Для формирования устных вычислительных навыков учащихся использую дидактические игры.
Дидактические игры, направленные на совершенствование навыков порядкового счета (1 класс):
“Поезд”. К голове поезда необходимо прицепить вагоны. Каждый вагон — это пример, голова — это ответ. Среди вагонов с примерами будут правильные и лишние выражения. Чтобы выбрать правильный вагон, необходимо решить все примеры.
“Исправь ошибку”. Карточки с цифрами располагаются на доске так, чтобы некоторые цифры были переставлены местами. “Незнайка учился считать и выставил числа в порядке увеличения (уменьшения). Давайте поможем Незнайке найти и исправить ошибки”. Дети называют выставленные числа, вспоминают порядок при счете, находят и исправляют ошибку, объясняя свое решение.
Дидактические игры, направленные на формирование знания состава чисел первого десятка, десятичного состава чисел (1, 2 класс):
“Составь цветок”. Из рассыпанных лепестков-примеров необходимо составить 2—3 цветка. Каждый цветок имеет свою сердцевину-ответ. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее найдет все рассыпанные лепестки-примеры.
“Засели домик”. Для закрепления знания состава числа готовим индивидуальные карточки с домиками, на каждом этаже которого пустые окошки. На крыше дома показано количество жильцов на этаже. Чем больше изучаемая цифра, тем больше этажей с пустыми окошками для разных вариантов.
Дидактические игры, направленные на совершенствование навыков сложения, вычитания, умножения и деления (1, 2 класс):
“Ромашка”. На каждом лепестке ромашки цифра, сердцевина цветка — это действие, которое нужно выполнить для каждой цифры-лепестка. На обратной стороне лепестка дается правильный результат для проверки. Можно ромашку делать двухстороннюю. Тогда с одной стороны примеры на сложение, а с другой — на вычитание. Таким образом можно связать между собой два действия.
“Бабочки”. На доске цветочная полянка с бабочками. На каждом цветке — цифра. Помогаем бабочкам присесть на цветок. На каждой бабочке пример. Решаем примеры и помещаем бабочку на подходящий цветочек.
Дидактические игры, направленные на формирование умения находить неизвестный компонент:
“Примеры с окошками” (1, 2 класс). Для игры готовятся карточки с примерами, где вместо какого-либо компонента пустое окошко. В данное окошко нужно вставить число. Выполнив действие полученного примера, проверяем правильность подстановки числа. Ответ и полученный результат должны совпасть.
“Повар” (3, 4 класс). Учащимся предстоит узнать, что повар приготовил на обед или из каких ингредиентов приготовлено блюдо. Возможен вариант, при котором определяется количество каких-либо продуктов. На доске вывешены картинки с различными блюдами или ингредиентами. Каждое под определенным номером. Учащимся предлагается решить уравнение. Ответ уравнения укажет на номер блюда или ингредиента.
Дидактические игры использую для работы в группах, в парной, индивидуальной и фронтальной работе. Некоторые игры предлагаю в соревновательной форме: “Кто быстрее и правильнее”, “Математический футбол”, “Круговые примеры” и др. Анализируя ход игры, можно определить учащихся, которым необходима помощь в достижении результата. Такие игры вызывают интерес к математике, формируют вычислительные навыки, развивают устойчивость внимания, активизируют память, быстроту реакции, самостоятельный поиск ответа.
Фото для превью носит иллюстративный характер