Как предупредить появление комплексов у детей и создать благоприятную среду для воспитания и обучения

- 9:50Газета "Домой!"

Как обычные дети, так и дети с особенностями в развитии зачастую сталкиваются с непониманием, неприятием и отвержением. В результате у ребёнка формируется низкая самооценка, неуверенность в себе, высокий уровень тревожности, избегание ситуаций взаимодействия, нежелание обращаться за помощью и стремление ограничить контакты, в более сложных ситуациях — уход в девиантное (нежелательное) поведение.

psychologos.ru

 

Сейчас речь пойдёт не столько о коррекции комплексов у детей, сколько о предупреждении их появления, о создании благоприятной среды для воспитания и обучения с помощью всех значимых людей. Неважно, кто будет инициатором данной работы, педагог или родитель… Важно, чтобы взрослые были сами мотивированы на позитивные изменения относительно ребёнка.

Самый важный шаг связан с презумпцией компетентности. Презумпция компетентности предполагает наличие высоких ожиданий и выстраивание менее опасных прогнозов относительно каждого ребёнка. Многое в жизни определяют установки и ярлыки. На самом деле возможности ребёнка ограничивают не болезнь, не диагноз, не нарушения в поведении, а восприятие этого ребёнка другими людьми, обществом в целом. Когда на ребёнка возлагаются большие надежды и ожидания, тогда у него есть больше возможностей их оправдать. Если на ребёнка не возлагается никаких ожиданий, к нему прикреплён ярлык медицинского диагноза, отрицательного социального статуса, то у него мало шансов достичь чего-либо.

Например. В приёмной семье появился ребёнок с особенностями в развитии. Не имея опыта взаимодействия с такими детьми, родители начали предъявлять к нему такие же требования, как и к другим обычным детям. Поведение ребёнка стало ухудшаться, появились протестные реакции, отказ от контактов. Родители, зная, что у них особенный ребёнок, пытались исправить ситуацию. Они взяли на себя весь функционал ребёнка в самообслуживании (одевании, приёме пищи, выполнении бытовых обязанностей), стали транслировать его неумения в школе. Они поверили в беспомощность ребёнка, в необходимость его опеки. Это всё привело к сложностям в развитии и самореализации ребёнка.

Эффект Пигмалиона — это феномен, когда чем больше надежд возлагают на человека (ребёнка, учащегося или работника), тем лучше он работает. Эффект Пигмалиона — это феномен самосбывающегося пророчества, когда человек с негативным ярлыком трансформирует ярлык в негативное поведение, а человек с позитивным ярлыком добивается успеха. В социологии об эффекте Пигмалиона говорят в связи с образованием и социальным положением. В работе Р.Розенталя и Л.Якобсона (1968—1992) говорится о долгосрочном эффекте Пигмалиона. В своём исследовании они показали, что дети, в отношении которых родитель, учитель имел большие, чем от других, ожидания, добивались лучших результатов. Целью эксперимента было поддержать гипотезу о том, что ожидания окружающих влияют на реальность. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным, в зависимости от ярлыка, навязанного человеку.

Для предупреждения возникновения комплексов у ребёнка и формирования его позитивного статуса важны разнообразные стратегии и ресурсы, которые помогут ему жить полной и социально значимой жизнью. Эти стратегии работают на принятие не только ребёнка с особенностями, но и любого ребёнка с проблемным поведением.

  1. Портрет ребёнка”. Данная стратегия работает на раскрытие внутреннего мира ребёнка, его уникальности. Важно получить ответы на следующие вопросы. Кто этот ребёнок? Чего хочет? О чём мечтает? Каковы его интересы? Что ему нравится/не нравится? Какие у него таланты и сильные стороны? Как проводит время? Как хочет проводить время? Какие люди значимы в его жизни? Кого не хватает? Какая поддержка ему нужна? И т.д.

Ответы на эти вопросы важно получить из возможно большего количества источников: чем больше источников (из окружения ребёнка), тем точнее и полнее информация.

Возможные источники: сам ребёнок, семья, одноклассники, педагоги, друзья и др.

Портрет можно создать (обязательно записывая всю полученную информацию): при беседе во время вечернего чаепития; при написании мини-сочинений на тему “Портрет…” всеми значимыми людьми, включая других детей; при проведении интервью; при создании коллажа и т.п. Чем больше разнообразной позитивной информации о ребёнке будет собрано, тем в дальнейшем выше будет результат. Важна каждая мелочь — от милой улыбки до простого умения сказать каждому “Доброе утро!”

  1. Пирог характеристик заполняется для обобщения и анализа полученной информации, определения дальнейших путей формирования позитивного статуса ребёнка.

“Пирог” делится на части, в которых описываются различные особенности, характеризующие ребёнка. К таким характеристикам можно отнести интеллектуальные, личностные особенности, особенности общения, интересы, увлечения, склонности, возможности и сильные стороны (например, любит слушать музыку и танцевать, подолгу листает книги и рассматривает иллюстрации, любит играть с Машей, любит рисовать, лепить, приветствует всех улыбкой, вежлив…). Все эти характеристики вносятся в “пирог”, размер куска зависит от степени выраженности данной характеристики.

