Интерактивный гид по Мозырю разработали воспитанники лагеря труда и отдыха средней школы №1

- 15:13Новости

С самого начала работы воспитательно-­оздоровительного лагеря труда и отдыха в средней школе №1 Мозыря было решено привлечь внимание воспитанников к изучению природы и достопримечательностей родного края.

Детям было предложено просмотреть видеоролик “Место для жизни” (транслируемого телеканалом “Беларусь 1”), обсудить видео и создать эмоциональную карту Мозыря. На ней обозначить объекты города по эмоциям, которые они вызывают у воспитанников лагеря, обосновать, с каким цветом у них ассоциируется тот или иной объект. Таким образом, на карте города были определены места: любимые, оживленные, тихие, исторические, детские, семейные, спортивные.

Далее была представлена видеоэкскурсия по Мозырю, подготовленная телеканалом “Беларусь 24”. Ее продемонстрировали без звукового сопровождения, а воспитанникам лагеря предложили озвучить. Здесь ребята столкнулись с первыми трудностями из-за нехватки знаний о природных, культурно-исторических и промышленных объектах родного города. Тогда им предложили принять участие в туристско-краеведческой квест-игре “Город над Припятью”, которая предполагала посещение различных объектов города. После ознакомления с правилами квест-игры учащиеся еще раз посмотрели видеозапись с трансляцией одного из объектов города, название которого не указывалось. Нужно было догадаться, о каком историческом здании Мозыря идет речь.

Далее ребята разбились на команды по 5 человек. Было определено 4 команды и запланировано посещение первого историко-культурного объекта, продемонстрированного на видео. Путешествие началось с исторического места — Замковой горы.

Первое упоминание о нашем городе встречается в историческом письменном источнике — знаменитой “Повести временных лет”, в ее Ипатьевском списке, где описываются события 1155 года и упоминается Мозырь. Эта информация особенно заинтересовала ребят, к тому же в этом году Мозырь отмечает 870-ю годовщину.
Задача каждой команды заключалась в подготовке лучшего экскурсионного проекта. Для этого воспитанникам понадобилось изучить дополнительную информацию, которую они добывали из печатных и цифровых источников.

При посещении объекта каждой из команд предстояла защита экскурсионного рассказа. Учитывались не только полнота и достоверность информации, но и умение экскурсовода привлечь внимание слушателей интересными вопросами, вовлечь в диалог. Путем голосования определялась лучшая команда, которой вручался элемент пазла, на котором нанесен фрагмент карты Мозыря. Пазл “Карта Мозыря” был создан с помощью конструктора пазлов, который позволяет легко и быстро генерировать онлайн-пазл из любой фотографии или картинки, а затем его распечатать…

Команде-победителю предоставлялось право самостоятельно найти местонахождение объекта на фрагменте пазл-карты и отметить на ней посещенный объект. По итогам посещения ряда историко-культурных, природных и промышленных объектов города воспитанниками лагеря была собрана карта Мозыря.
Всего в течение первых 10 дней дети побывали на 15 объектах, что соответствовало количеству фрагментов пазла. Была изучена информация об истории их возникновения, особенностях архитектурного строения, социально-культурной значимости, духовной и материальной ценности, уникальности и неповторимости.

Для проверки знаний о родном городе была проведена ролевая игра “Аукцион знаний”. Роли распределились так: брокер — проводит аукцион; помощник — фиксирует покупателей; кассир — выдает товар, подсчитывает правильные ответы; участники аукциона — покупают товар за правильные ответы.

В качестве лотов аукциона использовались магниты с изображением достопримечательностей Мозыря. Брокер задавал заранее подготовленные вопросы по краеведению города. При наличии двух и более правильных ответов вопрос усложнялся. Победителем и обладателем лота становился тот участник, который дал правильные ответы на все вопросы. Например, разыгрывался магнит с изображением Свято-Михайловского собора. Задания предлагались по нарастающей сложности: 1. Что изображено на магните? 2. Где расположен собор? 3. Когда он был построен? 4. Что размещалось в здании собора с 1937 года? 5. Что расположено в криптовом храме собора?

На аукционе было представлено 12 основных памятников природы, истории и культуры Мозыря. Это позволило установить обратную связь, выявить уровень достижений и успехов воспитанников в получении крае­ведческих знаний. Ребята узнали много нового о знаменитых земляках, древнейших ремеслах — изготовлении изделий из лозы и глины, растительном и животном мире Мозыря, его геологии и экологии, происхождении названия города. Наибольший интерес у них вызвала городская топонимия. Город обладает особыми названиями мест: Шайтан-гора, Гора Коммунаров, Кимбровка, Телепуны, Долина ангелов и др. Иногородние, а тем более иностранные туристы, могут столкнуться с трудностью ориентирования в нашем городе. Для решения этой задачи воспитанникам лагеря было предложено создать пеший туристический маршрут современного города с посещением экологической тропы и основных достопримечательностей Мозыря.

Пеший маршрут предусматривает посещение следующих объектов: памятник летчикам-освободителям; Свято-Михайловский собор; Замковая гора; Мозырский драматический театр им. Ивана Мележа; кинотеатр “Мир”; Курган Славы; экологическая тропа; памятный знак “Место самосожжения мирных жителей города Мозыря осенью 1941”. Маршрутная карта, созданная воспитанниками лагеря, помогает туристам чувствовать себя уверенно в незнакомом месте, указывает направление движения в последовательности, удобной для посещения основных культурно-исторических объектов города за относительно короткий промежуток времени, чтобы путешествие по Мозырю стало увлекательным приключением, а не испытанием.
Также была организована проектная работа по теме “Популярность и востребованность исторических и культурных объектов Мозыря”. Воспитанники дискуссировали, искали, систематизировали и анализировали информацию, изучали карту Мозыря, активно использовали ИКТ.

Следующим этапом работы стало преобразование “Яндекс Карты” в интерактивного помощника по изучению достопримечательностей родного города. Под руководством школьного программиста учащиеся озвучивали отобранную ими информацию о культурных, социальных, промышленных объектах и исторических местах Мозыря. С помощью конструктора “Яндекс Карт” они создали интерактивную карту достопримечательностей с прикрепленными собственными фото-, аудио-, видеоматериалами. На карте они разместили метку для каждой представленной ими локации, при клике на которую открывается окно со встроенным интерактивным контентом. Заключительным этапом стала презентация результатов работы и защита проекта “Интерактивный гид по Мозырю”.

Светлана НЕВМЕРЖИЦКАЯ,
заместитель директора средней школы №1 Мозыря