Педагоги Бережновской средней школы Столинского района уверены, что благодаря трудовому воспитанию формируются важные моральные качества, сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты».

— Одна из главных задач благоустройства школьной территории заключается в том, чтобы сделать ее максимально эстетичной и функциональной. Ведь окружающая красота вызывает положительные эмоции и свидетельствует о высоком уровне культуры учреждения образования, — считает заместитель директора по учебной работе Наталья Сметанюк. — Школьный двор — часть общеобразовательной среды, где воспитывается, социализируется и развивается личность ребенка. И эта среда должна быть комфортной для учащихся. Задача педагогов — научить их создавать красоту вокруг себя, причем общими усилиями, что очень важно для развития коммуникативных навыков.
В школе уделяется огромное внимание благоустройству территории, которая является образцовой и служит красивой фотозоной, где с удовольствием делают снимки на память как выпускники, так и гости Бережного.

Основа успешной работы — в ее системности и создании условий для формирования у учащихся мотивации к трудовой деятельности, развития познавательных и профессиональных интересов, а также эстетического вкуса.
— Ежегодно в учреждении образования создается творческая группа, составляется план, назначаются ответственные за его реализацию, — рассказывает Н. Сметанюк. — Осенью детально обследуется территория, выбираются объекты для преобразований. Фотосъемка цветников в разные поры года и месяцы помогает анализировать эстетичный вид территории в течение всего вегетативного периода растений. Цель — сформировать экологически благоприятную среду, объединив декоративную растительность для создания красочных композиционных ансамблей.
Работа в данном направлении осуществляется на уроках трудового обучения и в рамках часов общественно-полезного труда. Не сидят учащиеся без дела и летом: поливают клумбы и ухаживают за ними.
— Почти весь посадочный материал выращиваем сами, а малые архитектурные формы изготавливаем на уроках трудового обучения и дополнительных занятиях, – отмечает Н. Сметанюк. — Сначала проводим анкетирование школьников и педагогов, чтобы изучить их мнения о благоустройстве территории и вариантах новых клумб. Организуем тематические мероприятия, обязательно подводим итоги работы, выявляем проблемы и способы их решения.
К 80-летию Великой Победы на школьной территории появились новые композиции. Одна из них — клумба «Звезда Победы», в центре которой расположен макет звезды и цифра 80, оснащенные подсветкой. Клумба обрамлена розами, символизирующими память и благодарность потомков.
А вот композиция «Поезд Победы» символизирует возрождение, мир и новую жизнь после тяжелых военных испытаний. Герань ассоциируется с весной, надеждой и радостью долгожданной победы.
— Работа по благоустройству является важным звеном трудового и экологического воспитания, через которое формируются нравственные нормы поведения, помогающие понять красоту окружающего мира, пробудить стремление к прекрасному, любовь к труду, — говорит Н. Сметанюк. — Совместная деятельность учащихся, педагогов и родителей позволяет каждому осознать свою роль в создании «территории радости» возле родной школы. А благодаря полезной занятости ребята получают первые профессиональные навыки и участвуют в различных конкурсах. Ежегодно мы являемся победителями районных и призерами областных конкурсов «Украсим Беларусь цветами», «Прекрасней станет Брестчина моя», «Сделаем цветущей малую родину» и не только.

Поскольку участие в таких состязаниях дело хоть и полезное, но весьма затратное, в школе решили обеспечивать себя собственной рассадой. Так 7 лет назад появилась учебная бизнес-компания, которая занимается выращиванием рассады однолетних цветов и комнатных растений. Причем не только для своих нужд, но и для последующей реализации населению. Это помогает формировать у школьников экономическое мышление и навыки рационального финансового поведения.
— Бизнес-компания — одна из эффективных форм профориентации учащихся. Они с удовольствием ухаживают за цветами, узнают их названия, ищут информацию по правильному уходу за растениями, — поясняет Н. Сметанюк. — Работа бизнес-компании презентовалась на районных и областных конференциях и семинарах, где неизменно получала высокую оценку. А проект «Цветочный рай» школьники неоднократно представляли в финальном этапе республиканского конкурса бизнес-идей и бизнес-проектов «Ступени успеха» в Национальном детском образовательно-оздоровительном центре «Зубренок». Ежегодно наша команда успешно участвует в чемпионате «Виртуальный бизнес-кэмп», организованном Центром поддержки и развития юношеского предпринимательства.
Сомневаться в важности работы бережновских педагогов не приходится, ведь знания, полученные в школе, обязательно пригодятся выпускникам в дальнейшей жизни. А благоустраивая территорию учреждения, учащиеся делают малую родину еще краше.
Сергей ГРИШКЕВИЧ
Фото из архива школы











