При всех достижениях современной науки в основе взаимодействия и обучения лиц с особыми образовательными потребностями лежат не высокие технологии, а прежде всего человечность и нацеленность на их социальную адаптацию. Об этом заявил ректор БГУИР Вадим Богуш на полях VI Международной научно-практической конференции «Непрерывное профессиональное образование лиц с особыми потребностями», сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты».
Мероприятие проходило на базе Института информационных технологий БГУИР очно и онлайн и было организовано совместно с кафедрой ЮНЕСКО «Профессиональное образование в сфере информационно-коммуникационных технологий лиц с особыми потребностями». Участие в нем приняли представители разных учреждений образования Беларуси, России и Узбекистана.

На открытии конференции В. Богуш подчеркнул, что развитию инклюзивности в белорусских учреждениях образования уделяется особое внимание:
— Проблемы, связанные с развитием дидактики и педагогики, на самом деле никогда не утрачивают своей актуальности. Когда мы говорим об отдельной категории обучающихся — лицах с особыми образовательными потребностями, то все понимают, что здесь сложности увеличиваются на порядок. При всех достижениях современной науки всё равно в основе взаимодействия и обучения таких людей лежат не высокие технологии, а прежде всего человечность и нацеленность на их социальную адаптацию.
Ректор БГУИР напомнил, что все педагогические методики по обучению лиц с ОПФР основаны на принципах ранней и незамедлительной коррекции. При этом эффективность методик по-прежнему находится в фокусе исследователей.
— В рамках данной конференции особое внимание уделено сплаву педагогических практик и информационных технологий. Хотя, опираясь на опыт БГУИР, могу смело говорить, что искусственный интеллект — это, во-первых, не панацея, во-вторых — это инструмент, который требует изучения, а в-третьих, прикладное использование систем ИИ — отдельная задача. Наш вуз уже имеет опыт и соответствующие разработки и по фундаментальным направлениям, связанным с технологиями ИИ, и по модели семантических систем, но к нейросети нужен другой подход. Данное направление достаточно сложное и очень быстро развивающееся, и нам нужно найти прикладные и позитивные стороны его применения.

В свою очередь директор Института информационных технологий БГУИР Анна Ящук отметила: основная миссия учебных заведений — быть максимально полезными в реализации задач, поставленных государством:
— Мы рады поддержать любые инициативы, с которыми к нам приходят наши партнеры и коллеги из других организаций, учреждений. Поэтому любые ваши предложения, идеи в части взаимодействия и обучения детей с ограниченными возможностями, конечно, будут поддержаны. Нам важно найти новые инструменты, которые принесут максимальную пользу в реализации планов и оказании дополнительной помощи таким особенным обучающимся.
Участники конференции обменивались передовым опытом в области непрерывного профессионального образования лиц с особыми потребностями и формирования у них digital skills и soft skills в рамках реализации концепции устойчивого развития и цифровой экономики. Кроме того, обсуждалось внедрение информационно-коммуникационных технологий и искусственного интеллекта в образовательный процесс, развитие социального партнерства и межведомственного взаимодействия в вопросах непрерывного профессионального образования лиц с особыми потребностями.

Например, в своем докладе старший преподаватель кафедры тылового обеспечения военного факультета ГрГУ имени Янки Купалы Дмитрий Блашко обратил внимание на то, что инклюзивное образование — это не просто присутствие обучающихся с особыми образовательными потребностями в обычных классах. Это трансформация образовательной системы в сторону гибкости, доступности и уважения к разным категориям учащихся. Ведь основная идея инклюзии заключается в том, что система меняется под потребности ребенка, а не ребенок под систему. Поэтому необходимо соответствующее формирование инклюзивной среды, которую можно представить через четыре взаимосвязанных направления: физическая доступность, педагогическая и социально-эмоциональная, а также управленческо-ресурсная поддержка.
— Учитель в инклюзивном классе — фасилитатор образовательного процесса. Он должен уметь дифференцировать учебный материал, применять адаптивные методы обучения и обладать навыками совместного планирования обучения с узкими специалистами: дефектологом, логопедом, психологом. Кроме того, ему необходимо иметь эмоциональную компетентность, терпение и гибкость. Нашим педагогам нужны курсы по дифференцированному обучению, тренинги по работе с ассистивными технологиями, семинары по профилактике буллинга. Считаю, что должны быть разработаны поэтапные планы адаптации инфраструктуры и учебных программ, созданы ресурсные точки и централизованные службы поддержки. Также стоит обязать и стимулировать регулярное повышение квалификации педагогов по инклюзивной тематике, — высказал мнение Д. Блашко.
С другими предложениями участников конференции (а они действительно заслуживают внимания) можно ознакомиться по этой ссылке.
Ольга АНТОНЕНКОВА
Фото предоставлены БГУИР





