Предупреждение и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма стали ключевой темой в разговоре корреспондента “Настаўніцкай газеты” со старшим инспектором по особым поручениям главного управления Госавтоинспекции МВД Республики Беларусь подполковником милиции Анной Банадык.
— Анна Эдвардовна, как уберечь детей от несчастных случаев?
— К сожалению, оперативные сводки чуть ли не ежедневно сообщают о происшествиях с участием детей. Очевидно, что дети являются самой незащищенной категорией населения и требуют повышенного внимания. Работа по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма рассматривается как одно из важнейших и приоритетных направлений служебной деятельности органов внутренних дел. Основные усилия сосредоточены на комплексной реализации организационно-практических мероприятий по воспитанию законопослушного поведения и привития детям навыков безопасного поведения на дороге, реализации мероприятий по совершенствованию дорожных условий, в том числе вблизи детских учреждений, предупреждению правонарушений, а также привлечению к решению данной проблемы заинтересованных органов государственного управления.
— Вашим ведомством были подведены итоги ситуации на дорогах в прошедшем году. О чем говорят цифры?
— По результатам 2024 года отмечается одновременный рост количества ДТП (+1,0%; с 419 до 423; +4) с участием несовершеннолетних, погибших (+57,1%; с 14 до 22; +8) и раненных (+2,5%; с 447 до 458; +11) в них участников дорожного движения моложе 18 лет. Вместе с тем удельный вес рассматриваемых дорожных происшествий в общем количестве составил 12,4%, что меньше аналогичного значения 2023 года (13,2%).
Наиболее неблагоприятная дорожно-транспортная обстановка сложилась в Витебской (с 2 до 5) и Могилевской (с 0 до 5) областях, где в ДТП погибло по 5 несовершеннолетних и отмечается одновременное увеличение количества ДТП и раненных в них детей.
Из числа погибших несовершеннолетних 14 являлись пассажирами, 6 — пешеходами, 1 велосипедист и 1 водитель.
— Как видно из представленной статистики, больше всех страдают дети — пассажиры автотранспорта. Вина взрослых очевидна…
— Анализ детского дорожно-транспортного травматизма свидетельствует, что чаще других участниками ДТП становились дети-пассажиры (42,1%; 202), половина из которых (50%; 101) перевозилась без использования средств пассивной безопасности. При этом за 12 месяцев 2024 года пресечено более 42 тысяч нарушений правил перевозки детей-пассажиров.
Безусловно, ответственность за безопасность детей в автомобиле полностью несут взрослые — водители транспортных средств. Полагаем, что следует более принципиально подходить к таким фактам. В этой связи МВД в рамках проводимой в настоящее время комплексной корректировки Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях инициировано усиление ответственности за нарушение правил перевозки детей в транспортном средстве.
— Много ли случаев небезопасного поведения детей? Сколько происходит ДТП при использовании детьми средств персональной мобильности или велосипедов?
— Каждый третий травмированный ребенок (35,2%; 169) являлся пешеходом, при этом большая часть из них (57,4%; 97) пострадали на пешеходных переходах: 67 — на нерегулируемых, 30 — на регулируемых (10 пересекали проезжую часть на запрещающий сигнал светофора).
Из общего количества несовершеннолетних пешеходов 21 (12,4%) стали участниками ДТП на средствах персональной мобильности, большая их часть (13) — в Минске. 16 (76,1%) несовершеннолетних, передвигавшихся на таких средствах, травмированы на пешеходных переходах. В качестве велосипедистов участниками ДТП стали 15,6%, или 75 несовершеннолетних. Анализ указанных происшествий показывает, что 69,3% из них получили травмы на пешеходных переходах (40) и при пересечении проезжей части по линии тротуаров или обочин (12).
Причиной совершения большинства ДТП на самокатах и велосипедах является невыполнение несовершеннолетними требований правил дорожного движения перед пешеходными переходами в части заблаговременного снижения скорости и движения через проезжую часть со скоростью идущего шагом пешехода. В целях снижения количества ДТП и повышения культуры участников дорожного движения МВД был разработан и вынесен на общественное обсуждение проект Указа Президента, предусматривающий внесение изменений в Правила дорожного движения в части закрепления обязанности велосипедистов и лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности, спешиваться при пересечении проезжей части.
— Что конкретно предлагается изменить в ПДД?
— В проекте предлагается изменить статус лица, передвигающегося на средстве персональной мобильности (СПМ): вместо пешехода такое лицо будет являться водителем. Изменить определение СПМ в части максимальной технически допустимой скорости таких транспортных средств 25 км/ч. Установить запрет детям до 14 лет управлять СПМ на дороге без сопровождения совершеннолетнего лица (за исключением жилых зон); на движение СПМ в пешеходных зонах; на оставление СПМ в местах, где это создает препятствия для движения иных участников дорожного движения и др.