“Пирог” могут заполнять все значимые люди. Исходя из полученных кусочков, ребёнку дают ответственные поручения, задания, дела, которые ему будут реально интересны и в которых он будет успешен. Например, семейное задание: “Проснувшись, подойди к каждому члену семьи и поприветствуй фразой “Доброе утро!”, получив в ответ положительную поддержку”.

  1. Социальный атом”. Данная стратегия работает на диагностику социальных контактов ребёнка, выявление значимых для него людей и их количества, ориентирована на определение внешних ресурсов, к которым могут обратиться родители и педагоги при необходимости. Заполняется ребёнком или значимым взрослым. Для заполнения рисуются круги один в другом, отсчёт начинается с внутреннего круга: 1 — имя ребёнка; 2 — имена близких людей, которые очень важны для ребёнка и выстраивают с ним позитивные отношения; 3 — люди, с которыми ребёнок проводит много времени (родственники, друзья); 4 — знакомые, приятели (клубы по интересам, кружки и т.д.); 5 — люди из сферы социальных услуг.

Как правило, у детей с особенностями в развитии, у детей, имеющих комплексы в выстраивании отношений с другими людьми, практически незаполненными остаются круги 3, 4 (друзья, знакомые, приятели). Это информация к размышлению для взрослых…

  1. Дети лучший ресурс”. Они лучше понимают и знают желания и проблемы друг друга. Часто в силу близости по возрасту и непосредственности дети (члены одной семьи, одноклассники и друзья) могут предложить неординарные интересные решения возникающих трудностей и готовы взять на себя ответственность за их выполнение. Можно создать детский консультативный совет по налаживанию дружеских отношений (группа детей регулярно встречается и обсуждает события, происходящие в семье или классном коллективе), определить правила его работы.
  2. Найти инсайдера”. Инсайдер — авторитетный человек для конкретного ребёнка, “мостостроитель”, налаживающий отношения между ребёнком и социумом. Инсайдера можно найти в “Социальном атоме” (круг 2). Например, инсайдер может помогать интерпретировать, объяснять поведение ребёнка, которое смущает других детей. Он может мотивировать этого ребёнка на взаимодействие с другими детьми (вовлекать в совместные игры), организовать свободное время, досуг ребёнка (посещение клубов, секций, кружков, игровых площадок и т.д.). Инсайдером может быть и взрослый, и сверстник, и член семьи.
  3. Планирование для всех”. При планировании любых мероприятий (дома и в учреждении образования) необходимо ориентироваться на всех детей, чтобы каждому была отведена роль и никто не выпадал из взаимодействия. Здесь важно учитывать “Пирог характеристик”. Это повышает значимость каждого ребёнка. Если ребёнок беспокоится, переживает за успешность в отведённой роли, её можно обсудить/отрепетировать заранее либо прибегнуть к помощи инсайдера.
  4. Сначала структура затем поток”. Часто помогает свести детей вместе какая-либо специально организованная деятельность (концерт, спортивная игра, танцы, тренинг, совместное творчество, выполнение дел по дому), которая потом переходит в свободный поток (время для свободного неформального общения). Организуя мероприятия, в которых участвуют все дети, дайте им потом ещё время для неформального общения.
  5. Пусть ребёнок сияет”. Хорошо организовать хотя бы одно мероприятие, которое заставит ребёнка сиять. Это поможет другим детям и ему самому увидеть новые качества и возможности для общения. Сиять — быть в центре внимания, учитывая “Пирог характеристик”.
  6. Коробка моего Я”. Взрослый предлагает каждому ребёнку собрать коробку, в которой лежат 7—8 предметов, его характеризующих. Обычно дети кладут в коробки фотографии, спортинвентарь, любимые игрушки, диски с аудиозаписями, предметы, представляющие хобби и т.д. (в формировании коробок могут помогать родители).

Сначала ребятам предлагается рассматривать содержимое коробок по парам до тех пор, пока каждый не поделится содержимым коробки со всеми ребятами. Далее дети либо спонтанно, либо целенаправленно объединяются в группы по интересам. Эта стратегия способствует формированию привязанности и возможности познакомиться поближе.

Благодаря этому упражнению может появиться новая дружба. Также каждый ребёнок может презентовать содержимое коробки всем. Можно объединяться в группы со сходными игрушками и т.д.

  1. Активный родитель”. Стратегия предполагает активное участие родителей в общественной жизни ребёнка, направленное на повышение его статуса, раскрытие его потенциала с опорой на сильные стороны. Важно соблюдение баланса, своевременная передача инициативы ребёнку, ненавязчивое оказание поддержки. Статус ребёнка в детском коллективе ещё больше возрастает, когда другие дети видят, какой его родитель классный, как может легко участвовать в неформальном общении с ними как равноправный партнёр.

При организации музыкального вечера, например, родители не только подбирают музыку вместе с детьми, но и поют с ними и танцуют. Помним, что репертуар должен быть подобран к каждому ребёнку.

  1. Избегать формализма”. Всё предложенное выше будет эффективным только в случае детального и ответственного подхода к каждому отдельному случаю. Стратегии работают на повышение самооценки ребёнка, раскрытие его внутреннего потенциала, формирование позитивных межличностных отношений в семье и среди сверстников. А это и есть залог формирования личности без комплексов.

Светлана РОДЬКО,
учитель-дефектолог;

Инна ТЕЛЯК,
воспитатель
Сморгонского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации