Одним из субъектов образовательных отношений выступают учреждения образования, основной целью деятельности которых является осуществление образовательной деятельности.
Несомненно, самое большое количество учреждений образования в нашей стране — это учреждения общего среднего образования (далее — УОСО), непосредственное руководство которыми осуществляет руководитель (директор, начальник).
Эффективное функционирование организаций в любой области общественных отношений невозможно без реализации правовых норм, а также внутрисистемного нормотворчества. Практически любой вопрос имеет правовой аспект, но в то же время в большинстве УОСО штатное расписание не предусматривает наличия юридической службы либо юрисконсульта. Вместе с тем именно руководитель УОСО несет ответственность за результаты деятельности учреждения образования, реализацию образовательных программ, программ воспитания, за качество образования, жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод обучающихся и работников учреждения образования во время осуществления образовательного процесса. Соответственно, именно руководитель УОСО должен обеспечить соответствие организационно-правовых основ деятельности УОСО требованиям законодательства.
Реализация организационной функции управления отражается в организационных документах УОСО (устав, положение, регламент, инструкция, правила, структура и штатная численность, штатное расписание и др.), распорядительной функции управления — в распорядительных документах (решение, приказ, распоряжение), исполнительной и контрольной функциях управления — в справочно-информационных документах (акт, докладная записка, объяснительная записка, заявление, справка, уведомление, протокол и др.).
Сегодня мы остановимся на организационно-правовых документах, детально разберем, какие основные локальные правовые акты должны быть разработаны в УОСО, на утверждение каких локальных актов у руководителя отсутствует компетенция и как регулировать деятельность в этом случае. Обращаю внимание, что в настоящей статье мы не будем затрагивать обязательную для образовательного процесса учебно-программную и учебно-планирующую документацию (учебные планы, расписания учебных занятий, сроки выставления отметок по итогам учебного года по учебным предметам и др.).
По уставу
Пунктом 11 статьи 18 Кодекса Республики Беларусь об образовании установлено, что учреждение образования осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом об образовании, Положением о соответствующем типе и (или) виде учреждения образования, иными актами законодательства, уставом учреждения образования.
Первым локальным правовым актом учреждения образования является его устав. Требования к содержанию устава учреждения образования, включая УОСО, установлены пунктом 2 статьи 21 Кодекса об образовании.
Статья 21. Устав учреждения образования
- Учреждение образования действует на основании устава.
- В уставе учреждения образования, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, указываются:
2.1. наименование учреждения образования в соответствии с требованиями законодательства;
2.2. место нахождения учреждения образования;
2.3. тип, вид учреждения образования;
2.4. цели и задачи деятельности учреждения образования;
2.5. сведения об учредителе этого учреждения образования;
2.6. язык (языки) обучения и воспитания, перечень реализуемых образовательных программ, программ воспитания, формы получения образования, профили образования, направления образования, специальности, по которым реализуются образовательные программы в учреждении образования, присваиваемые квалификации и (или) степени;
2.7. источники и порядок формирования имущества учреждения образования;
2.8. порядок управления учреждением образования, структура и порядок формирования органов управления и самоуправления;
2.9. порядок формирования структуры и штатного расписания учреждения образования;
2.10. полномочия учредителя этого учреждения образования;
2.11. порядок организации образовательного процесса в учреждении образования;
2.12. сведения о филиалах, представительствах, иных обособленных подразделениях учреждения образования;
2.13. сведения о создании, реорганизациях с указанием данных о правопреемстве, переименованиях этого учреждения образования со ссылками на соответствующие решения учредителя и регистрирующего органа;
2.14. порядок реорганизации и ликвидации учреждения образования;
2.15. порядок внесения изменений и (или) дополнений в устав учреждения образования;
2.16. другие сведения об этом учреждении образования, предусмотренные актами законодательства и определяемые учредителем.
По итогам проведения государственной аккредитации, подтверждения государственной аккредитации УОСО в 2024 году необходимо выделить следующие типичные несоответствия, допускаемые УОСО при подготовке устава: не указаны тип и вид учреждения образования; не указан перечень всех реализуемых образовательных программ, программ воспитания, формы получения образования либо указаны некорректно; отсутствует информация о структуре и порядке создания органов самоуправления; не указан порядок формирования структуры учреждения образования; включаются нормы, не соответствующие законодательству об образовании (например, сужается перечень педагогических работников, изменяется уровень согласования учебно-программной документации, корректируются квалификационные требования к педагогическим работникам и др.), используется устаревшая или зарубежная терминология.
Устав учреждения образования в обязательном порядке должен содержать в себе все без исключения позиции, предусмотренные пунктом 2 статьи 21 Кодекса об образовании. Кроме того, ряд нормативных правовых актов устанавливает необходимость включения в устав УОСО и иных сведений. Так, в уставе УОСО необходимо определить: общую численность членов совета УОСО и срок его полномочий, порядок избрания в члены совета представителей обучающихся, их законных представителей, представителей руководителей обособленных и (или) структурных подразделений, педагогических и иных работников учреждения образования — требования установлены частью 1 пунктами 6, 9 и 7 Положения о совете учреждения образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 18.07.2022 № 84.