— Очень популярен сегодня среди несовершеннолетних мототранспорт. Но подростки мало заботятся о своей безопасности и зачастую не имеют прав и навыков вождения.
— Да, есть случаи травмирования несовершеннолетних при использовании механических транспортных средств. Пострадавших в прошлом году было 34 человека, 31 из них управлял мототранспортом. При этом только 61,3% (19 из 31) имели водительское удостоверение. Наиболее проблемной в этом отношении является Брестская область, где при управлении мотоциклами получили травмы 15 (+11) несовершеннолетних водителей. Также в Бресте зарегистрирован единственный случай гибели в августе 2024 года 16-летней мотоциклистки, которая только в мае того года получила водительское удостоверение. Для стабилизации обстановки на территории Брестской области проведен комплекс профилактических мероприятий по предупреждению ДТП с участием несовершеннолетних водителей.
Хочу отметить, что право на управление легких мотоциклов (подкатегория А1) можно получить с 16 лет, после сдачи практического и теоретического экзамена в ГАИ, подготовившись к нему самостоятельно. За последнее время несовершеннолетним выдано более 2,2 тысячи водительских удостоверений подкатегории А1. Уточню, что подкатегория А1 — мотоциклы с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 куб. см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 килловат (легкие мотоциклы).
В период летних каникул и осенью прошлого года по всей стране осуществлялся надзор за подростками, управляющими мотоциклами и мопедами. Проведены отработки мест развлекательных мероприятий с участием молодежи. Организованы подворовые обходы с целью учета мототехники, не зарегистрированной в установленном порядке, и проведения профилактической работы. За 12 месяцев 2024 года выявлено более 2,9 тысячи нарушений ПДД, совершенных участниками дорожного движения моложе 18 лет. При этом по 509 фактам несовершеннолетние привлечены в установленном порядке к административной ответственности.
— Что показывает анализ аварийности с участием детей?
— Детальное изучение аварийности показывает, что 51% детей стали участниками ДТП в качестве пешеходов или велосипедистов. Это свидетельствует о том, что одним из основных векторов приложения усилий в вопросах повышения безопасности детей на дорогах по-прежнему является совершенствование дорожной инфраструктуры, в том числе по маршрутам следования детей “дом — школа — дом”. К таким мерам относятся обеспечение треугольников видимости, успокоение скорости движения в конфликтных точках, создание велопешеходных связей, устройство наружного освещения, устройство зон посадки-высадки детей.
Принято решение ежегодно в каждом регионе определять не менее 10 учреждений образования, требующих реализации первоочередных мер по повышению безопасности дорожного движения и во взаимодействии с заинтересованными (местные исполнительные и распорядительные органы, владельцы автомобильных дорог и другие) разрабатывать проекты по комплексному повышению безопасности дорожного движения вблизи школ и по маршрутам движения детей.
— Какие мероприятия проводите, чтобы обезопасить детей на дороге?
— В целях широкого привлечения детей к изучению и соблюдению правил дорожного движения, пропаганды самосохранительного поведения, профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма на территории страны проведен ряд профилактических акций и мероприятий. Среди них такие, как “Берегите детей!”; “Движение по правилам!” по предупреждению ДТП с участием велосипедистов и лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности; “Пьяному и бесправнику не место на дороге!”; “Мотоциклист!”; республиканские профилактические специальные комплексные мероприятия “Внимание — дети!”; “Безопасный маршрут”; комплексы профилактических мероприятий, направленные на повышение безопасности перевозок пассажиров; “Пешеход”; “Стань заметней в темноте!”; “Сохрани себе жизнь!” по предупреждению ДТП с участием уязвимых участников дорожного движения, в том числе в темное время суток; бессрочная республиканская социальная кампания “Движ по правилам!”, включающая размещение билбордов, аудио- и видеороликов на тему профилактики травматизма велосипедистов и лиц, передвигающихся на СПМ.
Для профилактики нарушений ПДД и оказания помощи вблизи школ и в местах интенсивного движения детей-пешеходов в первую неделю после всех школьных каникул обеспечены дежурства сотрудников милиции.
Все случаи гибели и травмирования детей рассматриваются как чрезвычайное происшествие и подвергаются всесторонней проверке совместно с органами образования. По результатам таких проверок вырабатывается и реализуется комплекс корректирующих мероприятий по устранению пробелов в воспитательно-профилактической работе, совершенствовании организации дорожного движения. Практика показывает, что полноценная и эффективная реализация мероприятий возможна только при слаженной и скоординированной работе всех заинтересованных ведомств, общественных организаций и средств массовой информации.
Алла КЛЮЙКО
Фото на превью pixabay.com, носит иллюстративный характер