Как использовать на уроках литературы «виноградную гроздь» и что такое бумажный кластер?

- 10:00Портфолио

Сегодня обучение русскому языку и литературе происходит в сложных условиях: в обществе наблюдается снижение общей речевой культуры. К сожалению, в наш стремительный век живое общение и работа с книгой заменяются различными гаджетами. Учащиеся считают, что учиться теперь необязательно, ведь ответы на все вопросы можно найти в интернете. Поэтому одним из путей, способных решить создавшиеся проблемы, на мой взгляд, является активизация познавательной деятельности учащихся.

Предлагаю активизировать познавательную деятельность учащихся посредством внедрения в учебный процесс одного из элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо — метода составления кластера. Составление кластеров прививает интерес к обучению, поскольку позволяет ученикам проявить индивидуальные особенности в восприятии, осмыслении учебной информации, учит отделять главное от второстепенного, подводит учащегося к собственному выводу.

Кластер — это форма представления информации в виде изображения, которая предполагает отбор главных смысловых единиц, обозначающихся в виде схемы с обязательным изображением всех взаимосвязей между ними. В результате получается картинка, которая помогает систематизировать и обобщить новые и известные ранее факты по тому или иному вопросу. Суть составления кластеров заключается в выделении смысловых единиц темы и их графическом оформлении в определенном порядке в виде схемы — “виноградная гроздь”.

Учащийся записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, соединяющие это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Луч означает существующую между терминами логическую связь. Некоторые слова кластера тоже можно соединять друг с другом черточками, иллюстрируя наличие между ними логических связей. Работа с кластерами основана на собственном опыте учащихся, их прямом взаимодействии с осваиваемым учебным предметом — русской литературой.

В работе использую несколько видов кластеров:

классический кластер, который строится вокруг ключевого понятия или темы. Например, по теме “Былины” в 6 классе даю задание учащимся выделить слова и словосочетания, которые позволят рассказать об этом понятии;

обратный кластер. Предлагаю учащимся кластер, в котором названы второстепенные понятия. Задача учеников — проанализировать их и вывести основное и ключевое понятие;  

бумажный кластер. Для составления кластера раздаю учащимся карточки, на которых написаны слова или отрывки текста, и предлагаю ключевое понятие. Задача учеников — выбрать те карточки, которые относятся к ключевому понятию, и расположить их вокруг этого понятия так, чтобы получилась осмысленная схема;

Бумажный кластер по рассказу А.И.Куприна “Тапер”

(карточки с выражениями, выбрать верные утверждения)

1) «Венгерская рапсодия» Ф.Листа;

2) Антон Григорьевич Рубинштейн;

3) «…понемногу к нему вернулись смелость и вдохновение»;

4) «глаза мальчика вдруг заблестели гневом и насмешкой»;

5) «Времена года» П.И.Чайковского;

6) «завернулся в воротник и заплакал»;

7) «как больно затронула Лидия самолюбие мальчика»;

8) «мальчик бережно положил руки на колени».


групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа;      

кластеры с использованием дополнительной литературы.

Визуализация результата

Метод составления кластеров позволяет визуализировать мыслительный процесс обучающихся, активизировать их познавательную активность, развивать интерес к изучению литературы, добиваться качественных предметных результатов, как в познавательной сфере, так и в ценностно-ориентационной. Моя деятельность как учителя на уроке включает, кроме передачи информации и организации учебной деятельности, помощь и консультирование учащихся. В процессе сотрудничества у детей формируются чувства коллективизма, ответственности, коммуникабельность, толерантность, возможность оценивать себя с позиции руководителя и подчиненного, что важно не только для школьного возраста.

При изучении новой темы записываю в центре доски тему (ключевое слово) и прошу учеников озвучить ассоциации, возникшие в связи с этой темой. Озвученные мысли записываю на доске вокруг ключевого слова, тем самым выделяя из их ответов подразделы, которые будут конкретно изучаться (вводная часть урока, называемая “стадия вызова” в технологии критического мышления через чтение и письмо). Это могут быть предложения, словосочетания или слова, которые выражают факты, мысли, ассоциации или образы, касающиеся темы. Можно разделить доску на определенное количество секторов, которые будут иметь общую часть в центре, — это ключевое понятие и блоки, связанные с ним.

В 5 классе изучение русской литературы начинается со сказок. Прежде чем начать знакомство со сказкой “Царевна-лягушка”, необходимо выяснить, что такое сказка. На этом же уроке начинается ознакомление с кластером. Пишу в центре доски слово “сказка” и рисую лучи, расходящиеся в разные стороны. Учащиеся называют все, что, по их мнению, можно соотнести с этим словом. Это и фантазия, и вымысел, и приключения, и добро, и зло, и положительные и отрицательные герои.

Учащиеся 6 класса в рамках темы “А.С.Пушкин. Стихотворение “Зимнее утро” озвучивают свои ассоциации, связанные со словосочетанием зимнее утро: морозный воздух; яркое солнышко; снег блестит на солнце и скрипит под ногами и т.д.

Вторая стадия технологии развития критического мышления через чтение и письмо — осмысление. Она дает возможность ученикам получить новую информацию после прочтения статьи “От народной сказки — к литературной” (или стихотворения) и освоить различные способы работы с ней, осмыслить информацию урока, соотнести новые знания с уже имеющимися. После обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков в тетрадях в рамках (или овалах) записываются принятые названия. На основе текста статьи или стихотворения вокруг каждой рамки формируется “гроздь” — устанавливаются связи между блоками и соединяются стрелками. Работа может происходить как индивидуально, так и в парах или группах.

В 5 классе осмысление темы урока происходит под моим непосредственным руководством. Ознакомившись с текстом статьи, учащиеся вместе со мной дополняют кластер новыми понятиями: волшебные, о животных, бытовые; присказка, концовка; символическое число “три”. Затем выясняем, что на каждый вид сказок можно сделать свой кластер. Высокомотивированным учащимся даю возможность попробовать самостоятельно заполнить кластер “Волшебные сказки”. В качестве домашнего все учащиеся получают такое задание: составить кластер “Сказки о животных”, используя не только материал учебника, но и дополнительную литературу.

Поскольку учащиеся 6 класса уже работали с кластерами, то они составляют самостоятельно. Моя задача — контролировать ход работы. После знакомства с историей создания стихотворения “Зимнее утро”, первичного прочтения учителем, а затем учащимися, выяснения значения непонятных слов школьники понимают, о каком утре написал автор. Шестиклассники самостоятельно дополняют кластер полученными сведениями. Таким образом, получается, что все содержание стихотворения можно вместить в один кластер. С одной стороны от словосочетания зимнее утро разместились слова и сочетания слов, которые характеризуют то, что происходит на улице в зимнее утро, с другой — в комнате, сверху и снизу — свои предположения. Аналогичную работу по составлению кластера провожу на уроке изучения басни А.И.Крылова “Квартет”.

Составляя кластеры, учащиеся не боятся записывать свои мысли, дают волю воображению и интуиции, продолжают работу до тех пор, пока не закончится время или идеи не иссякнут, стараются построить как можно больше связей.

При составлении кластера дети могут использовать ручки со стержнями разных цветов, разноцветные карандаши, фломастеры (в случае составления кластера на отдельном листе). Это позволит выделить ключевые моменты и нагляднее отобразить общую картину, упростить процесс систематизации и классификации информации. Кластер дает возможность не только писать, но и рисовать, хотя бы до появления новых идей. Это позволяет проявить себя тем учащимся, которые хорошо рисуют, но не любят писать. В случае необходимости, кроме учебников, ребята пользуются дополнительной литературой.

Творческая форма рефлексии

Немаловажный этап — это обобщение полученных знаний. На этом этапе учащиеся презентуют свои кластеры. Происходит обсуждение проделанной работы. В результате каждый ученик может продемонстрировать не только знания по новой теме, но и умения. Таким образом, составление кластера на уроке литературы способствует не только раскрытию идейного содержания художественного произведения, но и осмыслению текстов.

В качестве примерных критериев оценивания ответа ученика по кластеру предлагаю следующие:

=   полный ответ ученика, сосредоточенный на главном в данной теме;

=   понятное, доступное изложение вопроса;

=   соответствующие выводы по излагаемой проблеме, подробный анализ темы;

=   творческий подход, аккуратность и четкость оформления кластера;

=   хорошее знание материа­ла, содержательные ответы на дополнительные вопросы;

=   другие достоинства ответа (речь, доступность, формулирование, комментирование, эмоциональный окрас и т.д.).

Итог урока — анализ полученной картины. Обязательно обсуждение правильности или неправильности первоначальных фактов и суждений (“стадия рефлексии”). Кластер — творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях.

В качестве домашнего задания часто практикую совершенствование кластера. Дома у ребят есть возможность использования компьютерных технологий (PowerPoint, SmartArt, Paint и др.) в данной работе. В результате кластеры получаются графически четкими и красочными.

Если произведение достаточно большое и на изучение его отводится несколько часов, тогда целесообразно использовать прием кластера на одном из этапов урока. На стадии вызова кластер уместен для стимулирования мыслительной дея­тельности учащихся, на стадии осмысления — для структурирования материала, на стадии рефлексии — при подведении итогов того, что изучили.

Мария КРИВЁНОК,
учитель русского языка и литературы
Озерецкой средней школы