Применение визуальных форм усвоения учебной информации позволяет ускорить восприятие, осмысление и обобщение, развить умение анализировать понятия, структурировать информацию.
Диаграммы, схемы, рисунки способствуют усвоению больших объемов информации, позволяют прослеживать взаимосвязи между блоками информации, процессами и явлениями, создавать целостную картину происходящего. Учащимся становится проще воспроизводить различные события.
Можно выделить несколько приемов визуализации учебной информации, которые успешно используются мной на уроках биологии: скрайбинг, схемо-знаковые модели, кроссенс, таймлайны, инфографика, коллажи.
Скрайбинг — это способ визуализации информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание. Как правило, иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними, то есть создаются небольшие понятные рисунки, которые делают смысл учебной информации или презентации более понятным. Скрайбинг можно использовать на любом этапе урока.
Скрайбинг по теме “Мы в ответе за тех, кого приручили” в 8 классе
Сжатие и визуализация учебной информации могут быть достигнуты разными приемами представления информации в схемо-знаковом виде.
Среди них ментальные карты, схемы “фишбоун”, кластеры.
“Фишбоун” означает “рыбья кость”, такая схема способствует развитию критического мышления в наглядной и содержательной форме. Метод позволяет развивать навыки работы с информацией, ставить и решать проблемы. Через лист чертится горизонтальная линия (хребтовая часть), от нее вверх под углом в 45 градусов рисуются косточки, каждая из которых посвящена какой-то проблеме или группе проблем (можно добавлять более мелкие косточки). Вниз также чертятся линии, отражающие факты наличия проблем или суть понятий, показанных в схеме. Хвост содержит выводы, обобщения. Голова — проблема, вопрос или тема, подлежащая анализу. Использовать схему можно при изучении темы “Сходства и различия покрытосеменных и голосеменных”.
Фишбоун по теме “Сходства и различия покрытосеменных и голосеменных” в 7 классе
Интеллект-карта, известная также как ментальная карта или ассоциативная карта, реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип радиантного мышления (от лат. Radians — “испускающий лучи”), относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект.
С позиций нейрофизиологии изучение информации через интеллект-карты объединяет работу левого и правого полушарий в одно целое, следовательно, происходит более быстрая и качественная фиксация изучаемого материала.
Интеллект-карта учащейся 8 класса Валерии Лаврусенко по теме “Головоногие моллюски”
Инфографика — сочетание текста и графики. Цель инфографики — представление информации с максимальной наглядностью, доступностью и простотой. При этом акцентируется внимание учащихся, улучшается качество восприятия, повышается продуктивность обучения, экономится время для осмысления информации. Использование инфографики при изучении биологии дает возможность учащимся более основательно осваивать данный предмет, способствует сознательному и эффективному запоминанию материала, расширению эвристических возможностей познания. Внедрение инфографики позволяет прослеживать межпредметные связи, стимулировать познавательный интерес.
При разработке инфографики учителю и учащимся необходимо соблюдать ряд обязательных и важных принципов: своевременность; привлекательная и понятная тема; красивый, эффектный дизайн; удобство распространения; учет целевой аудитории; цифры говорят сами за себя; качественные диаграммы; эмоциональные цвета; подходящий масштаб; выбор интересных фактов; упрощение; использование линии времени; надежность источников; полезность.
В настоящее время используются следующие жанры инфографики: инструкция, информационный плакат, памятка, статистические исследования.
Как любая технология, инфографика имеет как достоинства, так и недостатки. Среди достоинств можно отметить возможность усваивать и запоминать большой объем информации, изложение материала в увлекательной форме, активизацию визуального мышления и творческих способностей учащихся. Что касается недостатков, то не каждый учебный материал может быть представлен в виде инфографики. Сюда же относятся отсутствие возможности показывать операции или действия и чрезмерное упрощение объекта или процесса.
Инфографика по теме “Полезные бактерии” в 9 классе
Исходя из всего перечисленного, можно сделать следующие выводы:
- использование приемов визуализации на уроках биологии является эффективным и необходимым инструментом для улучшения понимания и запоминания материала учащимися;
- приемы визуализации повышают мотивацию к изучению биологии, а также развивают функциональную грамотность учащихся.
Виктория МАСТАБАЙ,
учитель химии и биологии гимназии Хойников Гомельской области
Фото для превью из архива редакции носит иллюстративный характер