При этом необходимо обратить внимание, что численность членов совета должна быть конкретной, а не ограничиваться минимальными и (или) максимальными пределами; на общую численность членов ученического совета УОСО и срок его полномочий — требования установлены пунктами 12 и 15 Положения о студенческом (ученическом) совете учреждения образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.09.2022 № 329. Кроме того, в уставе УОСО, по решению учредителя УОСО, могут быть закреплены иные нормы, предусмотренные законодательством:
- иные права и обязанности учреждений образования, обучающихся — пункт 5 статьи 19, пункт 2 статьи 30, пункт 2 статьи 31 Кодекса об образовании;
- иные полномочия руководителя учреждения образования — пункт 4 статьи 25 Кодекса об образовании;
- иные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся — пункт 2 статьи 33 Кодекса об образовании;
- права и обязанности иных работников, иные обязанности педагогических работников — пункт 2 статьи 54, пункт 2 статьи 53 Кодекса об образовании.
Законом Республики Беларусь от 5 декабря 2024 года № 46-З “Об изменении кодексов по вопросам образования”, вступающим в силу с 1 сентября 2025 года, исключена необходимость указывания в уставе предмета деятельности учреждения образования.
Рекомендуем при очередном внесении изменений в устав УОСО исключить из него норму, определяющую предмет деятельности УОСО.
Законодательные компетенции
Необходимо отметить, что в ряде УОСО разрабатываются и утверждаются локальные правовые акты, компетенция на утверждение которых у руководителя УОСО законодательно не определена. Так, в ряде УОСО разработаны Положения об ученическом совете, совете УОСО, попечительском совете, приказом руководителя УОСО определяются направления деятельности попечительского совета, родительского комитета и др.
Вместе с тем указанные органы самоуправления УОСО в своей деятельности руководствуются Кодексом об образовании, положениями, утверждаемыми Министерством образования. В отдельных случаях компетенция на установление дополнительных задач, функций, направлений деятельности и порядка работы органов самоуправления законодательством предоставлена не руководителю учреждения образования, а учредителю УОСО путем указания соответствующих норм в уставе УОСО.
Во многих УОСО разработаны Положения о комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника, в то время как, согласно пункту 6 Положения о комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 23 августа 2022 года № 281, комиссия, созданная в конкретном учреждении образования, в своей деятельности руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства и Положением, утвержденным Министерством образования. И, соответственно, компетенция руководителя УОСО на разработку и утверждение такого положения отсутствует.
Анализ законодательных актов в сфере образования позволяет выделить перечень локальных правовых актов, которые должны быть разработаны в УОСО и компетенция руководителя УОСО на утверждение которых определена законодательством:
правила внутреннего распорядка для обучающихся — подпункт 4.6 пункта 4 статьи 19 Кодекса об образовании;
правила внутреннего распорядка в общежитиях — подпункт 4.7 пункта 4 статьи 19 Кодекса об образовании (при наличии в УОСО общежития);
порядок получения законными представителями учащихся информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности обучающихся — подпункт 1.4. пункта 1 статьи 33 Кодекса об образовании (указанный порядок определяется руководителем УОСО с участием органа самоуправления, в который входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних обучающихся);
порядок и периодичность проведения самоконтроля за обеспечением качества образования — пункт 2 статьи 117 Кодекса об образовании;
порядок формирования, ведения и обеспечения функционирования интернет-сайта — часть 2 пункта 11 Положения о порядке функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.04.2010 № 645;
положение о комиссии по противодействию коррупции — пункт 3 Типового положения о комиссии по противодействию коррупции, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732;
порядок и форма проведения собеседования с обладателем документа о прохождении периода обучения — часть 2 пункта 21 Положения о порядке признания документов об образовании, выданных в иностранных государствах, и установления их эквивалентности (соответствия) документам об образовании Республики Беларусь, признания и установления соответствия периодов обучения в иностранных
организациях, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.08.2022 № 518;
порядок назначения дежурного по объекту общественного питания учреждения образования и подачи заявки на питание работниками учреждения образования — пункт 12 Положения о порядке организации питания педагогических и иных работников учреждений образования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2023 № 356;
положение о ресурсном центре — пункт 2 Положения о порядке создания и функционирования ресурсного центра, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.01.2023 № 39;
регламент работы ученического совета УОСО — пункт 16 Положения о студенческом (ученическом) совете учреждения образования;
положения о структурных подразделениях УОСО — пункт 11 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.09.2022 № 322;
инструкция о пропускном режиме — пункт 5 Правил безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.08.2022 № 227;
правила безопасного поведения обучающихся при организации образовательного процесса в учебных кабинетах физики, химии, биологии, компьютерном классе, кабинете трудового обучения (мастерской), допризывной (медицинской) подготовки — пункт 28 Правил безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования.
Внимание!
В целях унификации организационно-распорядительных документов в Республике Беларусь установлены единые требования к их составлению и оформлению, обязательность их применения не зависит от ведомственной подчиненности организации, ее организационно-правовой формы и других особенностей организации ее деятельности. Основными документами, в которых закреплены требования к оформлению организационно-распорядительных документов, являются:
Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4;
СТБ 6.38-2016 “Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов”, утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26.11.2016 № 83.
На общегосударственном уровне формы отдельных организационно-распорядительных документов унифицированы и включены в Унифицированную систему организационно-распорядительной документации (УСОРД).
Ольга РЫБАКЛЮЧЕВА,
директор Департамента контроля качества образования
Министерства образования Республики Беларусь,
кандидат юридических наук, доцент
Фото на превью pixabay.com