиеся ознакомились с дендропроектом территории, провели ее подготовку к посадке, осуществили групповую посадку деревьев и высадку аллеи.
Участники компетенции «Эксплуатация сельскохозяйственных машин» должны овладеть многими умениями и навыками. Среди них — техническое обслуживание газораспределительного механизма и регулировка топливной аппаратуры двигателя Д-260, комплектование пахотного машинно-тракторного агрегата, а также агрегата по внесению твердых органических удобрений, техническое обслуживание и устранение неисправности трактора «Беларус» класса 1,4.
Большую роль в повышении культуры производства играет ветеринарная служба. На конкурсной площадке «Ветеринария» проводились хирургическая обработка резаной раны и наложение швов, демонстрировалась методика наложения бинтовых повязок на различные участки тела животного и инъекций животным… Посетителей мероприятия особенно заинтересовало исследование молока на зараженность. С особым интересом участники рассказывали о лечебных свойствах лекарственных растений.
В компетенции «Программное обеспечение информационных технологий» конкурсанты разработали программу администрирования информационной системы отделения почтовой связи Белпочты, которая должна автоматизировать работу информационного табло, терминала и действий сотрудников. Мобильное приложение позволит клиентам удаленно работать с почтовыми отправлениями.
Особое внимание — педагогическим профессиям. Участники компетенции «Дошкольное образование» провели для детей виртуальную экскурсию и сюжетно-ролевую игру, рассказали о проектной деятельности и представили самопрезентацию. А будущие учителя начальных классов устроили творческую самопрезентацию в виде интерактивного плаката, показали фрагмент урока математики с использованием цифровых средств обучения, организовали интерактив по гражданско-патриотическому воспитанию для младших школьников.
Впервые на конкурсе была представлена демонстрационная версия компетенции «Лабораторный и химический анализ», где участники различными методами определяли физико-химические свойства и жесткость образцов воды, делали заключение о ее качестве и пригодности для употребления.
Кроме этого, на фестивале проводились выставки и мастер-классы учреждений образования области по вышивке, жгуто- и лозоплетению, художественной ковке, гончарству, скрапбукингу, керамике, живописи, топиарной стрижке хвойных растений и пр.
Областной фестиваль-конкурс посетили около 900 человек, в том числе представители Министерства образования во главе с первым заместителем ведомства Александром Бахановичем, Республиканского института профессионального образования и Брестского облисполкома.
— Подобные конкурсы, обладая особой силой эмоционального воздействия, не только учат высокому профмастерству, воспитывают гордость за свою профессию, приобщают к секретам мастерства, но и являются хорошей проверкой профессиональных компетенций учащихся, — подытожил А. Ковалевский.
Подготовил Сергей ГРИШКЕВИЧ
Фото предоставлены Региональным центром
методического обеспечения профессионального образования Брестской области