Как здоровый образ жизни объединяет людей? Подведены итоги проекта «Беларусь спортивная» журнала «Спорт time»

- 11:08Журнал "Спорт time", Компетентно

Проект “Беларусь спортивная” стал для журнала “Спорт time” главным и самым масштабным в прош­лом году. Подвести его итоги собрались за круглым столом главный редактор издания Иван Кахнович, заместитель директора Издательского дома “Педагогическая пресса” Людмила Пастернакевич, начальник отдела образования Рогачевского райисполкома Елена Клочкова, начальник отдела по образованию Докшицкого райисполкома Дмитрий Портянко, учитель физичес­кой культуры и здоровья средней школы № 5 имени 120-й гвардейской стрелковой Рогачевской Краснознаменной дивизии города Рогачева Валерий Драбков и олимпийский чемпион заслуженный тренер Беларуси Сергей Макаренко.

Обсудили, почему важны личный пример учителя, ценящие спорт родители и где лучше проводить уроки физкультуры: в спортзале или на улице.

И.Кахнович. В спецвыпусках, которые были посвящены каждой из областей, а также столице, журналисты стремились показать, как здоровый образ жизни объединяет людей и повышает имидж страны, отразить самые яркие страницы олимпийской летописи Беларуси и еще раз убедительно сказать, что белорусы — спортивная нация. А тон всему проекту задал номер, где рассказывалось об отношении Президента к спорту, о том, что это один из приоритетов социальной политики государства, о личном примере Александра Лукашенко и той большой работе, которая под его руководством проводится по созданию условий для регулярных занятий людей разных возрастов физкультурой и спортом.

Мы с вами видим, как совершенствуется материальная спортивная база в стране. Строятся, модернизируются и реконструи­руются новые спортивные объекты во всех регионах страны: спортзалы, площадки для спортивных игр и воркаута во дворах и парках. Правда, для Рогачева, наверное, это больная тема…

Е.Клочкова. Нет. И знаете почему? Уже есть проект новой гребной базы в нашем городе. Да, о необходимости реконструкции имеющейся шла речь не один год. Писал об этом и “Спорт time”. Тогда директор СДЮШОР № 2 Михаил Ковалев говорил, что очень благодарен за эту публикацию. Как видите, вода камень точит. И сегодня мы гораздо ближе к осуществлению мечты рогачевских гребцов.

И.Кахнович. Знакомясь с тем, как обстоят дела в физкультурно-спортивной отрасли в регионах, мы приглашали к разговору их руководителей. Председатели облисполкомов и Минского гор­исполкома говорили не только о том, что сделано, о достижениях, но и о перспективах, задачах на будущее. Не скрывали и проб­лемных моментов, рассказывали о личных спортивных пристрас­тиях.

Хороший учитель — достояние

Л.Пастернакевич. Журнал делает большое дело, рассказывая об учителях физкультуры, о лучших в своем деле в стране. Давайте поговорим о престиже этой профессии, о том, как его поднять, как сделать так, чтобы повернуть все наше общество и в первую очередь детей к более активным занятиям физкультурой и спортом, как призывает Президент.

Д.Портянко. Мы говорим: очень важна пропаганда. Но это один из факторов. Необходимо создание условий для занятий физкультурой и спортом — требуется хорошая материальная база.

Когда есть красивый стадион, современное покрытие, дети туда пойдут. Но основополагающий момент — это учитель-фанат или тренер-фанат.

У нас был заслуженный тренер республики Иван Ратькович, уже ушедший из жизни. Так получалось, что он переходил работать из одной школы в другую и там сразу появлялись спортсмены, ребята, которые становились чемпионами республики. Но самое главное — к нему шли все дети — за советом, со своими проблемами. И он никого не отталкивал. Потом кто-то выходил на высокий уровень, кто-то — нет, но спорт оставался в их жизни навсегда. И сегодня у нас есть такие учителя. Кажется, не было в школе спортивных ребят, участников спартакиады, но приходит туда такой наставник — и там появляются чемпионы районных соревнований, участники областных. И, самое главное, свет в спортзале горит и вечером, а из 70 ребят, которые учатся в этой сельской школе, 35 вместе с учителем на тренировке. Как я вижу, основная наша задача — привлечь и удержать в профессии таких учителей-фанатов.

Отцы и дети

С.Макаренко. Мне кажется, у нас в стране физкультура и спорт на высоком уровне. Одних олимпийских чемпионов — 80 человек! И государство уделяет этому большое внимание. Мне есть с чем сравнивать. 18 лет я был старшим тренером сборной Беларуси по гребле на байдарках и каноэ и знаю, как выросло у нас количество спортивных школ, укрепилась их база, сколько детей там занимается. В свое время я учился в брестской средней школе № 7, у нас не было спортивного зала, только актовый. Мы на улице бегали, прыгали. За забором школы — погранотряд, где имелась площадка с гимнастическими снарядами, и мы туда лазили, чтобы позаниматься. А сейчас в школе три спортивных зала, хорошо оборудованный стадион…

Л.Пастернакевич. Это важный момент! Не было спортзалов, условий, чтобы заниматься. А сейчас все есть, работают квалифицированные учителя со специальным образованием, а дети не хотят заниматься физкультурой, ищут вместе с родителями причины, чтобы освободиться от этого предмета.

На протяжении года героями публикаций “Спорт time” стали восемь чемпионов и призеров Олимпийских игр, четыре тренера, которые воспитали таких спорт­сменов, 32 учителя физической культуры и спорта из всех облас­тей страны. Было рассказано о дея­тельности 11 ДЮСШ и СДЮШОР, двух УОР и РЦОП, о том, как организована физкультурно-массовая и спортивная работа в четырех вузах и двух колледжах.

В.Драбков. Да, это немаловажный фактор — работа с родителями. По опыту нашей школы могу сказать, что проводятся определенные мероприя­тия, в которых вместе с детьми участвуют и родители: подвижные игры, конкурсы, шуточные эстафеты. Их интересно смотреть. Кроме того, организуем рождественские турниры по волейболу, где играют команды детей и родителей. И представители старшего поколения порой в ужасе, когда младшее поколение в игре их просто громит. То есть личный пример учителя физкультуры, родителей очень важен.

Д.Портянко. Приведу такой пример. Родители написали жалобу на учителя о том, что он заставил их ребенка, четвероклассника, выйти на улицу заниматься на лыжах при температуре минус 2—3 градуса. Оптимальные же условия! Отец работает в МЧС, мать — в школе. И они заявляют: “Мы своего сына возим на машине в школу, а вы его заставляете выйти на улицу, это небезопасно”. И как их ни переубеждали директор школы, я, родители остались при своем мнении.

Л.Пастернакевич. Значит, мало мы говорим о необходимости занятий физкультурой и спортом, выходит, не всех убедили, недостаточно работаем с родителями. Мы ведь не ведем речь о большом спорте, а о физкультуре рассказываем, что элементарные занятия на свежем воздухе, даже прогулки дают больше здоровья, чем аптеки и лекарства. То есть нужно начинать с родителей.

Д.Портянко. Вот еще ситуация. Норвегия, сельская школа, где 80 учеников. На улице градусов 7 тепла, идет дождь, а классы занимаются физкультурой. Это для них норма. Новая школа, но у них нет спортзала. А зачем? Говорят: “Мы все уроки проводим на улице. Если ураган, то используем актовый зал. Но такое случается редко”. Я был поражен. Дети в любую погоду: холод и дождь, снег — занимаются на улице. И для них это нормальная, совершенно естественная ситуация. Как к этому прийти? Ведь это и есть настоящий спорт! У нас по­добную ситуацию невозможно себе представить.

…Во время круглого стола, кроме названных, обсуждалось и немало других тем, которые требуют более предметного разговора в кругу специалистов. К примеру, программы обучения и защищенность учителя физкультуры, перечень и нормы обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием — эти вопросы актуальны и волнуют людей, работающих на мес­тах. Собственно, и в публикациях “Спорт time” они находят отражение. А Елена Клочкова на круглом столе взяла на заметку тот факт, что одна из минских общеобразовательных школ носит имя Сергея Макаренко. Олимпийский чемпион регулярно присутствует на всех важных школьных мероприятиях, в том числе спортивных, и личным примером призывает школьников к занятиям физкультурой и спортом.

Александра РОМАНОВА
Фото Олега ИГНАТОВИЧА